Отчий дом

Максим Рябов вышел из автобуса и огляделся. Поля уже почти освободились от снега. Только у кустов и в низинах лежал ещё грязноватый снег. В огромных мутноватых лужах отражалось яркое веселое солнце. Пахло зимней прелью и ещё какими-то непонятными запахами весны. С голубой бездны неба лилась звонкая песня жаворонка. Максим взглядом отыскал крохотную птаху, улыбнулся и широким, размашистым шагом направился к стоящей на пригорке деревне, держа в одной руке большую сумку, а на плече тугой рюкзак.
  Возле калитки своего дома Максим поставил на жухлую траву сумку и остановился. Всё было как раньше. Рядом с домом куча березовых дров, сад,а в нем три голубых улья. Только вот дом показался Максиму чуть меньше, а деревья больше. Оно и естественно. Максима не было дома более трех лет. В это время на крыльцо вышла мать, Варвара Семеновна. Увидев сына, она на минутку замерла, уронив из рук пустое ведро, которое покатилось по ступенькам,громко грохоча, всплеснула руками и как-то тихо несвойственной походкой направилась к Максиму. Тот, забыв про сумку, обнял её  и поцеловал родное морщинистое лицо, почувствовав на губах соленый привкус слез.
    -Ну, что ты , мать, расплакалась, - тихо говорил он, гладя седые волосы,- Ведь я жив, здоров.
    -Максимушка, родной, вернулся. Чувствовало мое сердце, что этой весной приедешь,- шептала мать, уронив голову на на широкую грудь сына.
  Встреча с отцом была сдержанней. К этому времени Максим успел раздеться, умыться из старого рукомойника. И когда отец вошел в дом, Максим стоял у стола и пил свежее холодное молоко. Алексей Иванович, так звали отца, сперва сел у двери на табурет, стащил с ног тяжелые резиновые сапоги, снял потертую, видевшую виды куртку, бросил её на скамейку и подошел к сыну. Они как-то неловко, но по мужицки крепко обнялись.
    -Ну, залетел- таки, голубь. Проездом, аль в отпуск?
  Максим посмотрел на загорелое лицо отца и увидев под лохматыми бровями строгие глаза, отошел к окну.
    -Ну что молчишь-то?- пробасил отец.
    -А что я тебе, батя, отвечу,- вздохнул сын, - Не в отпуск я приехал и не проездом, а так.
    -Как это так? Что за  загадки мне  плетешь?
    -Не плету, батя, а говорю честно. Насовсем приехал в деревню.
    -Ах, вон оно что, - теперь уже вздохнул отец и отошел к окну. Постоял немного, осмысливая сказанное, затем резко обернулся.
   -Варвара! Что стоишь? Аль не знаешь, что с утра во рту маковой росинки не было .Собирай на стол.
  Шли вторые сутки, как вернулся Максим в родную деревню, вставал он рано, почти вместе с солнцем. Одевал старую телогрейку, брал топор и выходил на улицу. Его  радостным криком встречали скворцы и большой белый петух, который явно не хотел его принимать за своего и сердито косил красноватый глаз. Над деревней разносился запах дыма. Максим выбирал крепкие березовые чурки  и  начинал их колоть. Работал с азартом, каждый взмах топора  приносил ему радость. А в деревне о приезде Рябова Максима уже судили по- разному. Одни утверждали, что он приехал навестит стариков и не верили в то , что Максим останется в деревне навсегда, другие усмехались, мол поживет, хлебнет деревенской жизни и укатит восвояси , чай молодость в нем ещё играет. Проскальзывали и такие слухи, что на заводе, в городе у него не ладилось, вот он и вернулся под крышу родного дома. Слушая все эти сплетни , отец не вытерпел и подошел к сыну, когда тот докладывал последние чурки.
    -Не забыл, как топор в руках держать?- улыбнулся Алексей Иванович, глядя на работу сына.
    -Да, что ты, батя, разве твою науку забудешь.
    -Молодец! Нечего не скажешь, можешь работать.
    -Спасибо за доброе слово,- улыбнулся в ответ Максим, сел на колотые дрова и вынул из кармана пачку сигарет.
