Я в Випассана. Записки из подполья

Индия, Индия-далёкая страна.
Искусство медитации познать желал всегда.
Не надо ехать в Индию, в Индию лететь.
Кинерет-направление, в машину сел и едь.


…Ну, я и поехал…

Випасса;на (пали) или випашьяна (санскр. ;;;;;;;;, IAST: vipa;yan; «проникновенное видение») — вид медитации в буддизме...

Disclaimer. Я мало писал о самой Vipassana –практике и теории. В Internet, уверен, есть множество материалов. Я также не анализировал, зачем я поехал…А, правда, зачем?

Подходы разные, как лучше стать,
Известны в этом мире издавна'.
Меня не надо улучшать.
Так думал я и влип в випассана'.

26.10.2015

Уже второй день, как я в мандраже. Боюсь… С радостью бы отказался. Но… не могу; Инна, дети, Галя, многие уже знают и ожидают, что я поеду. Чего боюсь? Боюсь быть один среди незнакомых молодых людей, «не от мира сего»; и больше всего боюсь оказаться с кем-то из них в одной комнате. Как это я буду – не один в комнате? Сколько в комнате? - двое? трое? Сколько? И что делать с моими ночными походами? Вдруг повезёт и мне, как самому старому дадут отдельную… на одного… Трудно поверить.

…Всё, я уже здесь, даже по дороге подхватил одного молодого человека (совсем
молодого), который туда же. Пока ещё разговаривали (в течение всего курса запрещено разговаривать).

Последний SMS семье, регистрация, вопросник, сдача вещей – cellular, кошелёк, книги, ручки/карандаши (карандаш и блокнот я не сдал, и вот- веду записи) … и я в комнате(келье)… одна кровать –комната на одного! Тут, оказывается много таких комнат. Настроение сразу улучшилось. Надо позвонить Инне –поделиться радостью! …Но как –я уже в зоне… Но ничего, настроение явно стало лучше, даже пошёл гулять и любоваться вечерними красотами. Кругом к-р-а-с-и-в-о. Дико, природа…Воют, наверное, шкалы… душу скребёт.

Пошли ужинать …, пища простая, но сытная. Кругом лица… мужские. Тут как на
религиозной еврейской свадьбе –мужчины и женщины отдельно, даже поставили
перегородку, разделяющую столовую на две части. Естественно, волонтёры, работающие в мужской части – мужчины, а в женской- наоборот. Большинство вокруг – молодые. Я, наверное, самый старый; вижу ещё парочку близких мне, может быть 50+. Ну всё, скоро официальное открытие. С удовольствием бы выпил стакан вина…

ОК- начали. Выяснилось, что я не могу ходить в моих шортах, хотя по мне они достаточно скромные, и кроме того я не верю, что мои голые ноги могут серьёзно помешать некоторым ученикам (или ученицам) сосредоточиться на медитации. Но что делать - меняю штаны.

27.10.2015

Подъём в 4:00. Как я и ожидал будильник мне не нужен. Просыпаюсь каждые 40 минут- 1 час, то время проверить, то пойти… В 4:00 звонит будильник, поддерживаемый гонгом. В 4:30 начинается медитация (личная), так что не так уж много времени на подготовку: мытье, душ и т.д. Этот факт усиливает моё нежелание бриться… подожду ещё пару дней, а там и решу. Почти все собрались на медитацию в зале, хотя возможно было делать её в личной комнате. Основная проблема и, кажется не только моя, - как сидеть, и не устать и не вызвать боли. Это очень трудно; «лотос» не для меня- старые, негнущиеся кости. Так что всё время ёрзаю, подбирая и подставляя в разные места подушечки…. 2 часа пролетели. Была ли это медитация (а что это?), или борьба за удобное сидячее положение или лёгкий дрём – не знаю. Но ведь это только начало.

Опять гонг – завтрак. Совсем не голоден, но надо что-то пожевать… Да, пожалуй, самая лучшая, да и дешёвая диета – это есть как здесь. Много не хочется.

____________________

И на хрен я сюда приехал!!! Мазохистом стал на старости лет. Не говорить – это не самое трудное. Вот уже сутки ни с кем не разговариваю, только себе повторяю (чтоб слова не забыть): «в тюрьме точно кормят лучше» … Но самое поганое сейчас – боли во всём теле. Сидим весь день, всё время ищу удобную позу – не получается. Болят все (ну все) кости.

