Дело вкуса

С начала три цитаты. Почему три? Ну, две – мало, четыре – много. Три!

«– Щи, моя душа, сегодня очень хороши! – сказал Собакевич, хлебнувши щей и отваливши себе с блюда огромный кусок няни, известного блюда, которое подается к щам и состоит из бараньего желудка, начиненного гречневой кашей, мозгом и ножками». (Н.В. Гоголь. Мертвые души.)
«Эх-хо-хо… Да, было, было!.. Помнят московские старожилы знаменитого Грибоедова! Что отварные порционные судачки! Дешевка это, милый Амвросий! А стерлядь, стерлядь в серебристой кастрюльке, стерлядь кусками, переложенными раковыми шейками и свежей икрой? А яйца-кокотт с шампиньоновым пюре в чашечках? А филейчики из дроздов вам не нравились? С трюфелями? Перепела по-генуэзски?» (М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита.)
«В этот день бог послал Александру Яковлевичу на обед бутылку зубровки, домашние грибки, форшмак из селедки, украинский борщ с мясом первого сорта, курицу с рисом и компот из сушеных яблок». (И.Ильф, Е.Петров. 12 стульев.)

     Потекли слюнки? То-то же!..
     А у меня нет. За стол к Собакевичу я, вообще, не хочу. Да и в «Грибоедове» мне делать нечего. А вот к Александру Яковлевичу я бы напросился, но попросил бы убрать форшмак.
     Ну, не ем я этого ничего. Мало того, от одного запаха баранины (да еще и с мозгами), стерляди и прочих пюре из селедки с шампьонами я напрочь теряю аппетит и настроение.
     А еще, не ем кролика и индейку. Узнав об этом люди часто вертят пальцем у виска и начинают приводить доводы в пользу такой еды. Разговоры типа:
     – Кролик – это очень вкусно!
     – Зато похож на кошку!
     – Ты просто не умеешь его готовить!
     – Умею. Но не буду. – Я совсем не плохо готовлю, люди это знают. – И, кстати, кошку тоже умею готовить!
     Тут начинается обсуждение, как лучше её приготовить. Сразу меняю тему. Меня начинает мутить.
     Или еще разговор:
     – Индейка – самый диетический продукт!
     – Ну и что?
     – … – Вопрос повисает в воздухе.
     И правильно. Ваши аргументы закончились. Хотя нет! Часто слышу:
     – Просто у тебя нет вкуса!
     Вот! Теперь всё.

     А что такое вкус? Ну, в еде понятно… А не в еде? Способность рассуждать о прекрасном. (Кажется так, и кажется Кант.) Смешиваю понятия? Да, умышленно! Потому, что если вкусно, то и хочется об этом порассуждать.
Что прекрасного в фарше из селедки? Не понимаю. Что прекрасного, например, в черной икре? Сможете мне объяснить?
     А я не смогу объяснить, что прекрасного во Втором концерте Рахманинова. Просто я очень люблю это произведение. Я не объясню, почему часами могу ходить по картинной галереи. Почему обожаю в августе смотреть в ночное небо. Просто для меня это… ВКУСНО! Как жаренная курица!
     «Вкус можно воспитать!» Согласен. Если следовать Канту. Чтобы научиться рассуждать. Но научиться не значит принять.
     Ведь есть же люди, которые после просмотра нудного высокохудожественного фильма бьются в экстазе: «О, фантастика! Это великолепно!» А на вопрос, о чем был фильм, делают грустное лицо: «Ну... Раз ты ничего не понял, о чем с тобой говорить?»
     Нет, мои дорогие эстеты! Это у вас не вкус.
И вы хуже, чем те, кто с громким смехом вышел из зала почти в самом начале. Они тоже ничего не поняли, но поступили честно.
     А самое неприятное, что я такой же как вы. Я могу рассуждать о книгах, о фильмах, о живописи… «Ах, как смело автор описывает эту сцену. Как это ново…»
И я буду в восторге! Или пылать от возмущения! Но буду ли это настоящий я.?

P.S. А секрет приготовления кошки очень прост. Надо на сутки….


Рецензии