   -Закури, отец.
    -Да, я уже по привычке махорочкой подымлю.
  Закурили. Алексей Иванович молча глядел на возню скворцов и не решался  начать основной разговор. Максим почувствовал это и начал первый. Закурили. Алексей Иванович молча  глядел на возню скворцов и  начал первый.
    -Батя, чувствую, что ты, что-то хочешь сказать мне и молчишь.
    -Гляди-ка, чувствует, - рассердился старик, - Ты , сынок, не чувствовать, а все, как есть должен рассказать отцу. Что случилось? Зачем с насиженного места сорвался?
    -Ты говоришь с насиженного?
    -Ну да.
   -А где это  место-то, батя?
    -Ну  уж уволь- это тебе лучше знать.
    -Так вот, отец, я тебе и говорю честно. Насиженное место- это мой  дом, моя деревня.
    -Ловко сынок, да не шибко я верю. Ведь ты инженер, а не птаха перелетная.
    -Тем паче. Знаешь, батя, все эти годы я мучился в городе, чувствовал себя чужим, тянуло меня сюда. Хочется строить именно здесь , строить новые дома, красивые, ведь я строитель.
  Голос у отца потеплел и все же он продолжал пытать сына,  корить его.
    -Так говоришь в городе мучился? Нет сынок, там газ , вода, чисто и тепло. Город это не деревня.
    -Да я же не об этом, батя. Город, особенно  Питер, прекрасный. Я говорю о месте в жизни.. Человек должен жить там, где нравится и там, где он нужен.
    -Ну ладно, - согласился отец, - Действительно у каждого человека должна быть своя стежка-дорожка, свое место в жизни. А уверен ли ты, что не удерешь отсюда снова в город. Вспомни-ка, с десяток лет назад , примерно на такой же куче дров, я говорил тебе о том, что не лучше ли тебе в деревне остаться. А ты , что в ответ. Только город, только институт, только новостройки.
    -Так это десять лет назад. Думал ли я , думал ли ты, что недалеко от нас будет такая стройка .Времена меняются, меняемся мы и за наши земли возьмутся. Уверен она пустовать не будет.
  Отец и сын встали. Алексей Иванович ещё раз поглядел в лицо сына Оно было серьезным, взгляд твердым честным уверенным.
     -Отец, я ещё немного отдохну и съезжу на стройку, посмотрю, как там дела, может и моим рукам дело найдется.
    -Съезди, - одобрил отец,- поговори, потолкуй, главное не спеши, время покажет.
    -А вот здесь-то ты, батя, и не прав. Время наоборот торопит.. Нужно спешить, Чай весна на дворе.
    -Эх, сынок, сынок я всю жизнь спешил, спешил и не заметил как старость стала подкрадываться.
    -Может ты о чем-то жалеешь
    -Да нет, жалеть не о чем. Все было как надо.
    -Ну вот мы и договорились.
О чем?- не понял отец.
А так, обо всем.
Считай, что так,- ответил отец, - Иди домой, там мать завтрак  приготовила.
  Максим воткнул топор в березовую чурку, озорно свистнул скворцам, сидящим на березе, что те  испуганно взлетели, схватил телогрейку и скрылся в проеме родного дома..А Алексей Иванович направился в соседнее село по своим делам. Возле дома Ивановых его остановил Матвей  Бородин, а по деревенски просто дед Борода.
    Иваныч, я краем уха слыхал, что сын у тебя воротился. Уж не болен ли он?
    -А ты не краем уха слушай, а полностью да двумя. Вот и узнаешь правду,- рассердился Алексей Иванович.
    -Да уж ладно, сосед, не сердись. Я ведь по родственному спросил.
    -А я по родственному и отвечаю, что мы с тобой строить вон тот завод будем,- и Алексей показал рукой в сторону новостройки.
   -Ну, я так и знал, Иваныч, что твой сын молодец, ещё с детства в тебя пошел. А мы с тобой свое отстроили, давай луче закурим. Ведь и мой Алешка что-то в Сибири строит.


Рецензии