Эх, дороги!

 Иметь в личном пользовании хоть какой-то, пусть и захудалый или подержанный автомобиль в советские времена было пределом счастья и жизненного успеха. Вот и Александрычу в июне 1989 года, когда ему уже исполнилось полных 36 лет, несказанно повезло, когда при поддержке профкома завода – тогда это было необходимой нормой - ему была предоставлена возможность приобретения автомобиля. Да и достался ему не абы какой автомобиль, а «Жигули 2107» да еще и с пятиступенчатой коробкой передач, что было вообще пределом всех мечтаний начинающего автомобилиста. Александрыч буквально за два месяца до приобретения своей «белой ласточки» сдал экзамены и получил права на управление автомобилем, то есть был совсем не опытным водителем, а только начинающим «чайником».
               
 Александрыч, как главный инженер завода, получил право заезда на территорию комбината на своей частной машине. А в октябре, когда сумерки начинались относительно рано, да еще и моросило в этот день, попал в аварию, когда в его машину на одном из перекрестков въехал бетоновоз. Побил он машину, конечно, сильно. Да и расстроился тоже сильно. Успокоила Александрыча, к его несказанному удивлению, но и радости от такой поддержки и участия в переживаниях незадачливого начинающего автомобилиста, жена, сказав, что железо обязательно отремонтируется. Главное, что сам не пострадал. Ремонт, однако, оказался нелегким. На станции «Автоваза», конечно, все полученные вмятины устранили, новыми запчастями старые заменили, но не могли устранить проблемы с развалом – схождением колес.
               
 На одном из совещаний при главном инженере комбината Александрыч рассказал о своем горе главному инженеру строящегося тогда завода СКЭПТ. Тот сказал, что любит покопаться сам в технике, к чему его приобщил отец. Договорились о встрече в гараже, где тогда стояла пострадавшая машина Александрыча. Новый его приятель на раз – два устранил проблему, причем тривиально укоротив одну из тяг подвески, чего, конечно, в сервисе сделать не могли. Не могли просто по причине того, что на технических приспособлениях ничего ни обрезать, ни отпиливать, ни укорачивать по правилам нельзя. На человеческом организме можно, а вот в машинах, тем более на автомобилях, если это не прописано в нормативах, ни в коем случае. Вот так начинающий горе-водитель, получил свое первое боевое крещение на дорогах. А с приятелем, который помог Александрычу в ремонте, сдружились накрепко. Потом и работали долгие годы вместе. И сейчас дружат семьями.
               
Это была его первая автомобильная авария. Но не последняя. Ведь от всяких там неожиданностей никто на наших дорогах не застрахован. Здесь того и гляди, что какой-нибудь «мастер» на красный свет на перекрестке выедет, либо на встречную полосу при обгоне в нескольких метрах от тебя выскочит, или какая-нибудь «автоледи» правый поворот покажет, а свернет налево. Богата неожиданностями российская дорога! Особенно, когда отправляешься в дальняк. При этом или едешь по этой дороге впервые в жизни, или не ездил по ней уже много лет. И никак не ожидаешь от этой знакомой, вроде бы, трассы неожиданных ухабов и ям, находящихся прямо за крутым и не просматривающимся поворотом, которые участь твоя все собрать автомобильной подвеской и колесами в обязательном порядке. Иногда даже двух запасок, предусмотрительно взятых с собой в дальнюю дорогу, не хватало.
               
 Приобретя автомобиль, Александрыч стал чаще наведываться к родственникам: и своим в новгородской области, и жены в архангельской. За одну такую поездку накручивал за баранкой до пяти тысяч километров. Бывали в этих поездках и неожиданные приключения.

В 1995 году после свадьбы дочери Александрыча собрались всей семьей в круиз по родным местам, да и чтобы многочисленных северных родственников с молодыми познакомить. В этой поездке сын Александрыча выполнял роль штурмана, который следил за дорогой по атласу. Навигаторов ведь тогда еще не было, а многие дороги осваивались Александрычем впервые. Посетив родителей Александрыча, двинулись дальше в путь на север в поморские края. Раньше обычно ездили по трассе через Вологду на Архангельск. А тут «штурман», вдруг сказал, что нашел более близкий путь через Каргополь. И поехали этой дорогой. Взору путешественников открывались невообразимые красоты сосновых и еловых боровых северных лесов, бескрайний простор Белого озера, которое действительно становилось белым даже при легком дуновении ветра от белых барашков на гребнях мелких волн. Любовались развалом огромных гранитных валунов, принесенных сюда, видимо, из Скандинавии ледником, на склонах небольших возвышенностей. Бесподобная природа, от любования которой россияне часто отказываются, выбирая заорганизованный зарубежный отдых. Дорога же, по которой двигались, сначала от покрытой асфальтом перешла в насыпную, а потом приехали к месту, где были накатаны, видимо, лесовозами, огромные колеи. Вот в одну из таких практически ям машина и скатилась. Вытаскивали часа три. Измазались, вымокли, устали. Вернулись к замеченной раньше по пути речушке, умылись, помыли машину и двинулись в обратную дорогу. Километров двести лишних тогда мотанули, но зато посмотрели заповедные места, в которые без этого приключения никогда бы по собственной воле не попали. Да и женам своим мужчины тоже тогда доказали, что могут бороться с непредвиденными обстоятельствами, применяя, кроме мужской силы, еще и смекалку в части освобождения севшей на днище, да еще и свисающей над глубокой ямой, машины.               

