Леанка

ЛЕАНКА
(В «Плескаву» - Хроники Букингенского дворца,)
В 1966-ом году, окончив школу, я сразу поступил в наш филиал СЗПИ на вечернее отделение и  уже в  июле  вышел на работу в «Псковгражданпроект».  В трудовой книжке написали И.О. старшего техника. Звучит. Вот только зарплату положили смешную – 42р. 50коп.
Про работу я уже где-то писал.  Определили меня в отдел отопления и вентиляции к наставнику Богдашову  Владимиру Николаевичу (Ссылка).   Умнейший и интересный мужик.  И я под его руководством почти сразу начал  выполнять  поначалу  несложные, но со временем всё более серьёзные работы.   
Тогда современной множительной техники ещё почти не было.  Разработчики рисовали на ватмане, копировщицы копировали на кальке, с калек делали копии, размножали чертежи на синьках.  «Синьки» почему-то были не синие, а красно-коричневые, и пока свежие, ядовито пахли нашытырём.
В отделе было две копировщицы, Зина и Леанка.  Зина как Зина, а вот Лянка...  Миниатюрная, тоненькая, красивая, с большими лучистыми глазами.  Лет девятнадцать ей только исполнилось, но уже с сыном Костиком, успела родить и разбежаться с мужем.  Так получилось, что мои чертежи стала копировать только Лянка.

Лето в разгаре.  Институт занимает первый этаж жилого дома в центре города  на улице Профсоюзной.  На другой стороне улицы, дорогу перейти, хорошая столовая. Здесь же рядом и областная библиотека.  До берега реки Великой меньше ста метров.  Отличное место.   Водная база как раз по пути домой. Тогда только-только перешли на пятидневку.  С учётом того, что я несовершеннолетний,  рабочий день у меня на час короче.  Как раз на тренировку после работы успеваю.
Работалось интересно и в радость. И учиться было чему и было у кого.

Я валенок «с поздним зажиганием».  Для меня, семнадцатилетнего,  Леанка  казалась много старше меня. Но она, похоже, так не думала.  Как-то отобедав,  остановился на ступеньках столовой. Леанка рядом. Зина вперёд забежала, обернулась, как бы примерилась.  Мои 185 с плюсом и Лянкины  160  с минусом...

С Владимиром Николаевичем вернулись из зеленхоза,  оранжереи, что около Дмитриевского кладбища.  Систему отопления теплиц по нашему проекту  реконструируют.  Одноклассница Нина Демидова там работает, тоже сразу после школы устроилась. Подарила мне роскошную розу, стебель надломился по зелёному неодревесневшему, как бы брак.
Вернулись. Положил Лянке на стол. Восторг.  Говорю, что брак – слёзы.
Кальку после копирования проверяю.  Вместо место – мясо написано.   Девчонки на обеде на рынок бегали, не переключились.  Вернул. Исправить – пять минут. Пошутил. Cнова слёзы.

Двадцать третье февраля, вслед и восьмое марта. В цокольном этаже небольшой зал, как раз подходящее место для  праздничного застолья, складчины – корпоративчика по современному.   ( Продолжение последует)


ЛЕАНКА   (Продолжение.)
 (В «Плескаву» - Хроники Букингенского дворца)

В  начале сентября на пару недель команду от института  в колхоз на картошку  послали.    Коллектив,  в основном женский.  Восемь женщин,  два мужика, если меня, несовершеннолетнего,  за такого считать.  Второй,  из группы архитекторов,  Борис Иванович, женатый  хрупкий  интеллигент в очках. Готовили сами. Картошка, ешь – не хочу, с поля. На третий день мяса захотелось. Бригадир показал на стадо овец, паслось рядом с деревней,  берите баранчика, который нравится.  Борис Иванович глазки закатил, порок сердца у него.
Пришлось мне,  вспомнив уроки отца, барашка  ловить, валить и разделывать.  Кое как справился. Обеспечил я команду мясом. Нам его как раз на весь срок и хватило.  Кстати, с нас  ни за картошку, ни за мясо ничего и не высчитали.

Как раз тогда  строился  большой зал дома политпросвещения (сейчас это зрительный зал Псковской филармонии), проект даже получил медаль ВДНХ,  а я участвовал в разработке системы отопления и вентиляции.

Старая макаронная фабрика. Принято решение в корпусе разместить первый цех нового завода «Автоэлектроарматура».    Все нестандартные и интересные объекты доставались Владимиру Николаевичу. И я к ним как помощник приобщался.

Архитектор, фамилию помню, Подгорний, на моей памяти, когда заматерел, одно время был даже главным архитектором города.  Знать, и правда, талант.

Несмотря на возраст, все четверо мальчишек,  бывших школьников как бы в авторитете  оказались.   Ни одно мероприятие без нас не обходилось. Руководили  архитекторы, молодые специалисты, а мы,  вчерашние  школьники, на подхвате.

На лыжах пару раз пробежался за какой-то там профсоюз строителей, не из последних был.

Да и по работе, благодаря умному шефу Владимиру Николаевичу, я довольно  быстро прогрессировал.

Всё хорошо, но зарплата... Напарник мой по каноэ Толик Степанов, токарем работает, у него за сотню в месяц выходит.  Если бы не Владимир Николаевич,  иногда халтуры выпадают, мне совсем было бы обидно.  Учитель успокаивает и поощряет меня, главное сейчас учиться.

На двадцать третье февраля мне даже благодарность в трудовую книжку записали и премировали абонементом в  наш Пушкинский театр.  Абонементом я так ни разу и не воспользовался: тренировки,  учёба,  да и не очень тянуло.

Не задержался я в «Гражданпроекте».  С подачи Мамы  пригласили меня на ПЭМЗ. И уже в июне я сменил место работы.  Сташим техником, но без «И.О.»  я стал в конструкторском отделе. Работа по специальности, и оклад не обидные 42-50, а уже 80-00. Да ещё и прогрессивки квартальные.  При увольнении, я как  бы перехожу на работу по специальности, кадровичка  даже укорила, типа неблагодарный, как бы зря учили.
Промолчал, учат обезьян и медведей. Люди учатся сами.

С  наставниками - начальниками мне  опять повезло.  Начальник бюро электромагнитов и аппаратов умница Борис Ефимович Горштейн, главный конструктор Абрам Маркович Лукин, его строгий, но внимательный зам Владимир Викторович Глуховский знали, что можно получить от пацана.  К новому году меня перевели на ставку инженера, оклад стал 90-00.  Учитывая, что молодые специалисты после института начинали с сотни,  это уже кое что.


Леанка как-то и призабылась. И вот, через пятьдесят лет вспомнилось. 
 


Рецензии
Как в песне, которую пел Вадим Мулерман:
"Мне б черкнуть пару слов, да мешали дела,
И другая любовь за собой повела..."
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   28.01.2022 21:37     Заявить о нарушении
Тёзка, Спасибо!
Дела - это так точно.
Кстати, и про любовь верно.

Василий Овчинников   28.01.2022 21:31   Заявить о нарушении