Объективная философия фотоискусства. Беседа первая
«Я верю в то, что реаль-
ность – это нечто объективно
существующее, что человек в
своем отношении к ней может
руководствоваться только разу-
мом. Человеческая мораль должна
быть рациональной. Она долж-
на быть основана не на вере, не
на произвольном капризе или во-
ображении, не на эмоциях, не на
одержимости мистическими или
социальными идеями, а только на
рациональном суждении».
Айн Рэнд
Свой труд я начал писать 10 января 2018 года. В те-
чение семи лет изучал вопросы, связанные с познанием
фотографии как искусства и, наконец, осмелился обоб-
щить свой опыт и последовательно его изложить. Поче-
му – осмелился? Тема очень деликатная. Если такой труд
был бы написан в расцвете фотоискусства, во времена
Прокудина-Горского, И. Наппельбаума, А.В. Луначарско-
го, он несомненно получил бы конструктивную критику.
Сегодня конструктивно оценить изложенное могут лишь
единицы. Наше время, по мнению большинства людей,
является подъёмом творческой фотографии; я же считаю,
что фотоискусство переживает трудные времена. В годы
становления фотография была сложным технико-твор-
ческим процессом. Заниматься фотомастерством могли
единицы, те, кто решил связать свою судьбу с этим искус-
ством, избранные. Поскольку процесс фотосъемки был
сложен и занимал много времени, то и работать в этом
направлении могли лишь люди, для которых такие поня-
тия как красота, искусство и творчество были не просто
словами, а объектом исследований. Терпение, выдерж-
ка, верность своему делу и стремление к прекрасному
выделяли таких людей из куба обыденности. Фотокаме-
ра имела большой вес, светочувствительные пластины
изготавливались по сложной технологии. Требовалось
применить много знаний и умений до получения гото-
вого результата. Сам факт получения отпечатка был га-
рантом того, что тот, кто его сделал – специалист своего
дела. Фотография стремительно вошла в нашу жизнь как
волшебство, а с развитием новых технологий, как ни па-
радоксально, стала обыденной и сегодня превратилась в
креатив. Переход классической фотографии на коммер-
ческую основу ознаменовался торжеством поклонников
Казимира Малевича. Теперь любая бездарность может
давить на кнопку фотоаппарата и заявлять на весь мир:
я талант, я так вижу, я креативный фотограф, в обход
всем правилам построения настоящей фотографии. Вы-
полнил фотосъёмку, угодил заказчику, получил деньги –
и вот теперь я профессионал! Больше рекламы, больше
клиентов, больше денег… Жизнь удалась. Раскрученный
фотограф, сотни подписчиков создают дерьмо, но людям
нравится! Со времён перехода на коммерческую основу
в фотографию стали приходить люди, далёкие от насто-
ящего искусства. Жажда наживы и лёгких денег заман-
чива. Дави себе на кнопку и получай отпечатки. Зараба-
тывай. Это самый простой способ заявить миру, что ты
творческий. Законы построения кадра, тема, свет, цвет, –
нет, не слышали. Здесь хочется вспомнить слова знаме-
нитого художника Пабло Пикассо: «Если бы в мире не
было так много идиотов, я не был бы так сказочно богат.»
Вот так «угодить» стало основным критерием професси-
онального фотографа. А поскольку всё приедается со вре-
менем, люди платят тому, кто сумел выпендриться более
извращённо. В общем, креатив в чистом виде. Правильно
отметил один из современных фотографов: «Креатив —
это развод лохов на бабло.» Более точную формулиров-
ку сложно подобрать. Но мы продолжаем выкручивать
в фотошопе контрастность, добавлять насыщенность по
полной! Накладывать на фото глупые фильтры. А бедные
модели уже не знают, как им изогнуться, преломиться,
извернуться, чтобы тот самый креатив получить. На пер-
вое место вышло тело, материя, а про душу как-то все по-
забыли. Цирк, да и только.
«Всё было бы смешно, если бы не было так грустно».
М. Ю. Лермонтов
Реальность жестока и с ней нужно что-то делать. Это
понимает каждый разумный индивид. Чтобы начать ме-
нять её, необходимо научиться ею управлять. А мы про-
должаем!
Свидетельство о публикации №222012800451