Яну Щербакову - 75 лет

Сегодня моему кузену и однокласснику Яну Щербакову исполнилось 75 лет. Я поздравил его телефонным звонком,  больше ничем один пенсионер другого пенсионера поздравить не может в наше трудное время, тем более на огромном расстоянии.  Мы немного поговорили, но когда разговор пошел о болячках, я решил прекратить его.  Зачем вспоминать о плохом, правда.

Наши с ним корни уходят в далекое прошлое. Как и я, Ян является коренным дальневосточником в третьем поколении. Наш прадед Сергей Щербаков  стоял у истоков образования села на нижнем Амуре под названием Больше-Михайловское.  Именно туда добрались переселенцы из Забайкалья сплавом по реке Амуру, и увидев хорошее место, стали обживаться.  Со временем поселок вырос, появилась даже большая церковь, входившая в Благовещенскую епархию.  В семье Сергея было много детей, но далеко не все дожили до взрослого состояния. Среди них были три  брата - Михаил, Гавриил и Иван, которые дали веточки уже своему генеалогическому древу.  Я потомок Ивана Щербакова, а Ян - Гавриила.

В начале 30-х годов семьи наших дедов были раскулачены по доносам завидующих справным хозяйствам Щербаковых. Но если мой дед был вскоре выпущен и с семьей переехал на спецпоселение в село Чля, а в 1940 году  реабилитирован, то Гавриила в 1931 году расстреляли в застенках ОГПУ, а семью отправили на спецпоселение еще дальше, в поселок Михайловский.  Там у сына Гавриила Василия с женой Станиславой, в девичестве Комаровской, родился наш сегодняшний юбиляр.

С Яном мы впервые увиделись и узнали о существовании друг друга, когда он после окончания семилетки приехал учиться в средней школе моего родного поселка Херпучи и стал жить у своей родни по материнской линии - Комаровских. Приехавший из небольшого прииска Ян выглядел немного отставшим от жизни. Будучи еще по природе флегматичным, он попал в сферу моего влияния и без лишней скромности могу сказать, многое что у меня почерпнул. Мы стали с ним дружить, вместе проводили много времени, Ян, как и я, стал много заниматься спортом, но одна нога у него была короче из-за неправильно сросшегося перелома в детстве, и он не мог показывать хорошие результаты в спорте.  Ян вместе со мной и моим отцом по воскресеньям ходил в баню, а потом мы у нас в квартире играли с отцом в шахматы. Мой отец очень хорошо играл в эту игру, поэтому давал нам с Яном сеанс одновременной  игры  на двух досках и обычно выигрывал у нас.

А с Яном, который был заядлый рыбак, мы ходили вместе ловить рыбу на речку Херпучинку Однажды, осенью 1964 года, вместе с нами пошел на рыбалку мой дядя Вова, который приехал в нам в поселок погостить, и мел фотоаппарат.  Он сделал несколько фотографий,  в том числе во время рыбалки. Именно эта фотография выставлена на заставке.

Школу Ян окончил успешно, и на какое-то время наши пути разошлись. Если я поступил в Хабаровский медицинский институт и стал студентом, то Ян попал в армию, и там весьма неплохо себя зарекомендовал. Если я не ошибаюсь, именно в армии Яна приняли в члены КПСС. После демобилизации вернулся в Херпучи и на следующий год по направлению прииска поехал поступать в Московский институт  по той специальности, которая нужна была прииску, добывающему золото для страны.  Во время учебы Ян познакомился с девушкой Катей Стуколовой и они поженились.  В Херпучи на место своей работы по окончанию института Ян вернулся со своей женой, учительницей, и тещей, Екатериной Моисеевной Стуколовой. К этому времени мои родители уехали в Хабаровск, выйдя на пенсию, и Ян получил квартиру в том доме, где прошли мои детство и юность. Не знаю точно, скорее всего квартиру в служебном жилье дали учительнице Екатерине Николаевне Щербаковой. С тех пор этот дом получил название "щербаковский". Он до сих пор стоит в одиночестве недалеко от школы, которую с тех давних пор перестроили.