Раньше слово «поза» вызывало
Чувства приятные во мне.
Любовные потехи до отвала,
Ныне ломка, боль, даже во сне.

Боюсь, что сразу после vipassana прямым ходом в больницу. Страдаю и продолжаю. Уже почти проучились полный день, хотя я не совсем понимаю, чему я учусь, и как в конце я пойму, научился или нет. А пока медитирую…

Вечером мы смотрим видео, в котором мистер Гоенка («Учитель» и основатель все этой современной vipassana экосистемы) разговаривает с нами. Это своего рода
«теоретические основы» vipassana. Это не только сегодня. Каждый вечер мы будем
наслаждаться 1 часом 15 минутами этой агитки/политинформации. Чушь… Хотя иногда
интересно. После агитки ещё полчаса групповой (медитации) и пошёл спать. Спал лучше, меньше просыпался.

28.10.2015

Утро. Опять не брился; наверное, уже не буду- посмотрим. Голода- ну никакого. Погода замечательная, удивительный воздух… Шакалы всё так же воют. Не чувствую надобности с кем-то поговорить.

Постараюсь вкратце описать место. Очень красиво. Наша территория («лагерь»)
«огорожена». Взял слово «огорожена» в кавычки, потому что ни высокого забора, ни
вышек с автоматчиками, ни колючей проволоки, но есть таблички, чётко определяющие
территорию. И никто не выходит за пределы. Связь с внешним миром- ноль. Очень
красиво кругом- Галильские горы, Голаны, зелёные склоны, рощицы эвкалиптов и пальм, птички поют, шкалы воют… идиллия. Вся территория поделена на две равные
симметричные части с забором между ними- одна для женщин, одна для мужчин. Никто
не переходит в неположенную для него (неё) часть. Центральные помещения (столовая, залы медитации) имеют симметричные входы- с мужской и женской частей. Внутри столовой есть перегородка, разделяющая помещение на две части. Так что женщин я в столовой не вижу и … не слышу (только звон посуды с их половины). Медитируем в одном большом зале- мужчины в левой половине, женщины в правой. Никакой перегородки, но практически не видим друг друга: полумрак, большую часть времени сидим с закрытыми глазами, а если нет- смотрим вперёд. Перед мужской половиной сидит и медитирует мужчина-учитель (Стивен- американец), перед женской- женщина-учитель (Диана - израильтянка).

В нормальных условиях я бы уже охватил сознанием и взглядом всех женщин, подметил
привлекательных и сексуальных. Третий день уже здесь и ничего не могу сказать о наших «коллегах» - женщинах. Я так думаю, что без всех этих ограничений блуд бы цвёл…

Каждый раз, когда гуляю и смотрю вокруг, душа радуется. Красота, в самом деле,
обалденная. На вершине горы напротив нас ветряные мельницы – смотрю как
завороженный, взгляд не оторвать. Мы находимся на территории кибуца «Дгания Бет» - но не видим, не слышим никого.

Гуляя и во время трапез видишь своих сокурсников. Так кто ж они? (речь только о
мужчинах). Хотя я с трудом определяю возраст людей, я бы сказал, что здесь есть две возрастные категории. Начну с той, которая не представлена – 30-45 лет; это и понятно – работа, дети, жена и т.д. Самая большая группа (подавляющее большинство) – это молодёжь, думаю до 30. Почти все (а может быть все) бородатые или со щетиной…. Хамас какой-то. Большинство, думаю, ашкенази, хотя в этом (я имею в виду различить) я не силен. Вторая категория - 45/50+. Я в ней и, пожалуй, самый старый. Все аккуратные, побритые – посмотрим, кто (кроме меня, хотя я окончательно не решил) уедет отсюда со щетиной.

Не разговаривать – работает. Это не только «не разговаривать», а не общаться вообще, ни взглядом, ни записками, ни касанием. Мы совершенно не встречаемся глазами; смотрим в землю, мимо, в нечто очень далёкое. Мне это легко. Было бы хуже, если бы нужно было много общаться и рассказывать о себе всякие подробности из глубокого детства – «до какого возраста ты писал в кровать» или всякое другое аналогичное.

После обеда вышел из столовой и обомлел – на стуле сидит женщина; длинные волосы, юбка до пола; даже что-то ёкнуло внутри, но «её» щетина вернула меня к действительности. Ещё 8 дней не видеть женщину так близко.

