История подстаканника. Символ двух эпох

В последнее время много людей стало интересоваться историей своей страны. Часто такой  интерес проявляется в осознанном возрасте, когда у тебя уже есть какой-то запас знаний, но хочется узнать больше. Знания можно получить из разных источников: предметов, окружающих нас и литературы.                Большое наследие оставила нам советская эпоха, но и ей многое досталось и от предыдущего времени. И получается, что вся эта взаимосвязь времени и вещей, таит в себе нескончаемый интерес. Как не странно, вещи, окружающие нас, служат нам до сих пор, а некоторые мы храним как сувениры на память. К таким предметам, по-моему, мнению, можно отнести подстаканник.                Возможно, звучит возвышенно, но познакомившись с историей появления и существования этого предмета, в разные периоды нашей страны, он заслуживает особого внимания и уважения.                История появления подстаканника начинается с конца XVIII в. Тогда их изготавливали на Тульском оружейном, и других российских заводах из латуни. Это изделие больше напоминало кружку, т.к. дно у него было сплошное, закрытое и именовалось подставкой.                Первые подстаканники были простой формы, без художественного оформления. Они прочно вошли в быт русского человека благодаря чайной традициям, сложившимся в XIX в.                По одной из версии, родиной подстаканника была Англия. Известны подстаканники были и в Австрии, Германии, Польше, Франции. Но только в России подстаканник получил такое широкое распространение и стал предметом сервировки чайного стола.  Подстаканникам пользовались в основном мужчины. Они пили чай из стеклянных стаканов в подстаканниках. Металлическая оправа подставки поглощала лишний жар напитка и давала возможность насладиться горячим чаем, не обжигая рук. Эту русскую чайную традицию подметил А. Дюма (автор «Трех мушкетеров» и «Граф Монте-Кристо»), путешествуя по России в 1858-59 гг., и посещая многие уголки нашей страны. Цель его путешествия заключалась в знакомстве с гастрономическими предпочтениями различных русских слоев общества. В России А. Дюма позаимствовал огромное количество кулинарных рецептов для своей книги. В 1870-х годах в Париже она была издана - «Большой кулинарный словарь». В книге, А. Дюма описывает традиции русских застолий и рецепты. В своих дорожных записках он не оставил без внимания обычаи и привычки русских людей во время чаепития: «Лучший чай пьют в Санкт-Петербурге и в целом по всей России… Мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки китайского фарфора»                Кроме своего прямого бытового назначения, удобного в использовании, подстаканник, к концу XIX в., превращается в предмет искусства. Для изготовления подстаканников мастера используют серебро, мельхиор, нейзильбер, используя разные техники. Это литье, штамповка, чеканка. Подстаканник  украшают эмалью, драгоценными камнями, орнаментами. Такие подстаканники отражали статус хозяина, его благосостояние. И, конечно же, таких экземпляров было не так уж много.                После свержения существующего строя в 1917г.,  к власти приходят революционеры. Отменяется частная собственность, меняются ценности. Вещи, предметы, связанные с напоминанием о прошлой жизни, новой властью объявляются элементами мещанства, пережитками буржуазии. Они не «вписываются» в советскую действительность, от них начинают избавляться. В этой круговерти оказался и подстаканник. Он был объявлен «элементом пережитка старой власти». Но проходит время, и многое меняется. С наступлением времен НЭПа (1921-1924гг.), в артелях начинается выпуск подстаканников. Он снова становится символом уюта и домашнего быта.                Изначально, выполняя бытовую функцию как подручного средства во время домашнего и дорожного чаепития в пассажирском вагоне, подстаканник, существуя в эпохе социализма, невольно стал помощником в идеологической политике страны.                