Одно время Ян работал инженером, потом его избрали секретарем парткома прииска. В их семье родилось двое детей - Лида и Андрей.  А Яна в середине 80-х годов избрали вторым секретарем райкома КПСС района имени Полины Осипенко, и его семья перебралась в районный центр. Именно там мы с ним после долго перерыва встретились вновь, когда я, в то время главный рентгенолог Хабаровского края, приехал в командировку в свой родной район.  Тогда я лично познакомился со всеми членами его семьи - женой, тещей и двумя детьми.

В начале 90-х годов старшая дочь Яна Лида поступила в педагогический институт и стала жить в общежитии. Для сельской девушке шумная жизнь в общежитии не нравилась, и Ян договорился с нашей многолетней соседкой по Херпучам, бывшей учительницей Агнией Иннокентьевной Кокориной, что Лида будет жить у ней в кооперативной квартире.  Пожилая учительница была многолетней подругой моих родителей, очень много сделала и для моей семьи, поэтому находилась под нашим патронатом.  Семья Яна нередко приезжала в Хабаровск, и мы постоянно контактировали. Я в это время уже работал в отделе здравоохранения Хабаровского крайисполкома заместителем заведующего отделом.

Но в 1991 году грянули события, которые коренным образом изменили жизнь семьи моего кузена. КПСС была запрещена в ставшей "демократической" России, и Ян остался без работы. Ему пришлось перебраться в поселок Бриакан, где он стал работать на прииске, а его жена в школе.  Какое-то время мы с Яном не встречались. Он очень тяжело переживал этот период, когда из всему уважаемого специалиста, инженера на богатом прииске, потом парторга и секретаря райкома партии в советское время превратился в работника переживавшего упадок государственного прииска.  Помню эпизод, когда мы с ним встретились после долгого перерыва.

Моя семья  жила в Затоне, где находилась и офис компании "Приморзолото", куда Ян с охранником привез сдавать золото с прииска.  Сдав драгоценный металл, он зашел в магазин "Товары для мужчин и женщин", расположенный в торце здания, где была наша квартира. И когда он выходил из магазина, я проходил мимо и мы увидели друг друга.  Ян пришел к нам в гости, и я впервые видел, как он заплакал, причитая, что в страшном сне не мог представить, что ему, работнику золотодобывающей промышленности, не хватит денег справить настоящую свадьбу дочери. Он поведал, что для того, чтобы отправить его с охранником сдавать золото государству, по всему прииску собирали наличные деньги. Вот такие были "лихие 90-е годы" ельцинского лихолетья. Даже в годы Великой Отечественной войны не было такого отношения к золотодобытчикам.

В 2003 году моя семья решила перебраться в Сибирь, решили организовать проводы с некоторыми родственниками. Моя жена с внуком уезжала раньше, а мы с дочерью и ей мужем позже, отправив контейнер с вещами.  А Ян в это время был в Хабаровске, его сын Андрей тогда сдавал выпускные экзамены в педагогическом институте.  Я пригласил их к нам в гости.   У меня есть фотография с того застолья.

После этого наши контакты на какое-то время прекратились, но потом на сайте "Одноклассники" мы нашли страничку дочери Яна Лиды и через неё стали узнавать о жизни родителей. Сама Лида вышла замуж, старший её сын поступил в медицинский институт,  двое других - дочь и второй сын - еще маленькие. Лида помогла родителям перебраться  по программе переселения с севера, и Ян с женой Катей уже несколько лет живут в поселке Хор района имени Лазо Хабаровского края, что недалеко от Хабаровска, в 70 км.  И семья Лиды, и Андрей с женой живут в Хабаровске, периодически приезжают к родителям.

В нашем возрасте трудно не болеть, вот и у Яна нашлись болячки, по поводу одной из них он полгода назад перенес тяжелую операцию. Но к своему 75-летнему юбилею вполне оклемался, голос его по телефону отнюдь не старческий, память хорошая.  Отмечать юбилей главы семейство собираются завтра, в субботний день, чтобы можно было приехать всем и никуда не торопиться.

Мне хочется поздравить Яна с его юбилеем, пожелать приемлемого здоровья, внимания и любви близких.  Будем жить, дорогой кузен!!!


Рецензии