Ч. 307 Японию покидали с грустью
Среди ночи взять у японцев лодку не получилось, и лейтенант, держа в руке японский бумажный фонарь, отправился по горам пешком. Дорогу Николай Густавович знал, но в кромешной тьме - а фонарь освещал путь не дальше двух шагов - лейтенант вскоре заблудился.
Он пришёл в какую-то незнакомую деревню, где едва отбился палкой от собак и перепугал жителей. Ему неохотно показали, куда идти (Шиллинг уже мог изъясняться на ломаном японском языке).
Идя по указанной ему тропинке, он оказался рядом с пропастью, в которую едва не свалился, но успел уцепиться за куст, зато выронил и палку, и фонарь. Больше он уже не рисковал и остался сидеть на тропинке, дожидаясь рассвета.
Когда рассвело, лейтенант спустился на берег, где увидел рыбаков. Ему удалось уговорить одного из них доставить его на лодке до знакомой деревни Мацузаки. Рассчитавшись с рыбаком, дальше офицер отправился пешком в Симоду.
Шиллинг прошёл без отдыха порядка пятидесяти вёрст. Время поразмышлять в дороге у него было, и лейтенант решил, что лучше всего ему не быть посредником в переговорах, а убедить командира клипера перейти в Хеду, и там уже пусть сам сам адмирал будет вести переговоры.
По крайней мере, в случае, если не удастся договориться с американцами, на него не навешают всех собак.
Капитан клипера по фамилии Бэбкок, услышав предложение перейти для переговоров в бухту Хеда, бурной радости не выразил. У него не было карты японских вод. Но Шиллинг его всё же уломал, сказав, что будет исполнять обязанности лоцмана.
Из-за безветрия пришли в Хеду поздно, в час ночи. На следующий день начались переговоры, а точнее, торг Путятина с адмиралом. Бэбкок, оценив обстановку, решил, что ему представился прекрасный случай заработать хорошие деньги.
Он потребовал за перевозку команды в Петропавловск пятьдесят тысяч долларов. Но капитан клипера не подозревал, с кем он столкнулся. Ефим Васильевич всегда стоял на страже государственной копейки и предложил американцу восемнадцать тысяч.
Они упорно и долго торговались. Бэбкок, наконец, снизил свою цену до тридцати тысяч долларов, но адмирал упорно стоял на своём. Разозлённый американец прекратил торг и заявил, что уходит в море.
После того как клипер «Young America» покинул Хеду, строительство шхуны продолжилось под надзором адмирала с удвоенной силой.
Ефим Васильевич написал в отчёте о своих переговорах по найму клипера: «… по чрезмерным требованиям его капитана, я не мог в первый раз зафрахтовать оное для перевоза остававшейся части команды».
Но через несколько дней «Young America» («Молодая Америка») вернулась. Бэбкок решил напугать Путятина. На очередном раунде переговоров он сказал, что в море встретил французский корвет «Constantine» и поэтому решил спасти русских.
Снова начался торг, однако теперь Путятин сбил цену до пятнадцати тысяч долларов, на чём и остановились. Вызвали людей, находившихся в Симоде, и с помощью местных жителей перегрузили на американский клипер всё продовольствие и оставшееся скудное имущество.
На следующий день планировали выйти в море. А дальше, по словам вице-адмирала Путятина, произошло следующее:
«Во время этой переборки команда американского судна взбунтовалась против шкипера и не хотела идти с нами, опасаясь быть захваченною нашими неприятелями, а потому часть её бросилась вплавь на берег, причём несколько человек потонули.
Впоследствии шкипер объявил, что по требованию своих помощников и всей команды, он должен отказаться от перевоза нас в Камчатку, и нам ничего более не оставалось делать, как съехать на берег и ожидать возвращения ушедшей с первой партией шхуны».
Целый день под проливным дождём матросы, используя соответствующие лексические выражения по поводу команды клипера, снова переносили груз из трюма на склад. Меня заинтересовала дальнейшая судьба клипера. Покопался в литературе и выяснил:
его построили в Нью-Йорке в 1853 году. Через 30 лет продали австрийскому судовладельцу, который переименовал судно в «Miroslav». В феврале 1886 года клипер вышел в море из Филадельфии с грузом 9700 баррелей сырой нефти, и больше его никто не видел. Он бесследно исчез в Атлантике.
В июне того же года судно и экипаж официально объявили пропавшими без вести. Однако вернёмся в бухту Хеда. Строительство шхуны подходило к концу.
Непосредственным руководителем работ Путятин с самого начала назначил лейтенантов Александра Фёдоровича Можайского, известного у нас в стране как создателя самолёта, который, впрочем, никогда не летал, и Александра Александровича Колокольцева.
Можайский попал в первую партию Лесовского, а Колокольцев завершал строительство судна. К тому времени и офицеры, и матросы уже могли кое-как изъясняться на японском языке.
Русские здоровались с японцами: «Коннитива!», а в ответ слышали: «Здравствуйте!». Своя обувь давно изорвалась, чинить её было нечем, поэтому с удовольствием носили дзори, сандалии из соломы или побегов бамбука, похожие на наши лапти, и гэта – деревянную обувь, которая, правда, набивала мозоли.
Крепла и морская дружба с местным женским полом. Японию собирались покинуть с большим сожалением. Многие моряки перебрались жить из казарм и храмов в японские дома.
Всех волновало, кого возьмёт с собой на шхуну Путятин. По докладу правительству двух старших чиновников, наблюдавших за строительством судна, Кавалди Тосиаки и Мидзуно Тодаёси, оно обошлось японцам в 3100 рё или 27 753 рубля серебром.
К тому времени Лесовский и Путятин израсходовали кредитивы, полученные ими перед плаванием. К моменту спуска шхуны на воду долг составлял 18278 рублей серебром.
А предстояло ещё кормить и содержать третью партию членов экипажа фрегата, которая оставалась в Хеде под командой старшего офицера фрегата лейтенанта Александра Сергеевича Мусина-Пушкина.
Японское правительство предложило предоставить Путятину кредит в 30 000 рублей серебром. С помощью японских рыбаков доставили из Симоды восемь орудий, чтобы установить их на шхуну.
Уже обменивались с японцами сувенирами, готовясь к отъезду. Мастеровых и офицеров очень интересовал сумицубо – сосуд с тушью в сочетании с рулеткой. Он позволял наносить разметки и был удобен в работе. Адмирал назвал шхуну «Хеда».
Близился день её спуска на воду.
Продолжение http://proza.ru/2022/01/30/1623
Свидетельство о публикации №222012801768
Михаил Бортников 08.02.2022 00:27 Заявить о нарушении
С благодарностью и дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 08.02.2022 01:10 Заявить о нарушении