Зимними тропами...

Друзья!

Зима- не тётка родная! И для зверя, и для человека!
Январь- глухозимье; февраль-бокогрей, но тоже морозит, щиплет щёки! На Севере порой  столбик термометра опускается до минус 45! Тогда выплеснутый из кружки кипяток мгновенно замерзает на лету...
В тайге - жизнь особая, потаённая, но выдают обитателей следы нв снегу. Во заяц-беляк проскакал, вот лиса прострочила снежную пелену, а тут белка огромными прыжками пробежала из дупла в дупло, спасаясь от стужи.
Мой друг натуралист Александр Николаевич Пискунов более  десяти лет проработал егерем в Висимском государственном биосферном заповеднике и написал немало лирических этюдов и зарисовок о суровом времени года и о том, как выживают или погибают звери и птицы в лютые морозы. www.ecosystema.ru
Но и я,  много лет живя в Среднем Приобье,  не раз попадал в не очень приятные ситуации.О них в книге "Песнь и плач Матери-Земли".www.uralizdat.ru
...Шутить с Природой и её  стихийными силами  не стоит никогда. Все аборигены это прекрасно знают и стараются задобрить злых Духов!

Вл.Назаров
************
1.ЗАКОЛДОВАННЫЙ ЛЕС

Меня поглотила чернильная синь январского утра. Лыжи легко скользят по припорошенной свежим снегом лыжне. И снег, и даже сам воздух кажутся окрашенными в синий, почти фиолетовый цвет. Вспоминается закон молекулярного рассеивания света, обусловивший это явление. "Не верь ему", — перебивает "физика" внутренний "лирик". "Это необычное утро", — шепчет мне он. Светает. На лазоревом фоне неба контрастно выделяются зубчатые вершины елей. Как пустынен и тих зимний лес!

Нынче он особенно тих и пустынен. Бескормица, вызванная неурожаем семян хвойных, вынудила откочевать в другие края клестов и белок, кедровок и дятлов. Изредка попадаются следы ночной жировки зайцев. Мелкой строчкой тянется на поверхности след полевки, но вскоре обрывается. Беспечную зверушку скогтило здесь ночное глазастое чудище — воробьиный сычик. Это самая мелкая из наших сов, величиной не более скворца. На снегу сохранились отпечатки его крыльев и лапок. В глубине леса гнусаво кричит желна. Стайка выискивающих пищу гаичек торопливо снует среди заснеженных еловых веток. Среди гаичек я замечаю и корольков — птичек весом всего в несколько граммов. Это настоящее чудо природы и верх ее совершенства. Трудно даже представить, как эти крохи выдерживают стужу зимних ночей.
Я спешу туда, где на склоне дальней горы, среди первобытной тайги есть заветная поляна. Я помню ее в пестром наряде июньского разнотравья, гуденья шмелей и в гомоне птиц. Тогда любовался я там пурпурными соцветиями ятрышника.
А вот и она! Покрытая белым пологом, поляна кажется пустынной и мертвой. Я знаю, что здесь под снегом всюду теплится жизнь. Придет время, и она вновь проявится в изумрудной зелени трав и золотистом покрове купавок. На поляне — знакомая ель. Я знал ее тогда, когда она была еще елочкой, и чуть было не срубил для новогоднего праздника. Теперь она подросла и возмужала. В ее густой кроне летом гнездилась пара дроздов. "Дерево находится в состоянии сильного охлаждения, но, несмотря на это, в его клетках идут процессы обмена веществ и их окисление", — подсказывает мне "физик".
"Нет, эта елочка просто очарована колдовской силой Зимы. Может, снятся ей песни дроздов или звонкие зяблика трели? На пуховой перине снегов, под таинственный шепот метели", — напевает мне "лирик".
Среди столетних елей красуется громада сибирского кедра. Он кажется мне седым, мудрым, красивым и сильным витязем-великаном, выслушивающим вечные жалобы окруживших его елей-старушек. Ведь о таких кедрах писал академик П.С. Паллас, посетивший в 1770 году Верхнетагильскую лесную дачу: "... нельзя вообразить себе дерево лучшего вида и роста, как сие, старых дерев верхушку едва узреть можно". К сожалению, таких лесных патриархов становится все меньше и меньше.
...Короток день зимнего солнцестояния, и вот уже огненный шар заходящего солнца опускается за вершину горы, окрасив в последний раз в розовый цвет шапки снега на ветвях деревьев. Я ударяю по одной из ветвей, и снег повисает в воздухе розовым искрящимся облачком.
"Хроматическая аберрация", — лаконично констатирует "физик".
"Есть ли обратная связь между явлениями?", — спрашиваю я.
"Ты не сможешь шевельнуть цветок, не потревожив звезды", — цитируя слова известного поэта, ответил мне "лирик".
Александр Пискунов
натуралист.
***********
2.СОВА-ИНВАЛИД
...Однажды ранним февральским утром я собрался на лыжную прогулку. Сначала мой путь проходил по полю, изрезанному оврагами, а потом начался высокоствольный сосновый лес с зарослями березняка по опушке.
В лесу было тихо. Изредка доносилось звонкое постукивание дятлов, да, осыпая с деревьев снег, бесшумно перелетали разноцветные сойки. Вот четкой цепочкой вьется свежий след лисы. Идя по следу, обратил внимание на то, что в одном месте снег сильно изрыт и утоптан. Тут же валялся мертвый еж с изгрызенной, покрытой замерзшей кровью, мордочкой. Капельки крови виднелись на снегу. Однако, острые иголки ежа пришлись не по вкусу рыжей хозяйке лесов, и она ушла дальше, оставив эти следы трагедии холодной зимней ночи.

