Моя вторая рок-опера

Сегодня, вернее, уже вчера я посетила еще одну постановку моей любимой рок-оперы. На этот раз в театре имени Моссовета. И в этом моем отчете не будет фотографий спектакля, как в отчете о первом спектакле.
Мое путешествие к этому театру началось с того, что, отпросившись на работе, я была вынуждена таки задержаться: внезапный аврал. Однако у меня еще было время в запасе, чтобы успеть на спектакль.
Я заранее просмотрела на карте, как туда добраться. У меня совершенно вылетело из головы, что я осенью уже была на Маяковской. И видела, где располагался театр. Сегодня, ориентируясь по карте в телефоне, я проблуждала сдуру вокруг театра. Поначалу его расположение меня озадачило: по Большой Тверской я шла до какого-то переулка, а там...
А там я плутала в двориках, закоулках, пока не вышла... к служебному входу. Вывеска на доме указывала, что я пришла по адресу. Но, черт его возьми, как попасть внутрь? Я обошла сие место почти вокруг - решетки забора, калитки и будка охраны. Оторвав охранника от старенького телевизора, спросила дорогу. Оказывается, надо было вернуться к служебному входу, пройти мимо дворик - детскую площадку, повернуть и в калитку. Я так и пошла. Детскую площадку я обошла, дорога заканчивалась уклоном резко вниз и уже внизу была калитка. Когда я, чуть не свернув шею на льду уклона, прошла в нее, я попала туда, куда надо. Оказывается, в театр я шла с другой стороны, с "черного хода", если хотите.
В самом театре ковидное столпотворение портило настроение и предвкушение от просмотра: толпа людей с паспортами и ковидными кодами - и это при самом входе! Хорошо хоть гардеробная была просторная: два крыла стоек с крючками, посередке фойе. Довольно просторное: можно было переодеваться, не отираясь о спины соседей.
Мое место было в ложе амфитеатра на втором этаже.
Узенькая лесенка, темная и скромная в несколько пролетов. привела меня прямо к буфету: почти прямо у дверей стояли столики. Небольшие лестницы по бокам в большом зале с новогодней елкой вели ко вторым ярусам буфета.
Спектакль с началом запаздывал. Но начало началось внезапно, прошу прощения за тавтологию: по центральному проходу в шлемах, бронежилетах и с дубинками прошествовали к сцене трое мужчин. Седобородый напомнил про ковидные маски, а потом... они поднялись на сцену.
Действие началось нетривиально: ария, больше похожая на молитву о "нищих духом". Постановочные драки, которые были к месту и нет весь спектакль, Магдалина в красном платье и ботфортах на шпильках, которую сначала гоняли по сцене, потом один зажал в левой кулисе, изображая клиента, договаривающегося с проституткой. И Иуда. Меня повеселило, что на фоне разнообразно одетых персонажей и Иисуса в белой простыне Иуда был в черном балахоне, едва прикрывавшем задницу. Непонятен был посыл Симона, которого у Уэббера с Райсом не было: он усиленно склонял Иуду к восстанию. Прямо демон искушения. Кстати, нечто похожее под названием "юродивый" появлялось на сцене: худой непонятный дядька, в лохмотьях с перевязанной головой и колокольчиком. Периодически он задирал Иуду, который по ходу действия редко вставал с колен. Вообще в этой постановке главные герои предпочитали играть на коленях. Странная трактовка.
Движущиеся по кругу декорации с лестницами, задний план то с полной луной, то с менорой, то с шумерским крылатым львом, "подвал" на авансцене, из которого по сюжету пьесы периодически появлялись первосвященники (те три дядьки в бронежилетах, что начали спектакль) то в полосатых балахонах, то в белых костюмах, то в черных, создавали атмосферу данной постановки. Магдалину переодели в голубое длиннополое одеяние - платье с накидкой, покрывавшей голову. Единства в данной постановке я не ощутила: нечто вроде доморощенной самодеятельности: каждый играл свою роль, не оглядываясь на других. Душевности не было. Или как это назвать...
