Мое открытие Зыкиной
Теперь уж лет пятнадцать назад знакомая певица Надежда Кущенкова пригласила меня на свой юбилей в ресторан гостиницы “Россия”. Торжество немного откладывалось, ждали Зыкину. Когда она вошла в зал, (событие проходило в общем зале) все присутствующие встали и зааплодировали. А через час внушительный стол, за которым мы сидели, был окружен многочисленными корзинами цветов, преподнесенных Зыкиной случайными посетителями. Потом она даже спела, и не раз. Что творилось в зале…
Тогда мне, ещё очень молодому человеку, посчастливилось станцевать вальс с великой певицей. И получить от неё один дельный совет о том, что предпочтительнее вкушать на подобных торжествах: икорку, рыбку, а не салаты и закуски, что едите каждый день дома.
Прошли годы. Наше первое знакомство забылось. И вот моя новая встреча с певицей. Разговор поначалу не заладился.
- А что, вы мало знаете обо мне? Я москвичка коренная, родилась на Канатчиковой даче. Прожила там 22 года. Первые мои слушатели – раненые из госпиталя.
- Вы работали в госпитале?
- Нет, я работала на заводе станкостроительном имени Серго Орджоникидзе.
Видите ли, я считаю, это скучно – рассказывать все. Лучше всего прочитать. Обо мне очень много всего написано. Я же ничего нового не могу сказать. Книга обо мне вышла. Даже несколько. Значит, вы даже не подготовились к нашему разговору?! Прочитайте публикации, их много.
- Ещё лучше всё переписать и выдать за своё… Нет, я хотел бы открыть “свою Зыкину”… А может, начнем с вашего коллектива?
- Ансамблю “Россия” более четверти века. Это хороший коллектив с установившимися традициями. Первым руководителем был Роман Мацкевич, который помог мне собрать людей. Потом немножко был Петелин, а уже позже пришел Виктор Гридин, который проработал около 15 лет. Он привнес эстрадную палитру. Гридин очень много написал для нас. Его произведения мы исполняли и на радио, и на пластинках. Вышел диск с его произведениями. Нынешний руководитель, Николай Степанов, сделал из нашего ансамбля не симфонический оркестр, конечно, ребята играют на народных инструментах, но мы исполняем классику: Римского-Корсакова, Рахманинова.
Сейчас готовится большая антология моих произведений, потому что за пятьдесят лет я очень много песен записала, а на этих дисках будет только самое лучшее – 50 произведений – это 15 дисков.
- Вы создали Народную Академию культуры? (Я не стал напоминать, что помогал певице в этом начинании еще в 1990 году. Сколько через неё прошло людей!).
- Почти десять лет назад. Культура входит во все жизненные структуры, даже в землепользовании тоже должна быть высокая культура.
Вот почему мы строим в Москве Академию. Вся беда в том, что постоянно приходится бороться. Когда начинаешь хорошее дело, то тебя не поддерживают, а наоборот, палки в колеса вставляют. Все думают только о наживе, и тебя в этом подозревают.
А Академия многое уже успела сделать. Наши музыканты ездят выступать в детские дома. Мы обеспечили всю культурную программу, когда выводили войска из Германии. Искусство должно было попытаться сгладить горечь поражения в холодной войне. Культурно-зрелищную часть празднования 50-летия Победы подготовила Академия, и с этой программой проехали практически по всей России. Это тоже стоило много крови. Все говорят, что надо, а как только касается денег – то вроде ничего и не надо.
- Времена поменялись, взаимоотношения между людьми, теряем лучшее...
- Да не теряем. Просто мы все вместе родили нового ребенка, которого не можем воспитать. А может, еще и не знаем, кто родился? И, наверное, надо относиться к этому с уважением, а для этого надо носить в себе очень высокую культуру.
Даже Вы, когда пришли, не подготовились в традиционном понимании, и я могла просто на вас накричать и выгнать. Вы красиво все перевернули в другую сторону. И я очень этому рада. Значит, в Вас живет эта культура. Это уже мое дело, как я отношусь к тому, что Вы хотите, но я уважаю Ваше мнение. Потому мы нашли общий язык, и я повернулась к Вам лицом и стала рассказывать о том, что Вы хотите.
И к тому, что сейчас происходит… Надо, конечно, быть очень терпеливым человеком. И относиться с уважением друг к другу. А для этого надо об этом все время говорить. А мы об этом не рассказываем даже в школах, потому что дети не хотят слушать. Это им не интересно, они к этому не привыкли, они уже не знают, что такое сопереживать.
- А что нужно, чтобы они нас слушали?
- Нужно все-таки вернуть дисциплину, которую мы взяли и выбросили. И культуру. Что у нас происходит? В колледжах и разного рода платных учебных заведениях дети могут сказать учителю: “Ставь мне приличную оценку, я тебе деньги плачу!” Это и есть бескультурье. А вы посмотрите, как это происходит в церкви. С каким уважением те же дети относятся к человеку, который служит Богу, который рассказывает о нем, и с каким вниманием они слушают об этом. Еще не все потеряно.
- Значит, все дело в вере?
- Человек с достатком боится потерять этот достаток. У людей старшего поколения отобрали накопленное трудом – и они утеряли веру. И так во всем. Поэтому людям надо вернуть веру в завтрашний день.
- А как это, вернуть веру?
- Нужно все вернуть. Не ты это заработал, не тебе это брать.
- У нас теперь ситуация такая, две трети некогда народного достояния принадлежит кому-то конкретно. Что, просто так взять и отнять?
- Наворованное, конечно. У народа отобрали, а почему нельзя у них отобрать?
- А как выходить из положения тем, кто сейчас перебивается с хлеба на воду?
- А кто не перебивался? Здесь многое зависит от самого человека. У меня были моменты в жизни, когда я жила на 60 копеек. И никогда не ходила, и не просила. И был оптимизм. И я всегда говорю – надо что-то делать. Я стала вышивать – стали появляться деньги. Платья, допустим, концертные я сама стала шить. Или, например, ко мне часто обращаются с вопросом, кто вас причесывает? Да я всю жизнь сама себя причесываю, и маникюр и педикюр – все сама. Не от того, что денег жалко. Нужно чему-то учиться, приложить желание.
Были в моей жизни такие встречи, когда ко мне приходили подруги, в данном случае, из “Березки”, а я болела. У меня в холодильнике, кроме селедки, масло сливочное и помидоры соленые, огурцы, капуста – сама солила.
Думала я думала, и решила. Селедку почистила, остов сварила. На этом отваре приготовила вкрутую манную кашу. Добавила туда томатную пасту, приличную порцию растительного масла и много-много репчатого лука. Еще лимон, если есть, уксус тоже подойдет. Все тщательно перемешала. Перемешать надо, чтобы крупинка от крупинки отделялась. Получилась и по виду, и по вкусу натуральная икра. Плошку килограмма на полтора съели без остатка. Все были сыты и довольны.
Главное - не терять веры в будущее.
- Секрет молодости, по-вашему, в чем заключается?
- Не надо запираться в четырех стенах. Нужно чаще выходить на улицу и общаться с людьми.
- Вы, наверное, часто влюблялись?
- Да я не знаю! Я и сейчас люблю!
Вот такой разговор получился у нас с Людмилой Георгиевной Зыкиной, великой певицей, олицетворяющей целую эпоху в культурной жизни страны. Несколько неожиданный разговор. Оказывается, не только пение занимает её мысли. И в этом моё открытие Зыкиной.
Владлен Дорофеев 1999 год
Свидетельство о публикации №222012701856