Руническая символика на оружии 2-12 века н. э

Руническая символика на оружии викингов и их пращуров, это не только интерес археологов или групп исторической реконструкции. Меня, как исследователя Северной Традиции, данная тема интересует как наиболее мощная форма энергетического воздействия человека на окружающий его Мир.

Оружие, освященное эрилями, становилось, Предметом Силы, так как Руны являлись, да и по сей день являются, самым действенным магическим инструментом, а оружие и сила, во все времена, выступало в качестве самого авторитетного и непререкаемого аргумента в сфере нашей материальной жизни.

Оружие с активированными рунами получалось, как сейчас принято говорить, «Два в одном». Личная Сила и Магия – именно они, с точки зрения человека архаической эпохи, наиболее эффективно преобразовывали реальность, изменяя её в требуемом направлении.

Сочетание физической и магической Силы (физической – меч, топор, копьё, кинжал, стрела и т.д. и магической - руны на оружии) в единое целое, несомненно, существенно усиливало результативность действий их обладателя.

Вспомним, для примера, защитника Мидгард-Земли, бога аса Тора. Помимо волшебного молота Мьёльнира (Молнии), он обладал ещё поясом Силы и железными рукавицами. Именно сочетание всех этих магических артефактов делало бога-громовержца практически непобедимым.

Но, вернёмся к теме оружия и рунических символов на нём.

Количество рунических надписей на оружии, известных к настоящему времени, относительно невелико, и в целом составляет сравнительно небольшой процент от общего числа рунических памятников. Причём бросается в глаза совершенно непропорциональное распределение их по эпохам.

От эпохи рун Старшего Футарка (с 200-е по 700-е г.) и переходного периода, до нас дошло не менее 26 надписей на предметах вооружения.

Период младшерунической (Младший Футарк) письменности (примерно с 700 по 1300 г.) сохранил, всего лишь около двух десятков объектов подобного рода.

Кстати, старшерунических надписей исследователям известно всего чуть более более 250-ти, в то время как количество эпиграфических памятников эпохи викингов и Средневековья исчисляется почти в 6000 единиц.

В результате получается, что надписи Старшим Футарком на оружии составляют примерно 10 % от общего числа находок, а Младшим Футарком - лишь около 0,0035 %.

При этом прослеживается определённая закономерность: 23 рунические надписи (Старшим Футарком) из 26 нанесены на предметы наступательного вооружения.

Среди них 14 экземпляров мечей и их конструктивных элементов — наверший, обкладок ножен и т.д., 8 наконечников копий и Дротиков, 1 древко стрелы. При этом лишь три находки связаны с предметами оборонительного вооружения — 2 умбона от щитов и один шлем.

Хочется так же заострить внимание, что надписи на копьях и дротиках присутствовали на протяжении всей рунической эпохи. Это, несомненно, свидетельствует о широком распространении рунической грамотности и активности применения рун в воинском обиходе.

Кстати, предметы оборонительного вооружения, с нанесёнными на них руническими символами, относятся преимущественно к наиболее ранним эпохам рунической письменности и не представлены среди поздних находок.

Самые ранние находки оружия с руническими надписями датируются 200-м годом н.э.

Какие же надписи наносили на оружие?

Надписи, которые удалось перевести исследователям, выглядят следующим образом:
- «Оружие сияющего, великолепного дружинника»;
- «неплохо известный» (славный);
- «этот меч принадлежит мне», дальше, как правило, следовало имя владельца.

Интересное наблюдение - имена владельцев или мастера-кузнеца на найденном археологами оружии встречаются довольно часто и, как правило, подобные надписи однотипны.

Нередко оружию давали собственные имена, например, «swarda», что предположительно переводится, как «Черный меч».

Также, на оружии тех времён, встречается типичное магическое заклинание « alu».

Есть и такие надписи:
- eic sigimer nemde — «Сигимер назвал меня», с другой стороны — sigi mci ah («Сиги владеет мною»);
- aeco so eri («увеличивающий страдания»);
- навершие меча с рунами «z» иногда рассматриваемые как посвящение Тору;

На одну из находок я хочу обратить особое внимание – это навершие меча, на котором дважды начертана руна бога Тюра. Данная находка уникальна, так как данный, конкретный, символизм на оружии упоминается в эддических текстах, а это уже прямая отсылка к тому, что оружие, помимо физических свойств имело ещё и магические.

Далее, нам известна надпись на щите: «aisgRh», которая до сих пор вызывает споры специалистов. Вот перечень переводов предложенных отдельными исследователями: — «Сиги владеет этим щитом»; — «Одержи победу, щит»; — «Я одерживаю победу»; — «Эйсгер владеет этим»; — «Сиггер владеет мной»; — «Aisig. Hagel» (два слова — «яростный» и «порча»); — «Оставайся невредимым от бури копий» (кеннинг); — «Отводящий град» (копий или стрел). Любой из этих оговоров легко мог стать магическим заклинанием, усиливающим защиту обладателя данного щита.

Хочется так же выделить находку, где на умбоне щита из Торсберга присутствует римская надпись — AEL(IUS) AELIANUS. Сохранились и другие щиты, с руническими надписями римских имён.