Отсебятины в этой постановке было много: дуэты, не предусмотренные авторами (Уэббером и Райсом), либретто и арии. Лично меня это раздражает: я за классическую постановку. Театр Стаса Намина при всех исключенных в тогдашней постановке либретто и арий, скудости костюмов, декораций и количества участников меня впечатлил больше: там актеры хотели понравиться, донести суть пьесы. В этой постановке актеры тупо играли роль. Непонятный Иуда жаждет славы (прямо Герострат какой-то), хотя по замыслу авторов это был сомневающийся, мечущийся патриот, который запутался сам в себе, в Иисусе, Иисус вообще неясно что за человек - предводитель, пророк, учитель или просто мимо проходил. Актер, его игравший (Михаил Панферов) мне вообще не показался: либо не понял роль, либо играл что-то свое, нелогично показывая характер Иисуса. Не говоря о том, что его исполнение было скучным, а голос откровенно слабым. Актриса, игравшая роль Магдалины (Анастасия Макеева) обладала неплохим голосом. Еще бы актерское мастерство отточить... А вот актера, игравшего Иуду (Андрей Богданов), мне было жаль: как я сказала, чуть не всю постановку он бухается на колени. Актер, игравший Пилата (Александр Бобровский), имел неплохой голос - достаточно проникновенный и глубокий. чего не скажешь о других участниках постановки. Но больше всего раздражает елейная благостность Иисуса: не человек, а ангел небесный, и такой же скучный - благодать так и сочится. А ведь у Райса и Уэббера он был обычным человеком, а не иконой. Нет, решительно из двух постановок мне больше понравилась постановка театра Стаса Намина.
После 15-минутного антракта действие продолжилось. "Авторский ход" (по моему мнению, неудачная задумка): непонятно зачем в сцене допроса Иисуса Пилатом была введена сцена из Булгакова о допросе Пилатом Иешуа (о родственниках, об истине). Спору нет, весьма монументально смотрится. Если бы это был просто спектакль по мотивам евангелий, например. Но классическая постановка от этого только теряет: ну не нужен Булгаков в данном случае! Он и сам по себе неплохо справляется. И уж дуэт Пилата и Магдалины во время бичевания - тоже ненужная вставка: во-первых, не по сюжету пьесы, во-вторых, не по традициям 1 века. К тому же, Пилат, что вообще немыслимо, перед ней оправдывается за то, что не может спасти Иисуса. Хотя в данной постановке непонятно от чего: почему вдруг признанный царь Иудейский должен быть казнен? Уэббер с Райсом как раз логично объясняли, кто царь, кто не царь. А тут - лакуна. Потому что Иисуса всю дорогу называли царем на голубом глазу. Даже иронии не было слышно.
Была убрана сцена с предательством Петра. Хотя на тайной вечере Иисус пропел об этом. Ключевой момент - а показан не был. Зато лишнего - ненужного - было предостаточно.
В арии Иуды "Суперзвезда" на актера наконец надели штаны. Да еще и косуху с цепями.
Концовка была представлена в виде сентенции Пилата на тему "когда вы упьетесь своей свободой и вас от нее станет тошнить..." - это намек? К слову, в данной ситуации весьма прозрачный. Или это такой изящный выпад против власти? Последнее мне показалось ближе к делу.
Распятия как такового показано не было. Просто - рраз - и Иисус под потолком на кресте. А эпилог был странноват и впечатляющ: иисус в джинсах, Симон на байке в косухе, Иуда в коже и Магдалина снова в красном платье, в котором была вначале. И трое на этом самом байке уезжают в закат. Иуда (и толпа статистов) остается и смотрит в закат...
Непонятное впечатление вызвала у меня данная постановка. Одно могу сказать точно: не понравилось. А вот что именно - уже и непонятно. Сказать, что все, неверно: голоса Анастасии Макеевой и Александра Бобровского были замечательными, Андрей Богданов прекрасно играл (хотя непонятно что именно), постановка драк и пластики хоть и примитивны (если можно так сказать), но вполне себе смотрибельны. Короче, мне трудно сказать.
Спектакль закончен. Я вышла за двери поснимать фотографии актеров (оказалось, очень много популярных и знаменитых: Маргарита Терехова, например, Ольга Остроумова, Александр Домогаров, Евгений Стеблов, да всех не перечислишь; они у меня на видео, а тут его не втиснуть). По левой стене я заметила мемориал, посвященный Фаине Раневской и Ростиславу Плятту.
Естественно, не могла оставить вниманием и туалет (чтобы доехать домой, сие место надо было посетить): лестница в два пролета от фойе гардеробной - и катакомбы с кафельной плиткой. Внутри просторно, банкетки и опять вездесущие ступеньки.
Обратный путь по морозу. Оказалось, я дура: театр располагался в соседнем здании с метро. А я ходила кругами в другую сторону! Ведь была же как-то на Маяковской, видела, где театр. Затмение, не иначе...
Дома меня ждал сюрприз: на Теплом Стане я успевала на остановку автобуса. Народ сел, двери закрылись и... никто никуда не поехал. Более того, пассажиров выгнали, двери закрылись. Через 7 минут подошел троллейбус (тот же электробус, но с маршрутом троллейбуса). Что там сталось с автобусом - для меня осталось тайной...
Вот и все мое времяпровождение в среду вечером.
Одно я для себя решила: больше на постановку чего бы то ни было в театр имени Моссовета я не пойду. Ну его нафиг с такими трактовками...


Рецензии