 На этом приключения Александрыча, связанные с дорогами и машинами не закончились. Да и не могут они закончиться, пока есть дороги, по которым ты, как автомобилист, ездишь.
               
 Дело было в 1997 году. Отцу Александрыча исполнялось 70 лет. И Александрыч с женой собрались на юбилей. У них была уже новая машина. Иномарка, собранная, правда, в России, под Ростовом. «Дэу Эсперо» называлась. Неплохая машина по сравнению с «Ладой». Уже проехали Ярославль и Рыбинск. Двигались по направлению к Череповцу. В середине ноября уже подмораживало, на дороге был укатан снег. Хотя и ехали на шипованной резине, на поворотах чувствовались незначительные заносы. Но машина эта переднеприводная, поэтому и на скользкой дороге легка в управлении. Ехали где-то со скоростью под 100 км в час. И вдруг в стороне леса увидел Алесандрыч нескольких людей с ружьями, которые стреляли в сторону дороги. Какое действие предпринимает в этих условиях нормальный человек? Естественно, жмет на газ, чтобы быстрее из зоны возможного поражения уехать. Что Алесандрыч и сделал. Но вдруг увидел, что буквально в нескольких метрах перед машиной на дорогу выбегает стая кабанов из пяти особей. Затормозить не успел и, сбив одного из кабанов, успел только сказать жене, чтобы она держалась. Машину увело резко влево, на огромной скорости она съехала по склону насыпной над болотом дороги, а потом выскочила на, слава богу, замерзшее болото. Там машина, которая начала вращаться по льду, врезалась боковой дверью в гнилое дерево и остановилась, провалившись передними колесами под лед. Из леса начали выходить мужики с ружьями. Александрыч в сердцах их обругал, на что они ему всерьез заявили, что почти были уверены, что не увидят тут живого водителя с попутчицей. А если оные много будут выступать, то и положить их тут они могут, сославшись на аварию. Видимо, сильно разгневались на людей, испортившим им такую прекрасную охоту, на которой они могли добыть аж пять кабанов. Немного успокоившись, помогли подтащить машину ближе к насыпи. Наверх машину помог вытащить УАЗ с красным крестом на борту, у которого был полный колесный привод. Александрыч с женой сели в машину. Движок запустился без проблем. Поехали дальше, оставив сбитого кабана охотникам. К дню рождения чуть опоздали, о происшествии никому, кроме брата Алесандрыча, не обмолвились. С ним договорились, что с утра вместе попробуют устранить неисправность тяги левого колеса. Братишка Александрыча – водитель-дальнобойщик со стажем - в машинах разбирался хорошо. Александрыч надеялся, что он быстро найдет и устранит неполадку. Так и получилось. Быстро разобрав подвеску и удивившись, как легко это сделать на этой машине по сравнению с российскими, он сказал Александрычу, что одна из тяг погнулась. Брат Александрыча предложил разрезать эту тягу пополам, а потом сварить, чтобы она была прямой. Так и сделали.
               
 Потом на этой машине Александрыч с женой после дня рождения отца еще поехали в Новодвинск. Там Александрыч сдал машину в ремонт. Но ремонтники сервиса, посмотрев развал – схождение колесной пары, заявили, что лучше, чем уже сделано, ничего сделать не смогут. Отклонение от нормы составляет всего один градус. Александрыч тогда очень был удивлен, а с другой стороны и обрадован, убедившись в том, что братишка его ну самый настоящий дальнобойщик, которому любой ремонт по плечу. А, кроме того, узнал, что у братишки ну просто настоящий «глаз – алмаз».
 
 И понял Александрыч еще тогда одну простую вещь, что учиться чему-либо никогда не поздно. Тем более, если у тебя появляются в управлении такие сложные агрегаты, например, как собственный автомобиль. И тебе нужно быть готовым к тому, что иногда и в дороге необходимо будет не только диагностировать состояние техники, но и выполнять, пусть и мелкие, ремонты собственными руками. Ну и, кроме того, применять истинно российскую смекалку и опыт, подсмотренный у корифеев своего дела.

 Как говорится: - «Век живи – век учись!». Несмотря на то, что ты уже вроде бы и до главного инженера завода дослужился!


Рецензии