Выборы. Записки провинциального политтехнолога-7

    НА  ВЫБОРАХ  В ГОСДУМУ ОБЛАСТИ
    ПОПАЛ В  «ГРУППУ СМЕРТИ» 

   Время от времени в канун очередной выборной кампании мы встречались с коллегами-политтехнологами  то ли в коридоре областного избиркома, то ли редакциях газет или в типографиях. На всякий случай интересовались, кто в каком округе будет работать с кандидатами. Вдруг придется противодействовать друг другу. Лучше заранее договориться, чтобы не перегибать палку в пылу избирательных баталий.Однажды повстречался мне коллега Николай, который участвовал в ряде выборов. Обычно он брался работать  с такими кандидатами, которые были наверняка проходными – выдвиженцами  партии власти и с немалыми ресурсами. Николай по- свойски  спросил меня:
    – С кем на выборах в  областную Думу будешь работать?
    - Зовут его Александр Александрович  – аграрник со стажем.
    – И кто там в округе конкуренты? -  поинтересовался коллега.
    – Руководители газпромовского «Межрегионгаза»    и районного «Автодора».    
    – Ну и выбрал ты! Это же, как говорят  в футболе,   «группа смерти».
    –  С чего ты взял?
    – Думаешь, что у газпромовца  дефицит финансов или  автодоровцу  на строительство дорог не дают денег? 
    – Так не думаю, - ответил я.
    – А может, считаешь, что администрации районов не поддержат своих земляков?    
    – Поддержка, конечно, будет, - опять согласился я.
    – Тогда чего лезешь на рожон? Победу можно хоронить заранее. Могу принести траурную ленту.
    – Видишь ли, кандидата Александра Александровича  я знаю давно. Он позвонил мне и попросил помочь на выборах. Не мог я ему отказать как старому знакомому. Я  не раз брал у него интервью, когда еще был он заместителем начальника сельхозуправления  области по животноводству. Ему не повезло с зимовкой скота в студеную зиму, сняли его с должности и кинули на строительство нового пригородного совхоза «Агрофирма». Стал он опальным руководителем.
    – Ну и ну, к тому же твой кандидат еще и опальный, из бывших областных начальников. На что ты рассчитываешь при таком раскладе?
    –  Биография у него интересная. Он личность, к тому же еще ученый - кандидат сельскохозяйственных наук.
    – Это вряд ли поможет. И областное начальство наверняка не протянет руку своему бывшему сотруднику. Так что, твоему кандидату утешительное третье призовое место обеспечено.
    – Посмотрим! - сказал я решительно. - Как бывший спортсмен я знаю, что на  выборах   только чемпион берет главный приз  –  место  депутата Госдумы области. От третьего места никакого утешения нет.
    – Пока не поздно лучше договорись с другим кандидатом - проходным. Еще не всех разобрали, - бросил  коллеге   спасительный круг Николай.
  Последнее предложение добило мое терпение 
    – Договариваться ни с кем  не буду. Выбор: работать с тем, кому обещал.       
    – Ну, тогда, тебе флаг в руки, в спину попутного ветра, а навстречу - паровоз, - так напутствовал  меня мой доброжелатель, чем окончательно вывел из себя. Но я не стал выражать свое возмущение. Просто ухватился  за последнюю фразу пожелания коллеги и сказал.
    – Может, ветер будет таким попутным, что  догоним  паровоз и заскочим в последний вагон. 
    Николай был в своем репертуаре. Он по натуре острослов,  поэтому я не стал еще раззадоривать его циничное красноречие, поэтому сказал на прощание:
    –  Твоему  кандидату желаю удачи, а со своим поработаю по всем правилам создания имиджа, как учил на курсах имиджмейкеров американский специалист по выборам, который  у себя на родине и в России обкатал свои технологии проведения выборов. 
    Коллега всегда ревностно относился к моей работе. Он считал себя удачливее, поэтому я не стал его переубеждать.  Что-то доказывать надо делами, а не словами. Все же разговор с коллегой был не бесполезным. Он подстегнул мой настрой использовать весь известный мне арсенал создания образа человека, которому поверят избиратели и за  нам пойдут.
      