Как я уже сказал, я очень нервничал оказаться с кем-то в комнате. Но живу один, и поэтому могу вести эти записи, так как писать, читать, думать о чём-либо, кроме vipassana, запрещено. О комнате. Как раз вернулся из Питера, где посетил камеры в Петропавловской крепости. По размеру камеры там больше, но комната здесь очень аккуратная и приспособлена для жизни. Даже есть «штука» вешать стирку. Хотя в инструкции настоятельно рекомендуется не вывешивать стирки на улице, уже сегодня видел несколько красующихся у входа в комнаты. Мне, конечно, это не надо- спасибо жене, позаботилась. Жалко только, что её не будет в последний день, когда нужно будет убирать комнату. Есть подробная инструкция, как это делать, но мне это не понять.

Пару слов о том, чему нас учат и как нас учат. «Учителем» считается он - Мистер Гоенка, который в 1969 начал восстанавливать vipassana в Индии и со временем создал обширную мировую сеть (он умер в 2013). Во время медитации мы слышим аудиозаписи, в которых Гоенка учит нас, направляет, объясняет (всё это сопровождается переводом на иврит). «Реальные» учителя, которые медитируют с нами, формально называются «помощниками Учителя» и их задача – это периодически спрашивать нас о прогрессе, и отвечать на наши вопросы во время выделенного для этого времени. Теперь о том, чему всё-таки учат. Вчера целью было сосредоточиться на дыхании через нос и наблюдать за ним… и не дать сознанию убежать от этого, а если убегает, возвращать его. Не знаю, как это у меня получалось. Сегодня нужно было сфокусироваться, почувствовать какое-то определённое место в области носа, касаемо потоком воздуха и наблюдать…, наблюдать, как это ощущение меняется. Не знаю, смеяться ли, но что-то я чувствовал, наблюдал. С удовольствием бы выпил стакан вина.

29.10.2015

Не дописал вчера. В 21:00 упал и заснул. Наверное, устал, хотя в течение дня не однажды впадал в приятное состояние дрёма-полудрёма. Вечером очередная агитка о «просветлении». Неудобно смеяться, поэтому сконцентрировал своё внимание на большом жуке, большом…. Я его внезапно обнаружил на своих штанах и инстинктивно
отправил его в свободный полёт. Он приземлился – и я наблюдал за его поведением. Сначала мне показалось, что он после приземления взял твёрдый курс на меня (я аж съёжился), но потом он «передумал» и стал двигаться более или менее хаотично. Есть ли сознание у жуков?

Да, боли в костях, суставах, спине, заду, шее… сохраняются, сильны, но не так как раньше… адаптируемся? Третий или четвёртый день- это как считать. Опять сегодня не брился. Означает ли это, что вернусь домой бородатый? - наверное. Вспоминается моя первая борода. Запустил её в колхозе на первом курсе. Как-то сегодняшняя ситуация ассоциируется с той. Конечно же, условия здесь намного лучше (даже AC в комнате), но молодые девочки кругом тогда, да и сам молод был: 17 или 60 – есть разница… или нет.

Так, что такое медитация? Уверен, что забуду всё, чему нас учат, сразу как приеду домой, но этот experience будет со мной, более того, воспоминания о нём будут пополняться со временем позитивными дополнениями.

Погода совсем замечательная своим разнообразием и изменениями. То дождь, то ясное голубое небо… красота. В жизни не видел так много и таких разных птичек. Летят то в одиночку, то маленькими группами, то большими стаями. Очень интересно наблюдать, особенно динамику формирования стаи, изменения, исчезновения… И всё это сопровождается звуками, пением – самым разнообразным. Даже понаблюдал «любовную игру» двух птичек. Забавно, …происходило это на нашей, мужской части. Что удивляет- почти нет кошек. В Израиле это большая редкость. За все 3-4 дня видел только двух, да и то, случайно. Они не крутятся около столовой, не просят пищу, знают, наверное, что мы можем им дать. Опять воют шкалы. Очень тревожно воют.

