Ч. 307 Японию покидали с грустью

Предыдущая страница  http://proza.ru/2022/01/26/1249

Среди ночи взять у японцев лодку не получилось, и лейтенант, держа в руке японский бумажный фонарь, отправился по горам пешком. Дорогу Николай Густавович знал, но в кромешной тьме - а фонарь освещал путь не дальше двух шагов - лейтенант вскоре заблудился.

Он пришёл в какую-то незнакомую деревню, где едва отбился палкой от собак и перепугал жителей. Ему неохотно показали, куда идти (Шиллинг уже мог изъясняться на ломаном японском языке).

Идя по указанной ему тропинке, он оказался рядом с пропастью, в которую едва не свалился, но успел уцепиться за куст, зато выронил и палку, и фонарь. Больше он уже не рисковал и остался сидеть на тропинке, дожидаясь рассвета.

Когда рассвело, лейтенант спустился на берег, где увидел рыбаков. Ему удалось уговорить одного из них доставить его на лодке до знакомой деревни Мацузаки. Рассчитавшись с рыбаком, дальше офицер отправился пешком в Симоду.

Шиллинг прошёл без отдыха порядка пятидесяти вёрст. Время поразмышлять в дороге у него было, и лейтенант решил, что лучше всего ему не быть посредником в переговорах, а убедить командира клипера перейти в Хеду, и там уже пусть сам сам адмирал будет вести переговоры.

По крайней мере, в случае, если не удастся договориться с американцами, на него не навешают всех собак.

Капитан клипера по фамилии Бэбкок, услышав предложение перейти для переговоров в бухту Хеда, бурной радости не выразил. У него не было карты японских вод. Но Шиллинг его всё же уломал, сказав, что будет исполнять обязанности лоцмана.

Из-за безветрия пришли в Хеду поздно, в час ночи. На следующий день начались переговоры, а точнее, торг Путятина с адмиралом. Бэбкок, оценив обстановку, решил, что ему представился прекрасный случай заработать хорошие деньги.

Он потребовал за перевозку команды в Петропавловск пятьдесят тысяч долларов. Но капитан клипера не подозревал, с кем он столкнулся. Ефим Васильевич всегда стоял на страже государственной копейки и предложил американцу восемнадцать тысяч.

Они упорно и долго торговались. Бэбкок, наконец, снизил свою цену  до тридцати тысяч долларов, но адмирал упорно стоял на своём. Разозлённый американец прекратил торг и заявил, что уходит в море.

После того как клипер «Young America» покинул Хеду, строительство шхуны продолжилось под надзором адмирала с удвоенной силой.

Ефим Васильевич написал в отчёте о своих переговорах по найму клипера: «… по чрезмерным требованиям его капитана, я не мог в первый раз зафрахтовать оное для перевоза остававшейся части команды».

Но через несколько дней «Young America» («Молодая Америка») вернулась. Бэбкок решил напугать Путятина. На очередном раунде переговоров он сказал, что в море встретил французский корвет «Constantine» и поэтому решил спасти русских.

Снова начался торг, однако теперь Путятин сбил цену до пятнадцати тысяч долларов, на чём и остановились. Вызвали людей, находившихся в Симоде, и с помощью местных жителей перегрузили на американский клипер всё продовольствие и оставшееся скудное имущество.

На следующий день планировали выйти в море.  А дальше, по словам вице-адмирала Путятина, произошло следующее:

«Во время этой переборки команда американского судна взбунтовалась против шкипера и не хотела идти с нами, опасаясь быть захваченною нашими неприятелями, а потому часть её бросилась вплавь на берег, причём несколько человек потонули.

Впоследствии шкипер объявил, что по требованию своих помощников и всей команды, он должен отказаться от перевоза нас в Камчатку, и нам ничего более не оставалось делать, как съехать на берег и ожидать возвращения ушедшей с первой партией шхуны».

Целый день под проливным дождём матросы, используя соответствующие лексические выражения по поводу команды клипера, снова переносили груз из трюма на склад. Меня заинтересовала дальнейшая судьба клипера. Покопался в литературе и выяснил:

его построили в Нью-Йорке в 1853 году. Через 30 лет продали австрийскому судовладельцу, который переименовал судно в «Miroslav». В феврале 1886 года клипер вышел в море из Филадельфии с грузом 9700 баррелей сырой нефти, и больше его никто не видел. Он бесследно исчез в Атлантике.

В июне того же года судно и экипаж официально объявили пропавшими без вести. Однако вернёмся в бухту Хеда. Строительство шхуны подходило к концу.

Непосредственным руководителем работ Путятин с самого начала назначил лейтенантов Александра Фёдоровича Можайского, известного у нас в стране как создателя самолёта, который, впрочем, никогда не летал, и Александра Александровича Колокольцева.

Можайский попал в первую партию Лесовского, а Колокольцев завершал строительство судна. К тому времени и офицеры, и матросы уже могли кое-как изъясняться на японском языке.

Русские здоровались с японцами: «Коннитива!», а в ответ слышали: «Здравствуйте!». Своя обувь давно изорвалась, чинить её было нечем, поэтому с удовольствием носили дзори, сандалии из соломы или побегов бамбука, похожие на наши лапти, и гэта – деревянную обувь, которая, правда, набивала мозоли.

Крепла и морская дружба с местным женским полом. Японию собирались покинуть с большим сожалением. Многие моряки перебрались жить из казарм и храмов в японские дома.

Всех волновало, кого возьмёт с собой на шхуну Путятин. По докладу правительству двух старших чиновников, наблюдавших за строительством судна, Кавалди Тосиаки и Мидзуно Тодаёси, оно обошлось японцам в 3100 рё или 27 753 рубля серебром.

К тому времени Лесовский и Путятин израсходовали кредитивы, полученные ими перед плаванием. К моменту спуска шхуны на воду долг составлял 18278 рублей серебром.

А предстояло ещё кормить и содержать третью партию членов экипажа фрегата, которая оставалась в Хеде под командой старшего офицера фрегата лейтенанта Александра Сергеевича Мусина-Пушкина.

Японское правительство предложило предоставить Путятину кредит в 30 000 рублей серебром. С помощью японских рыбаков доставили из Симоды восемь орудий, чтобы установить их на шхуну.

Уже обменивались с японцами сувенирами, готовясь к отъезду. Мастеровых и офицеров очень интересовал сумицубо – сосуд с тушью в сочетании с рулеткой. Он позволял наносить разметки и был удобен в работе. Адмирал назвал шхуну «Хеда».

Близился день её спуска на воду.

Продолжение http://proza.ru/2022/01/30/1623


Рецензии
Как всегда, очень интересно. Путятин просто умница. Как говорят, "сейчас таких не делают". Умели ведь люди строить взаимовыгодные человеческие отношения. Куда все ушло? Спасибо, Владимир!

Михаил Бортников   08.02.2022 00:27     Заявить о нарушении
Спасибо, Михаил! Наверное, такие люди есть, только их сейчас не видно.
С благодарностью и дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   08.02.2022 01:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.