Летом на речке

               

      Весна, или начало лета, вся природа просыпается, и некоторые люди тоже. Набирающее силу Солнце дарит энергию всем, увеличивая световой день. Много можно чего за такой день сделать. У взрослых работа от зари до зари, праздников нет. Лодыри все церковные праздники отдыхали, работать в праздник дескать грех. Моя бабушка из Бирюча всегда говорила: Работать никогда не грех, а валять дурака всегда грех.

      Для пацанов начало лета, это жизнь на реке, с утра и до вечера. Воду в Тихой Сосне всегда пробовали с 14- 15 градусов. Разделся, нырнул, выскочил из воды, как пробка из бутылки. При теплой воде купались и ныряли до посинения, до стука зубов. Женщины, выгоняя из реки, говорили. Выходи из воды, уже синий, а то верба сзади вырастет.

      Мест прохода к воде от улицы через луг было не много. С почти километровой улицы всего три протоптанных тропинки. Узкие и извилистые, петляя приводили к единственной купальне. Была дорога на водопой, через колхозный двор, рядом с коровником. Но через большой загон, где держали огромного быка без привязи, отдельно от коров. Лучшего сторожа для коровника и дороги, было не придумать. Обойти его , по топкому болоту метров триста, желающих никогда не было. Коррида , игра для смелых или глупых, имела место быть иногда. Но жестко наказывалась взрослыми, были и пострадавшие. 

      Купальня, вытоптанная площадка на берегу реки, куда приводят все тропинки от улицы. Площадка вдоль берега метров пятьдесят, шириной около двадцати. Заросшая травой Шпорыш и был привезен на телегах песок. По краям густые кусты калины, смородины и вербы. За ними места для переодевания. Полевой туалет метрах в ста от воды, возле дороги на водопой. От него тропинка до купальни. На площадке два места для кострищ, тоже по краям. Возле кострищ были столики и скамьи, на забитых кольях. Из воды две лестницы из жердей и трамплин, выше воды около метра. Традиция жить дружно сохранилась от сталинских артелей, где люди вместе работали и сами устанавливали порядок. Собственность в артелях была общая.

      Водопой и водозабор был общий, метров двести ниже купальни по течению. Приносить на купальню стекло, жестянки и прочее опасное негласно запрещалось, это знали все. Детвора купалась, загорала, играла в ножички, рыбачила до самого вечера. Вечером, посла работы было время взрослых, как закон.

      Обед добывали себе сами, готовили на угольках костра. Ловили рыбу, драли рака в норах и налима тоже. В начале теплых ночей, собирали свежие яйца диких уток, тоже пекли в угольях, первые недели две. Позже было нельзя, утят надо оставить много. Птицы и щуки сьедят свою долю позже нас. Из дюжины вырастет и улетит всего два- три.

      Рыбы в реке было много и разной, хватало всем. Ловили  поплавочными удочками пескаря, окуня и белую рыбу. Насадка вся живая. Мелкая пиявка, кузнечики, мухи, водяные насекомые и личинки. Возле коровника всегда копали навозного червя. Удочка из орешника, метра четыре, леска 0,3, поплавок из сухой куги или пера гуся. Выбора крючков не было, всего два вида. Большой и маленький, кованные.

      Ставили поставухи на крупную рыбу. Ветка растущего у воды куста, с привязанной ленточкой. Насадка, большая конская пиявка, или черная. Иногда живец, чаще всего ерш. Ловили Язя, Сома, Налима, щуку  и крупного окуня. Ловили плетеной корзиной из ивовых прутьев. В заливчиках и под кустами , растущими в воде у берега.

      Ловили в норах на обрывистом берегу. Руку сжатую в кулак, на всю длину засовывали в нору. Рак не мог укусить кулак, прижатого легко можно было взять и вытащить. Если был налим, он пытался протиснуться, его удобно было взять за жабры. Лазили только в подводные норы, полу- затопленые не проверяли, там часто бывали гадюки.

      Были и самодельные сковороды, из тонкого железного листа, с отогнутыми краями. Они хранились под столами, общего пользования. Использовал, вычисти, верни на место. Все были на виду. Жестянщик была распространенная специальность. Ведро, кружка, корыто , сковорода( называлась лист) для пирогов в печи, изготавливали вручную. Некоторые имели собственный солдатский котелок. В нем заваривали чай из трав и цветов, растущих у реки. Чая из котелка хватало на троих, все было поровну.

      Если ловили рыбу для семьи, мы с младшим сыном бабушки, моим дядей, уходили по реке ниже водопоя. Он с большой корзиной и шестом, я с корзинкой для рыбы. Продирались по зарослям Куги, Рагоза, Камыша и Осоки, мне по пояс и оба были босиком. Брали раков и рыбу от пол кило. Набрав 5- 6 килограмм, возвращались назад. На большее моих сил не хватало. От водопоя и назад с рыбалкой, уходило около часа. У водопоя отмывались, подсыхали и двигались домой. По тропинке, не далеко, около километра.

      Нас было четверо, у бабушки. Ее сын дядя Коля, и трое внуков, двоюродные братья. Жаренная рыба, это был праздник. Все лето мы были почти вегетарианцами. У бабушки была хорошая коза. Умная, давала много молока, и каждый год по три козленка. Было козье молоко, хлеб и творог бабушка делала сама. Козлята росли для зимы. Выпасом коз, заготовкой травы и сена, занимались братишки. Лет с десяти, у каждого были свои обязанности. Была гордость, что ты нужный человек, а не бездельник.


Рецензии