Вот и опушка. Внезапно из густой кроны ближайшей сосны вырвалась крупная серая птица, и плавно пролетев несколько десятков метров, скрылась среди деревьев. Это была обыкновенная, или европейская неясыть. Вскоре таким же образом удалось вспугнуть еще одну птицу.
Возможно, что сов привлекло обилие грызунов, следы которых виднелись повсюду. Вот под нависшими ветвями раскидистой ели замечаю голову еще одной совы. Чтобы лучше рассмотреть затаившуюся птицу, я стал медленно приближаться. Большая, круглая, с вытаращенными глазами голова птицы сопровождает меня поворотом. Когда до совы осталось не более одного метра, птица стала издавать ритмичное пощелкивание клювом, однако улетать не собиралась.
При внимательном осмотре птицы мне удалось установить и причину столь странного ее поведения: левое крыло ее было перебито и беспомощно свисало. В месте перелома торчал острый конец плечевой кости. Рана была довольно старой и уже не кровоточила. На пальцах одной из лап не было когтей. На снегу около совы валялось несколько замерзших полевок. Снег был утоптан. Несмотря на то, что несколько дней не было снегопадов и стояли сильные морозы, других следов поблизости не было.
Сова чувствовала себя довольно сносно, о чем можно было судить по ее внешнему виду и наличию мертвых полевок. Вероятно, сова получила эту травму, схватив слишком крупную для себя добычу — зайца. Стремясь сбросить с себя страшного седока, заяц бросился в заросли кустарников, где и причинил сове увечья.
Но как она могла жить в эту суровую зимнюю пору, лишенная всякой возможности добывать себе пищу? И я ясно представил себе, как голодная и искалеченная птица одиноко сидит на снегу, зорко всматриваясь в сияющую лунным светом снежную даль, и издает громкие крики. И, услыхав эти крики, ее глазастые собратья, бесшумно скользя над белой пеленою снегов, доставляют ей пищу, показывая по воле инстинкта наглядный пример взаимопомощи в жестокой борьбе за существование.
Александр Пискунов,
натуралист.