30.10.2015

На сегодняшний день мы уже, по идее, постигли некоторые базисные основы техники. Все эти дни мы концентрировались на области носа: сперва наблюдать за дыханием, затем почувствовать касание потока воздуха, затем просто наблюдать, наблюдать, стараясь уловить даже очень слабые ощущения (холод, боль, чесание, дрожание, покалывание и т.д.) в этой же области. Сегодня- следующий этап. Наблюдать ощущения в более ограниченной области- между верхней губной и нижней границей носа. Ну и? Что-то получается. Во время всего этого (что и есть, наверное, медитация) сейчас удаётся сфокусировать своё внимание, и ощущения приходят и… уходят, новые приходят и … тоже уходят. Аничше, аничше, аничше – основой символ всего происходящего. Всё изменчиво, ничего не постоянно; поэтому наблюдай, наблюдай только, не привязываясь к приятным ощущениям и не отвергая неприятные. Только наблюдай. Сегодня, как нам сказали, очень важный этап – мы погружается в vipassana, не погрузиться бы слишком глубоко, а то, кто потом вернётся…

Через 40 минут- обед, в 11: 00. Никакого чувства голода… атрофировалось. … Но звучит гонг, и я отправляюсь в столовую. Гонг, гонг, гонг. По гонгу мы здесь встаём, ходим на медитацию, в столовую, и т.д. Звучит он очень authentic. Закрываешь глаза и представляешь монастырь высоко в горах, и монахи с опущенными головами идут на медитацию.

Никак не могу понять свою проблему с животом (которой, вроде бы нет, но нужно готовиться) – понос или запор. Вчера я решил, что я по направлению к запору, и решил поэтому кушать меньше риса, а больше всяких бобо-образных, которыми нас здесь кормят. Что я и сделал…. Через 2-3 часа прошла переоценка обстановки и «направление» сейчас- понос…

Только вернулся с 2х часовой сессии «нияна» (или что-то похожее) – третьей, важнейшей части vipassana. Сканируем своё тело, начиная от макушки и до кончиков пят, останавливаясь на каждом участке и наблюдая все ощущения на нём. Наблюдать, наблюдать, наблюдать… как ощущения возникают, меняются, исчезают… «аничше, аничше, аничше» - всё изменчиво, ничего не постоянно. Наблюдать, наблюдать…. Что я точно знаю, так это, что, когда я добираюсь до спины, шеи, ног, бёдер – боли, боли… Хотя я чувствую их (боли) вне зависимости, что моё сознание наблюдает. В общем медитирую….

Сейчас отдых – гуляем (эти прогулки ассоциируются с прогулками в тюрьме). Природа всё так же красива, всё ещё не надоела. Шкалы воют, как сумасшедшие. Ощущение, что они совсем рядом. Может, из-за этого воя почти нет кошек. Перед «ужином» (чай и фрукты) зашёл в свою келью, взглянул в зеркало – белая щетина, вид ужасный.

31.10.2015

Шестой день, пятый день курса. Приближаемся к медиане. Зря я запустил щетину, сейчас бриться уже не хочется – хочется посмотреть, что выйдет, да и представить жене явные признаки моего изменения. Но выглядит это совсем не так, как много лет назад. Всё, 4:40, пошёл медитировать.

Со вчерашнего дня ещё одно новшество. Один час “Sitting of Strong Determination” (Adhittana). Час медитации, но во время этой медитации запрещено открывать глаза, менять позу, двигаться. («В 35 лет Будда вошёл в это состояние и решил не выходить, пока не просветлеет». А мы-то всего час). Это очень непросто… И это мы будем делать три раза в день. А остальное время- «обычная медитация», групповая или индивидуальная.

Кстати, опять о моей щетине. Я сегодня заметил, что из всех стариков только я не бреюсь. Подмазываюсь к молодым.

Уже 5 дней – 5 ночей. Ни нормальной еды, ни секса. Ни то, ни другое не тревожит. Решил представить себе какое-то гурме – никакого воодушевления. То же самое с сексом. Видимо, это связано. Вино, правда бы выпил.

Вернулся со второй сегодня Adhittana. Весьма поломан. Сумел удержаться в одной позе целый час, но это было трудно, труднее, чем в первый раз. Всё болит, всё.
Пришёл после третьей …. Было легче. 5 минут отдыха и очередная агитка.