В советский период нашей истории подстаканник, прочно занял место на столе любого ранга партийного, государственного деятеля, военного. В кабинетах органов государственной власти, рядом с настольной лампой и набором письменных принадлежностей на письменном столе, можно было увидеть подстаканник с граненым стеклянным стаканом, наполненным горячим чаем. На подстаканниках стали изображать символику советской власти, портреты политических вождей, сюжеты значимых событий, происходящих в нашей стране. Подчеркивая единство города и деревни, как символ и идеал советской эпохи, на них изображалась знаменитая композиция В. Мухиной «Рабочий и колхозница». С первым запуском в СССР на орбиту земли спутника, и полетом первого человека в космос, на подстаканниках появились сюжеты с изображение летящего спутника и ракеты. Многие серийные выпуски подстаканников посвящались определенным историческим и политическим датам.  Но тяга к красоте и доброте в душе русского человека живет всегда. И наряду с политическими сюжетами, украшали мастера подстаканник, часто, сюжетами, идущими еще с дореволюционного времени. Вновь сюжетами декора подстаканника стали скачущие во весь опор тройки, сцены картин известных русских художников, изображения храмов. Появились сюжеты из басен и русских народных сказок или просто орнамент из стелящихся полевых цветов и листьев.                В Советском Союзе этот предмет посуды в разные годы выпускался более чем на почти 50 предприятиях. В их число входили крупнейшие: ЗИШ (Вольнянский машиностроительный завод им. Т.Г. Шевченко), Верхне-Исетский металлургический завод, Минский завод «Термопласт», Московский Платиновый завод, московский завод «Красный штамповщик», Нытвенский Металлургический завод, Смоленский завод «Сталькан», Сталинградский/Волгоградский завод «Металлург», металлургический завод г. Электросталь и многие другие. Подстаканники выпускались и на ювелирных фабриках и заводах, в городах Баку, Киеве, Москве, Ленинграде, Таллинне. Изготавливались они и на художественных комбинатах. В качестве материала использовались сплав меди, цинка и никеля с глубоким серебрением, мельхиор, нержавеющая сталь, пищевой алюминий. Некоторые предприятия, как например, Казаковский завод художественных изделий, с. Красное на Волге, Мстерский ювелир, специализировались на изготовлении подстаканников в технике «скань» (филигрань).                Для предприятий, занимавшихся производством данного вида продукции,  печаталась специализированная литература, рекомендации, инструкции, с точным описанием поэтапного изготовления и размерами подстаканника. Чтобы выполнить подстаканник требуется выполнить более 15 операций. Сначала вырубалась определенного размера металлическая пластина, отчеканивался рисунок, спрессовывался поддон и корпус, вручную припаивалась ручка, далее выполнялось травление и гальваника.                В годы советской власти передовиков производства, победителей соцсоревнования часто премировали подстаканниками. И такая награда считалась ценным подарком.
185 лет как существуют наши железные дороги, занимаясь перевозками пассажиров.  Но ни одной поездки в поезде, невозможно представить без этой услуги - чаепитие под стук колес. Горячий чай в стеклянном стакане, вставленный в кольчугинский подстаканник. Появилась такая услуга 130 лет назад. В 1892г. российскому купцу -  предпринимателю А.Г. Кольчугину от министра путей сообщения С.Ю. Витте, поступил заказ на поставку подстаканников для нужд пассажирских вагонов. Впервые производство подстаканников стало серийным. Благодаря С.Ю. Витте подстаканник стал обязательным предметам обстановки пассажирского поезда и таковым остается и сейчас. Чай в стакане прочно удерживался в металлическом подстаканнике во время постоянной тряске вагона. Подстаканники были стандартизированы и сразу же получили название «кольчугинские». Эта форма стала классической для подстаканников, таковой она остается и сегодня. На сегодняшний день, главным оптовым заказчиком подстаканников, как в Советском Союзе, так в Современной России остается Министерство  путей сообщения.                А подстаканник и сейчас продолжает присутствовать в нашем домашнем окружении. У кого-то как элемент декора на кухне. Кто-то использует по назначению – наслаждается стаканом ароматом свежезаваренного чая в подстаканнике, держа его в руках. Для людей старшего поколения, кто жил и трудился в Советском Союзе, это, прежде всего, приятные ностальгические воспоминания.


Рецензии