***********
3.Случай в тайге!..

…Произошла эта трагедия давно, на Северном Урале.
Пожилой охотник- соболятник взял с собой в лес молодого парня, мечтавшего быстро разбогатеть путем отлова дорогого пушного зверя. В те времена в уральской тайге соболя водилось еще изрядно, но не каждому будущая «шуба» давалась легко. Опыт, знания и фарт всегда , во все годы, сопутствовали соболиной охоте.
--Петрович!- горячо говорил начинающий таежник.- Научи всему, что знаешь! В долгу не останусь…
Переночевали они в далекой охотничьей избушке, куда добрались на широких лыжах. А с утра пошли проверять капканы.
Путики были разбросаны по тайге в радиусе пять-шесть километров. Все за короткий январский день не обойти…
--Ты, Васятка, беги вон к тому Кедровому ручью, - наставлял по карте напарника опытный ловец,- а я проверю ловушки у болотной гривы…
После затяжных декабрьских снегопадов уральская тайга имела суровый и величественный вид. Могучие ели и кедры навешали на себя огромные сугробы; и эти снежные ризы теперь сверкали мириадами колючих искр на невысоком морозном солнце, озарившем таежные прогалы.
Василий без труда добрался до закованного в ледяной панцирь ручья. Русло его уходило куда-то на восток…
- Да, не забыть бы обратную дорогу!- посмотрел паренек на ставшее клониться к закату негреющее светило. Оно равнодушно освещало весь этот заледеневший морозный мир, где, казалось, не было ни единой живой души. Лишь изредка старую лыжню Петровича (когда- то здесь ставившего капканы) пересекали лисьи и заячьи следы, да большой пестрый дятел долбил в стороне наклонившуюся сухару. По этой тропе жизни и следовало добираться назад, к охотничьей избушке!..
Несколько соболиных капканов Вася успел все же проверить, но там было пусто: все приманки сожрала росомаха.
- Ах, тварь!- выругался молодой охотник.- Попадись только мне на мушку!..
И он ласково потрогал вороненый ствол двухстволки, купленной в поселке подешевке у другого заболевшего старика-таежника.
…Обратно Василий бежал шибко, торопясь до заката успеть к теплому жилью.
Но тут позади что- то шумно сорвалось с вершины громадного кедра и полетело по направлению к ручью. Видимо, это был глухарь, весь день кормившийся мягкой кедровой хвоей и вот теперь направлявшийся на ночевку у северного берега, где с начала зимы сильными ветрами намело полутораметровые снежные пуховики. В них- то и ныряла вся боровая дичь, спасаясь от ночных морозов…
- Эх, была- не была!- выдохнул Вася и развернул лыжи.
Конечно, птицу он не нашел в быстро надвинувшихся сумерках; и чтобы ускорить свое возвращение к избушке, решил спрямить путь.
Тут- то и поджидала его беда. Дедову лыжню он тоже потерял. А мороз уже щипал за нос, за щеки…В тайге стало темно. А потом и вовсе…хоть глаз выколи. Даже месяц где- то затерялся в тучах.
Ночевать здесь без костра, без палатки было опасно. Даже коробок спичек в рюкзаке, хранившийся про запас вместе с хлебом и консервами, и сухой порох из патронов не помогли бы…Кругом высились заснеженными колоннами вековые ели и кедры. Срубить хотя бы одного великана в полной темноте и потом разжечь костер было нереально.
Тогда Василий снял с плеча свой дробовик и стал палить в аспидно-черное небо.
-Авось, Петрович услышит, придет на помощь!?
…Но эти выстрелы услышала первой опытная лайка охотника Зорька. Она и разбудила задремавшего было от усталости старика; она и повела с наполненным керосиновым фонарем Петровича в тайгу…
…Парня с обмороженным уже лицом они к полуночи спасли!
**********************
…Случай этот пришел мне на память совсем недавно, когда заблудился под вечер на Юганской Оби. Леший, видимо, направил меня совсем в другую сторону по снежно-ледяному руслу реки. Уходил я все дальше от города, причем, свернувши налево, на заросшую корявыми тальниками пойму. Здесь было много следов от снегоходов, и была надежда, что хоть один из них приведет меня к человеческому жилью…
Но следы кружили, пересекались и уводили меня в совершенно незнакомую местность.
Потом уж я догадался, что это был обширный остров посреди Юганской Оби. А пока брел и брел куда- то наугад…
Минус 23 с резким южным ветром все же заставили меня опять повернуть к реке. Там- спасение! Там- ледовая дорога! Там- люди!
Ориентиром мне служили две высоких ажурных мачты ЛЭП-500, перешагивающие реку вблизи Нефтеюганска. И они вдруг показались далеко позади меня…как чудесные спасительные маяки.
С час- полтора я брел до них, уставший, почти выдохнувшийся. И доплелся все же, обессиленный, замерзший…
Энергия, могучими реками лившаяся сверху, по проводам, и внизу, под дном реки, в стальных трубах большого диаметра магистрального нефтепровода,- не грела. И весь космос, казалось, замерзал на пронизывающем ледяном ветру…
Небо сначала пламенело; потом большой красный диск заходящего солнца стал быстро прятаться за кромкой леса противоположного берега Юганской Оби. После чего тут же на землю опустились зимние холодные сумерки; ветер усилился, жег мои щеки. Замерзли в мокрых перчатках руки…
- Да, спасибо тебе, Господи, что не оставил меня в погибельной январской тайге, вывел к спасительному автобусу на остановке поселка СУ-62 Нефтеюганска.
…И кто бы стал меня разыскивать в полной темноте!? А к утру я был бы уже…окоченевшим трупом
Вл.Назаров