И это породило интересную версию исследователей о том, что элита (верхушка, вожди, верховные служители культа и т.д.) викингов – это выходцы из знатных Римских Семей и их челядь, вынужденных покинуть свою родину в результате организованных на них гонений.

И даже знаменитая нам по сериалу «Викинги» «стена щитов», это не что иное, как трансформированная римская «черепаха».

Как эзотерик я чувствую, что в сторону этой версии течёт энергия, но, к сожалению, информацию с Акаши - плана к научным и археологическим изысканиям не «подошьёшь».

Ещё одна интересная находка - на наконечниках нескольких найденных копий, читается надпись: «EkerilaR asugisalas muha haite gagaga ginuga he lija hagalawijubig». В этом достаточно длинном тексте четко и недвусмысленно читаются несколько первых слов: «Я, эриль Асгисль...» После этого следуют более или менее стандартизованные посвящения и магические формулы, в том числе и широко известное «gagaga».

- Наконечник копья из Холборо — своеобразная биндеруна: руна Тюра на прямоугольном основании, напоминающем кириллическую букву П;

Надписи на метательных и колющих копьях:

- raunijaR — «лишающий врага мужества»;
- ranja («находящийся в движении»?);
- tilarids — «стремящийся к цели»;
- sioag или gaois (перевод неясен, возможно «ревущий, звучащий»);
- ...krlus (возможно, «я, герул»?);
- надпись idorih. Варианты прочтения — «делаю могущественным и уважаемым», имя собственное или посвящение богу Тору (Top = Dor?).

Друзья, давайте подытожим вышеизложенное: в старшерунических (Старший Футарк) надписях на оружии следует выделить пять основных категорий:
1. Собственное имя оружия, чаще всего являющееся однословным или составным эпитетом, то есть хейти или кеннингом;
2. Указание имени владельца оружия;
3. Указание на лицо, вырезавшее руны,— эриля, либо кузнеца (мага-кузнеца) изготовившего оружие.
4. Магическое заклинание или его аббревиатура;
5. Непосредственное посвящение оружия тому или иному богу асу в расчете на его помощь.

Напомню, что боги асы были не только богами-Творцами и богами Созидателями, но, и прежде всего, Богами-Воинами и Богами-Защитниками.

Безусловно, очевидна чрезвычайная значимость магической составляющей рунических символов на оружии тех времён. При неустойчивости орфографии, общей для старшерунических памятников, прослеживается удивительно упорное и настойчивое стремление пометить оружие с использованием чрезвычайно экспрессивных эпитетов, совершенно недвусмысленно подчеркивающих их агрессивный, наступательный или (что намного реже), оборонительный характер предмета вооружения.

Вот пример таких надписей рунами: «Стремящийся к цели», «Яростный», «Проникающий» — думаю, трудно представить себе более подходящие имена для копий или мечей.

В ходе анализа рунических надписей на оружии, прослеживается персональная связь между оружием и его владельцем. Одно не существует без другого, и наоборот. В этих надписях запечатлелась надежда на помощь богов в решающем броске и удачном ударе, надежда на то, что, вовремя подставленный щит, выдержит и не подведет.

Метательное копьё, ангон, являлся весьма важным элементом экипировки и вместе с тем порой выступал как главный действующий персонаж поединка.

Первый всесокрушающий бросок воина, мог привести к безоговорочной победе ещё до рукопашной схватки. Поэтому ему уделялось особое внимание. В то же время, неудачный бросок копья мог поставить под угрозу дальнейший исход поединка.

Помните, как началась битва между богами асами и богами ванами? Бог Один метнул своё копьё в войско богов ванов, и лишь после этого сражение началось.

Именно в силу этого столь лаконично-яркими порой бывают надписи на наконечниках копий, выступающих как своеобразный символ эпохи.

Профессиональный Воин (а викинги были именно профессиональными воинами, это вам не народное ополчение) любил свое оружие, доверял ему, называл его ярким и звучным именем, ожидая помощи в бою, прежде всего, от самого оружия, и только во вторую очередь — от ответственного за воинский успех божества.

Друзья, я позволю напомнить имена славных богов ассов, к которым за помощью взывали Северные Воины: Один, Тор, Хеймдаль, Тюр, Уль и другие…

В завершении хочется отметить, что определённая персонификация предметов вооружения и наделение их определёнными чертами одушевлённого существа, органично вписывается в стереотипы ведического мышления, которое досталось Северным Воинам от их пращуров – Славяно- Ариев.

Друзья, при подготовке данной, статьи мной использовался материал из книги: Хлевова А.А «Предвестники викингов Северная Европа в I - VIII веках». Если Вас заинтересовала данная тема, рекомендую почитать эту замечательную книгу, так как одним постом в ВК я могу лишь передать вам краткую выжимку наиболее интересных моментов.

Друзья, я буду Рад, если прочитанная информация пойдёт Вам во Благо и на расширение Вашего Мировоззрения.

С Уважением ко всем, писатель и рунолог, Лев Невский.


Рецензии