Попытка родословной

Для любопытствующих - Фритьоф Нансен не имеет никакого отношения к моим родственникам. И в то же время имеет.

Уже после школы я несколько раз бралась писать историю семьи. Судьбы людей  обусловлены событиями в стране.
На семьях моих родителей, прадедушек, прабабушек это очень заметно.
Что же я тогда нашла, когда первый раз взялась писать родословную?
Моя мама родилась в октябре 1954 года  в Воронежской области Петропавловского района с. Пески.
"Пески, село Петропавловского района. Расположено на реке Толучеевка. Основано в 1716 году казаками-переселенцами из Киевской губернии и черкасами из Землянска, Старого Оскола, Корочи."

В свидетельстве о рождении мамы записано: отец Курочкин Митрофан Фомич, русский, мать - Курочкина Прасковья Николаевна, русская.
Мой папа родился в Новосокольниках Псковской области.

Дедушкиных Митиных родственников я не знаю совсем, а вот бабушкину маму хорошо знала, любила и люблю, её звали Улезькова Агриппина Сергеевна. Родилась моя прабабушка 8 июля 1908 года в селе Пески Петропавловского района Воронежской области. Родители - Улезьков Сергей Михайлович и Улезькова Елена Павловна. Интересный момент: Улезьковы - была большая семья, раньше всю улицу Зелёную в Песках называли Улизькивка. (Суржик).
1908 год, какие яркие события произошли в России?
- состоялся первый в России полёт на планёре (А. Шиуков);
- И.И. Мечников получил нобелевскую премию по медицине «за труды по иммунитету»;
- год падения Тунгусского метеорита;
- умер Н.А. Римский - Корсаков.
- принят закон о введении обязательного начального обучения;
- Столыпин выступил в Государственной Думе о необходимости строительства Амурской железной  дороги.
До начала первой мировой ещё 6 лет.
За 4 года до рождения моей прабабушки у последнего русского царя Николая II родился пятый ребёнок - сын Алексей.
В сентябре 1908 г. поступила в шестой класс частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко Марина Ивановна Цветаева. Через два года она окончила гимназию, а в 1909 г. в Париже записалась на  летний университетский курс по старофранцузской литературе.
Так-то. У моей прабабушки все было проще. Родилась она, скорее всего в хате - мазанке, старофранцузской литературе не обучалась. Жизнь моей прабабушки сложилась таким образом, что лет 12-13 от роду она потеряла родителей в голод.  у У Сергея и Елены Улезьковых было шестеро детей. Мал мала меньше. Моя прабабушка горьким ребёнком вынуждена была пойти батрачкой к родному дядьке (брату отца).
Пески того времени не были похожи на Пески нынешние. Не было лесополос, их посадили при советской власти. Это был степной край. Мама рассказывала, что когда была маленькой, видела, как за плетнем катались  растения: перекати-поле. Колючие очень.
У прабабушки Груни, если мои сведения точны, было 5 братьев и сестёр: Григорий, Яков, Матрёна, Фёкла, Галина.
Не знаю точно, в каком году прабабушка потеряла родителей. Исторические сайты называют 1920-1921 года. Значит прабабушке было лет 11 - 12. Дядька, хоть и был родным, совсем не жалел её. Ей приходилось много работать, пахать на быках. Думаю, этот дядька был кулаком, хотя точно не знаю. Знаю только, что сочувствия у меня к этому человеку не возникает.
Коснулось ли моих Песок восстание воронежских крестьян, руководителем которого стал Иван Колесников (против продразверстки)? Продразверсткой ли был вызван голод 2020-2022 г.г. в Воронежской области, или все же неурожаями, этого мне уже доподлинно не узнать....

Еще при живых родителях прабабушка начала ходить в церковно-приходскую школу, но научиться читать не успела. В церкви её научили молиться. До конца жизни перед сном она читала "Отче наш" по памяти перед иконками.
Прабабушка Груня была, сколько я помню, всегда в работе. То она сечёт буряки для живности, то она сидит в саду с ножиком в руках и крошит яблоки. Яблоки, порезанные дольками, клались на крышу. Горячее солнце юга Воронежской области отлично высушивало их. Зимой из них варили озвар. Компот такой. Очень вкусный. Вот прабабушка с маленькой коской идет накосить травы корове, и я увяжусь за нею следом, помочь. Всю одежду себе бабушка шила сама. Юбки, кофточки, передники. Передников у неё было много: для работы - похуже, для праздничных посиделок - понаряднее.
Помню, как-то на улице праздновалась чья-то свадьба. Прабабушку позвали готовить. За труды дали с собой разных угощений. Прабабушка поделилась со мной. Мы сидели на лавочке, я задумалась. Как не справедливо все. Вот это изобилие, хотя бы часть всех этих колбас, бутербродов, блинчиков, борщей -  в тот голодный год,  и родители прабабушки остались бы в живых.
Помню, как поразила меня эта мысль, а вкусный творожный блинчик с чужой свадьбы чуть не застрял комом в горле.
И в детстве и сейчас я много думаю о судьбе моей прапрабабушки Елены  и моего прапрадедушки Сергея.

Итак 1921 год, а что же Европа? В Европе Фритьоф Нансен (ученый и норвежский полярный исследователь) собирает  помощь для голодающих в России. 30 сентября он выступил "на заседании Лиги Наций в Женеве. В нём  Фритьоф Нансен обвинил правительства стран — членов Лиги в желании решить проблему большевизма в России посредством голода и гибели 20 миллионов человек."

Статья "Голод 1921 года: катастрофа или казнь"
Подробности: https://regnum.ru/news/economy/2184555.html
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.

Прабабушка рассказывала, что её родители умерли от голода из-за жестокости брата её отца. Голодной весной Сергей просил у родного брата, живущего более зажиточно, зерна, чтобы посадить и вырастить хлеб. Тот отказал. В результате Сергей и Елена умерли от голода, оставив шестеро своих маленьких детей сиротами.


Рецензии