********
4.О  СНЕЖНЫХ ЛОВУШКАХ

В один из февральских дней 2012 года я шёл на своих старых самодельных дедовских лыжах по заснеженному берегу протоки Чеускина. Обструганные и отлакированные осиновые доски длиной до двух метров несли меня, почти не проваливаясь в глубокие, наметённые северными ветрами, сугробы. Русло протоки от сосновой гривы до дачных домиков пересекали невдалеке и тоже на лыжах какие-то люди с вязанками поленьев из сухостоя за спиной. И это были мои… будущие спасители из снежного плена! До сих пор вспоминаю о них с благодарностью!
…Решив скатиться с пологой горки, я не удержал равновесия и… ухнул всей тяжестью своего тела в снежную ловушку. Причем одна из лыжин оказалась воткнутой почти до земли. И в таком вот диком положении я никак не мог освободиться от прочного крепления из нескольких широких резиновых полосок, тесно облегающих низ валенка правой ноги. Просто не мог в этом раскоряченном, распятом положении дотянуться до него. Мешал ещё и тяжёлый рюкзак с фотоаппаратурой и штативом, всё глубже вдавливавший меня в слежавшийся плотный сугроб. Минут двадцать барахтался я в снежной яме. И, осознав полную невозможность самостоятельного освобождения из капкана, громко закричал тем дачникам: «Помогите»! И вскоре один из спасителей вытянул меня за руку из возможной ледяной могилы. Это был урок на всю оставшуюся жизнь!

 Больше на тех проклятых лыжах я в тайгу не ходил, купил новые заводские, уфимского производства. Они чуть ли не в два раза шире прежних, но гораздо короче. И крепления на них совсем другие, моментально освобождающее ноги от лыж при падении в снег. Однако на ходу они почти не слетают, так как сделаны из упругого прорезиненного автомобильного материала. Конечно, и на этих плотно проклеенных из березовой фанеры загнутых «досках» я не раз уже забуривался в снег, но отныне «спасался» сам, вдали от людей и снегоходов.
 Последний раз это случилось десятого марта 2018 года на правом берегу Юганской Оби. Я уже почти заканчивал свой лыжный маршрут к речным островам, когда по пути встретилась очередная преграда – глубокий ров, коварно заметённый снегом. В него я и упал, опять же с рюкзаком за спиной. Да, лыжи моментально открепились от моих просторных рыбацких чунь, вроде бы не мешали встать. Но как!? Ведь на шее ещё болталась дорогая фотокамера! Засовываю её поглубже за пазуху, переворачиваюсь на левый бок. Теперь надо ухватиться рукой хотя бы за одну из лыжных палок, валяющихся рядом. Или ещё лучше – за саму широкую лыжину, чтобы создать опору для поднимающего тела. Так я и сделал после нескольких попыток. Удалось встать на ноги, и они доставали до земли на без малого метровой глубине.
Конечно, огромная проблема была в том, чтобы снова встать на лыжи в этой узкой траншее. После раздумий решил протоптать её до более мелкого места, волоча лыжи и палки за собой. И вот небольшой пригорок, спасение из снежного капкана! Встаю сначала на левую лыжу, потом поближе подтягиваю правую. Теперь надо поднять кверху и правую ногу, чтобы ступить на лыжную доску. Не потеряв равновесия, не ухнув снова в очередной сугроб.
Полчаса моей борьбы со снежным пленом увенчались победой! А сколько таких приключений случалось за мою долгую жизнь на Севере!

Вл.Назаров
Нефтеюганск
28 января 2022 года


Рецензии