    ОБРАЗ КАНДИДАТА БЛИЗКИЙ К РЕАЛЬНОМУ

    По  корреспондентским делам я многократно бывал  во всех трех районах, по которым предстояло избираться моему подопечному, был знаком с большинством руководителей хозяйств. Чтобы узнать, как  теперь там у них дела, отправился в областную библиотеку и почитал готовые  подшивки местных районных газет. Ничего отрадного в них не встретил: так называемая перестройка с плеча и наотлет шарахнула  по экономике бывших совхозов и колхозов. Самый известный орденоносный председатель колхоза «Новое» из-за разрушительных реформ в сельском хозяйстве не устоял, от переживаний умер. Другой – бывший  депутат Верховного Совета РСФСР  из колхоза «Заря»  боролся до последнего за живучесть хозяйства, но не смог перебороть сложившуюся систему разрушения села. Заболел и был вынужден со стороны наблюдать, как гибнет его хозяйство.
   Во всех трех районах не осталось вожаков, защитников тружеников села. Обо всем этом я думал, когда размышлял, какой должна быть предвыборная газета моего кандидата.  Пришел я к выводу, что сельские районы остались без лидера. Отсюда и пришла мысль, что наш кандидат и может стать тем человеком, которого не хватает селянам: руководителям,  специалистам, животноводам, механизаторам.
    Предвыборная газета, посвященная кандидату должна была доказать, что наш кандидат именно такой человек, за которым можно пойти деревенским труженикам. Я знал, что писать надо простыми словами, которым больше веры. Все тексты надо накрепко связать со слоганом.  Мне это  слово никогда не нравилось. Чуждое оно для селян. Поэтому я  заменил его на наше – девиз,  всем  известное и понятное. Тогда я я сформулировал: "СЕЛУ НУЖЕН ЛИДЕР!" Этим лозунгом были пропитаны материалы газеты.
    Каким он  должен быть лидер?
    Чтобы ответить на этот вопрос, я приехал к директору пригородного хозяйства ЗАО «Агрофирма».  Александр Александрович (имя отчество реальное)  встретил меня у входа двухэтажной каменной конторы. Он был одет в простую темно-серую куртку на молнии, какие можно купить  на любом тогдашнем рынке, видавшей виды светлой желто-белой меховой шапке,  и в далеко не новых брюках и ботинках. Облик   моего героя, конечно, никак не вязался  с классическим  портретом кандидатах в газетах.  Простой, работящий мужик – да  и только, таких много, на каждом шагу в селе.  Начал я  разговор со старым знакомым с нейтральной темы:
   – Я видел вашу контору ещё на стадии строительства. И когда тут вы тут успели перед ней посадить столько елей? И как они выросли-то Тут же  у вас песок.
   – А субботник организовал из конторских.  Когда посадили всё, сказал всем, что если ваше персональное деревцо усохнет, то и вы тоже усохнете на своем рабочем месте. Конечно, я в шутку так ляпнул. Но результат есть. Посмотри, как всё выросло – почти  до крыши конторы и выше.
   Эта история с посадкой елей мне понравилась, да  так, что я ничего не придумал другого, как сфотографировать кандидата  своим  японским  «Олимпусом» на фоне дерева. Когда делал фото, спросил Александра Александровича:
   – А что если на первой странице газеты поместим снимок на фоне ели, внизу – зарисовку   «Когда деревья стали большими», о том,  как вы выполняли три заповеди мужчины – дерево посадить, дом построить, сына вырастить
   –  Все это я уже не по одному разу исполнил.  Не одно дерево сажал, а целые сады и парки, когда был председателем райисполкома в соседнем районе.

     ОН ТАКОЙ, КАК МЫ, НО ЕЩЁ И УЧЕНЫЙ

  Когда поднялись на второй этаж «Агрофирмы»,  в кабинете за столом я предложил еще раз пройтись кандидату  по его биографии, что он за человек и что у него за душой. На основе  этого разговора потом я написал статью. Наш выдвиженец  после средней школы работал сварщиком на строительстве ГЭС, моряком  служил на Тихоокеанском флоте, учился в сельскохозяйственном институте. По распоряжению Министерства сельского хозяйства направлен в нашу область и с июля стал главным агрономом совхоза. С декабря того же года — директор другого совхоза. В 1973 году окончил аспирантуру научно-исследовательского института овощного хозяйства и получил ученую степень кандидата сельскохозяйственных наук. Ученая степень понадобилась Александру Александровичу, чтобы работать по-новому, на основе самых современных технологий. Открытость к новому у него в крови, поэтому за чтобы не брался,  всегда учитывал лучший опыт.
   В 1976 году –  руководитель  районного Совета народных депутатов, с 1978 по 1980 годы – заместитель  начальника управления сельского хозяйства облисполкома. С января 1980 года –  бессменный директор совхоза, генеральный директор “ЗАО «Агрофирма». С этого момента  коллектив ведет отсчет времени достойной и относительно благополучной жизни. Хозяйство из убыточного сельскохозяйственного предприятия стало одним из лучших хозяйств не только области, но и России. Надой молока ежегодно составлял более 5000 литров молока от одной коровы, урожай зерновых свыше 30 центнеров с гектара, картофеля и овощей более 300 центнеров с гектара.   (По  тем временам это мечта многих хозяйств).  Эти цифры свидетельствовали, что наш кандидат умеет работать, знает, что и как делать  на земле и в животноводстве. В своем деле он действительно не придуманный лидер. Его достижения признаны в области и стране.
   Под заголовком «Награды не зря даются» в газете я написал, что
 Александр Александрович в советское время отмечен: орденом “Знак Почета”, медалью “За доблестный труд”, званием “Отличник здравоохранения”, Заслуженный работник сельского хозяйства России”. Награжден   орденом  «Почета»,   имеет Бронзовую медаль ВДНХ, нагрудный знак ФНПР.
   Если на первой странице газеты кандидат имел облик по принципу «Он такой же, как мы», то на второй как уважаемый при всех наградах в официальном костюме.

    ОБРАЩЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕНННИКА, УЧЕНОГО, ЧЕЛОВЕКА
 
    Позиционирование кандидата было связано с его общественной должностью – председателя  аграрного союза района. Но главное в его характеристике вынесено в заголовок материала  «Хозяйственник, ученый, человек». Среди руководителей колхозов и совхозов редко встречаются кандидаты наук. В кратком очерке отмечалось, что именно экономически грамотный научный подход обеспечил хозяйству прибыльную рентабельную работу, а значит и хорошую жизнь труженикам хозяйства. Второй принцип для всех: на селе  он – свой.
    Александр Александрович стал ездить по селам трех районов, встречаться с людьми. Поездки были безрадостными для него, поэтому мы подготовили для газеты материал с болью о наступившей разрухе в хозяйствах, многие из которых погибли или  были на грани этого.
    Александр Александрович  в обращении к  избирателям сказал:
   «В предвыборные недели - я успел объехать десятки сел, деревень Некоузского,  Мышкинского, Большесельского  районов. Надо сказать, что все проблемы, которыми делились со мной будущие избиратели, мне хорошо известны. В Большом Селе людей взяла за горло безработица. На глазах гибнут коллективы сельхозтехники и сельхозхимии. Людям некуда податься. В Мышкинском районе безработица всерьез “достала” сельских жителей. В Некоузском районе – та  же картина. Ни руководители отдельных хозяйств, ни в целом руководство района эту проблему не решают. Нет, прежде всего,  компетентного подхода к решению проблемы занятости, а потому нет и никаких реальных шагов. Другая острейшая беда –  проблема руководителей хозяйств.
   Среди них часто встречаются люди случайные, неподготовленные, малоквалифицированные. Районное руководство разводит руками и ничего толкового не может сделать. Неудивительно, что в такой обстановке вырезается скот, сокращаются посевные площади, хозяйства работают с большими убытками. Бедствуют и пенсионеры, и молодежь. Хозяйствам не до них. Всех проблем не перечесть. Для себя я сделал один вывод – ситуация  все же не совсем безнадежная. В моей практике приходилось сталкиваться с подобными вещами. И если большесёлы,  некоузцы и мышкинцы поддержат меня на выборах, могу заверить, что общими усилиями большинство проблем мы сможем одолеть». В газете под заголовком «Обещания должны быть реальными». мы дали оценку посулам избирателям  основных конкурентов  –  руководителей  местной организации всесильного «Газпрома» и областного «Автодора».
    На последней странице мы представили слово  рядовым избирателям из всех трех районов округа под общей   рубрикой «Такой нам нужен депутат». Заголовки мнений об Александре Александровиче были говорящими: «От трудностей он не убежит», «Ему к схватке с чиновниками не привыкать», «Будет толковым депутатом, а не пустозвоном», «Он знает, как сделать жизнь лучше», «С ним мы сделаем жизнь лучше», «Он возвращается лидером». Таким образом, девиз «Селу нужен лидер» был закольцован.

   P.S.
  После выборов днем мне позвонил коллега Николай.
   – Ну как твой кандидат?-спросил он.
   – Более 40 процентов голосов взяли.
   – А конкуренты?
   – У автодоровца  где-то около 15 процентов, у руководителя «Межрегионгаза» 20 с копейками.
   – Чем объясняешь победу?
   – Время таких людей как Александр Александрович пришло.

   В  Государственой   Думе области  Александр Александрович активно защищал интересы сельских тружеников, помогал руководителям администраций Большесельского, Некоузкого и Мышкинского районов в наполнении бюджета для проведения активной социальной политики. Немало уделил внимания и передаче своего опыта –  хозяйственника и ученого. Его выступления способствовали  принятию взвешенных законов и постановлений.

   О НЁМ  ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

  Остается добавить мнение об Александре Александровиче тогдашнего заместителя губернатора по АПК Михаила Васильевича Боровицкого  (ныне председателя областной Думы)  из книги «Годы и люди, или повороты  жизни в эпизодах»
   – На тех выборах 2000 года  в Госдуму области пришли рачительные руководители,- сказал Михаил Васильевич. -  Они  восприняли новшества, которые мы начали для коренных перемен на селе. Среди них был Александр Александрович. Он на деле поддержал модернизацию сельского хозяйства для улучшения жизни людей села. За ним потянулись и другие руководители районов, хозяйств от которых он был избран. На своем примере он умел сделать сторонниками перемен завзятых консерваторов. И в областной  Думе был лидером депутатов - аграриев.      


Рецензии