Объективная философия фотоискусства. Беседа третья
«Крошка сын к отцу пришел,
и спросила кроха:
— Что такое хорошо
и что такое плохо?»
Владимир Маяковский
Как сказал Г.В. Гегель: «Для правиль-
ной оценки прекрасного требуется разви-
той ум.» Мы подошли к важному – уметь
отличить красоту от безобразия, хоро-
ший снимок от плохого, что есть залог
успеха настоящего фотографа. Обладая
такой суперспособностью, художник ни-
когда не собьется с правильного пути. А я
научу Вас этому. Как Вы считаете, суще-
ствуют ли определённые критерии оцен-
ки хорошей фотографии от плохой?
И вот тут кроется самый большой обман системы в
искажении правильного понимания искусства. Это ложь
вселенского масштаба, ей подвержено большинство лю-
дей. Фотографы, живописцы и даже современные искус-
ствоведы стали жертвой этого обмана, который основан
на личностном эгоизме субъективных суждений. Форму-
лировка его такова: у каждого своя правда и свои поня-
тия о красоте. Что в корне неверно. Уже слышу гневные
отзывы многих читателей, псевдофотографов и дилетан-
тов. Это и естественно, я же покушаюсь на их бездарный
мирок, который может рухнуть в любую минуту. Но здра-
вомыслящий человек не станет делать скорых выводов и
продолжит чтение. А я попробую привести следующие
доводы в пользу своего высказывания. Высокое искус-
ство неоспоримо. Шедевры И.Е. Репина, И.И. Шишкина,
И.К. Айвазовского, И.Н. Крамского, И.И. Левитана и дру-
гих классиков живописи глупо подвергать сомнению. Они
основаны на опыте прошлых поколений и продуманы до
мелочей. Композиция, свет, психология, литература, му-
зыка, – все слилось в их работах. Отрицать написанное
выше может лишь скептик или человек глупый, который
далёк от понимания красоты и её звучания. Более того, в
их работах заложен глубокий смысл правды жизни. От-
вергая опыт предков, мы обрекаем себя на невежество.
Если бы у каждого была своя правда, то не существова-
ло бы никаких критериев оценки. А, следовательно, мы
никогда не услышали бы имена великих художников и
фотографов. Сам факт их бытия ведёт к мысли о суще-
ствовании этих критериев. Возникает логичный вопрос:
что это за критерии и как правильно ими пользоваться и
оценивать работы?
Оценка фотографии, равно как и живописи, про-
водится по следующим критериям: тема, целесообраз-
ность, композиция, тон, свет, цвет. Расположены в поряд-
ке значимости. Проверяя свои произведения с помощью
этих эталонов, автор сам в силах объективно оценить
то, насколько он справился со своей задачей. Тема фото-
графии — это её основа. Фотография без темы не может
быть полноценной. Несомненно, она может нести эстети-
ческий образ, быть интересной по цветовой гамме, быть
фотографией настроения. И если цвета грамотно подо-
браны, а объекты расположены в правильной последо-
вательности, то такая фотография может нравиться. Она
будет воздействовать на эмоциональном плане. Причём
на каждого по-разному. Эта фотография будет сравни-
ма с литературным произведением, где красиво напи-
санные буквы расположены в хаотическом беЗпорядке.
Они могут красивенько смотреться друг с другом, быть
написанными интересным шрифтом, но не нести осо-
бой смысловой нагрузки. Поскольку каждая фотография
– это прежде всего рассказ, то тема должна присутство-
вать в обязательном порядке. Передать зрителю тему зна-
чит выполнить сверхзадачу. Фотография без темы имеет
право быть при всех перечисленных выше условиях как
заготовка, набросок, черновик, эскиз, но не как самосто-
ятельное произведение искусства. Второй пункт — это
целесообразность. Она дополняет тему. Придаёт глубину
и является направляющей для раскрытия сути заложен-
ной идеи. Вот два самых обязательных критерия оценки
фотографии. Остальные тоже важны, но их отсутствие,
полное или частичное, компенсируется за счет выражен-
ных первых двух. Следующим важным критерием яв-
ляется композиция. О ней написано множество трудов.
Композиционные приемы построения кадра постоянно
совершенствуются, улучшаются, все они направлены на
усиление раскрытия темы. Композиция базируется на
психологических особенностях восприятия. Она является
художественным выражением темы и целесообразности.
Многие фотографы, пренебрегая темой и целесообразно-
стью, безмерно акцентируют внимание зрителя на ком-
позиции, делая её главной. Эта ошибка очень распростра-
нена. А потом пытаются найти и притянуть за уши хоть
какой-то смысл. Такие фотографии называются «что-то
в ней есть.» Наверное, многие слышали это выражение.
Когда фотограф, не зная критериев оценки фотографии,
смотрит на работы других художников и попадается сре-
ди них такая, что вроде и плохой не назвать и хорошей
тоже. А в чём причина непонятно. «Что-то в ней есть.»
Так вот, причина в том, что среди критериев оценки есть
чёткая иерархия, нарушение которой ведёт к созданию
недоработ. Как истина может быть только одной, так и в
настоящей фотографии не бывает промежуточных оце-
нок. Она либо хорошая, либо нет. Спорно? Тогда читаем
дальше. Тон – это, прежде всего, контрасты и тени. Сво-
еобразный скелет, на который надеваются цветовые ре-
шения. Тон первичен. Если убрать из фотографии цвет и
картинка будет смотреться плоской, значит автор работы
плохо поработал с контрастами и светотенью. Хороший
тон — это залог грамотной в техническом плане фотогра-
фии. Следующим критерием оценки фотографии являет-
ся свет. Особенность его такова, что в зависимости от его
преломления и отражения можно усилить впечатление
от фотоработы или испортить будущий шедевр навсегда.
Игра со светом требует большого внимания. Свет — это
чистовая обработка. Сегодня редакторы позволяют пра-
вить светотеневой рисунок в постобработке, но настоя-
щие фотохудожники этим не занимаются. Они стара-
ются при съёмке выставить свет таким образом, чтобы
получить самый выразительный результат в исходнике.
А программы – проявщики используют только для уси-
ления эффекта светотеневых пятен. Последним крите-
рием оценки фотоработы является цвет. Ох уж этот цвет!
По сути цвет фотографии — это её внешность. Если свет
это нечто интимное, обнажённое, то цвет — это одежда.
Как в жизни мы зачастую судим людей по одёжке, так и
фотографию нередко судят по цветам. Цвет коварен и в
тоже время сдержан. Для правильного восприятия цвета
просто необходимо ознакомиться с трудами и цветовым
кругом Иоханеса Иттена.
Как Вы уже поняли, такие критерии оценки как цвет,
свет, композиция, дополняют друг друга и служат для уси-
ления передачи темы и целесообразности фотошедевра.
Свидетельство о публикации №222012800473