1.11.2015

Первый день ноября, седьмой день, как я вне дома, шестой день курса. У нас есть один мужик, которого я отнёс к своей возрастной группе -~55. Пару раз во время прогулки- как всегда каждый сам по себе – мне казалось, что оставаясь достаточно изолированным, он плакал. Сегодня утром я сел на стул в отдалённом местечке, упиваясь прекрасным видом. Вдруг сзади – плач навзрыд. Это был он. Так вот…. Захотелось поплакать и мне…

Смотрю на молодых людей вокруг. Что они? Кто они? Хочется верить, что отслужили в армии, ходят регулярно в милуимы(армейские сборы). Учатся? Работают? Есть парочка из «наших», русских – Дмитрий, Антон. Один молодой человек кажется, медитирует всё время, а не только на сеансах. Понаблюдал за ним в столовой (хотя это серьёзное нарушение). Он берёт немного еды и отправляет её в рот маленькими порциями через длительные промежутки времени. Жуёт очень медленно – и всё это с закрытыми глазами… Есть парочка англоязычных, которые с трудом или вообще не понимают иврит. И среди «стариков» есть интересный тип. Лет 50. Уже не в первый раз берёт курс vipassana. Англоязычен. Ходит в белых тонких штанах и в белом балдахине. Приходит на медитацию со всей персональной подушечкой, всё делает, наверное, правильно – сидит, медитирует. В общем, профессионал. Ест много и с удовольствием. Кроме учителей (мужчина и женщина) есть managers: мужчина и женщина. Молодые ребята; он с бородой. К ним можно обращаться (и говорить!) по любому вопросу и проблеме. Вчера я попросил его разрешения выйти с территории на стоянку и взять шапку из машины. Не разрешил… Взял мои ключи от машины и где-то через 1.5 часа я нашёл шапку в моей комнате. Не помню, писал ли, но все комнаты не запираются. Есть ещё «волонтёры», которые помогают с maintenance. Они готовят еду (не нужно большое искусство), следят за порядком/чистотой на территории, в столовой, в залах медитации. Как правило они все (managers и волонтёры) медитируют вместе с нами (во время групповых). Есть один забавный тип среди волонтёров. Похож на Буду – толстенький, кругленький и лицо улыбающееся. Борода, волосы в косу – всегда одет в какие-то экзотические штаны и накидки – странного цвета. Особенно он хорош в жёлтой майке и штанах. Сидит в позе, медитирует – ну точно, Будда. Кстати, из русских. Он, наверное, относится к категории, которой здесь почти нет – 35-40.

…Adhittana убивает меня. Сегодня я прожил её 2 раза, и спина дико болит – голова поэтому пустая. Сейчас лёгкий отдых, потом чай-фрукты и опять … на эшафот. Кстати сегодня после Adhittana мы вышли на улицу и вдруг увидели, как над «лагерем» пролетают двое – этих, не знаю, как называется, как парашют, но с моторчиком. Все с упоением смотрели вверх, почувствовав некий прорыв из «заключения». Не знаю, что-то подобное, наверное, чувствовали узники лагерей, когда над ними пролетали самолёты союзников....

Да, в самом деле. Уже неделя, как мы полностью изолированы от внешнего мира, от потока информации. На «воле», хочешь ты или не хочешь, ты всё время внутри этого потока- то Биби что-то не то сказал, то Путин чем-то ещё удивил, то Пугачёва решила ещё раз родить. Тут- nada. Мы не знаем ничего - что там с «пигуимами» (террористические акты)? Что дома? Странное и совсем новое чувство. Даже, когда мы ехали в отпуск или я в командировку, ты всё время внутри – телефоны, интернет в гостинице, TV, коллеги или прохожие, таксисты. Тут ничего, ничего. ..

Через 15 минут опять иду мучиться, а потом сразу агитка, заключительная медитация и в 21:00 в постель. Надеюсь дожить.

2.11.2015

Ещё одна ночь, ещё один день. На улице ветрено, но ветер ласкает, какой-то бархатный. 4:30, темень. Петухи где-то там, в кибуце, возвещают о начале нового дня. Сделал кружок по «территории» - очень приятно. Вернулся в келью, осмотрел себя; морда с каждым днём ужаснее и страшнее, но живот, кажется стал меньше. Пошёл, посидел, помедитировал часок. Вернулся, есть ещё несколько минут отдохнуть-подремать перед завтраком. На стене над кроватью сидит/лежит какое-то животное. Неподвижно, наверное, сидело там всю ночь. Довольно страшного вида с длинным-длинным усом. Может быть, опасно. Надо же, и на полу кто-то затаился. Очень странный и более угрожающий. Вообще-то, кругом полно жизни – что-то трещит, поёт, щебечет, воет – только мы молчим…

Сегодняшняя утренняя Adhittana прошла легче всех (тьфу-тьфу). Что я делал в течение часа? … пытался делать то, что положено – сканировать тело… наблюдать, наблюдать; но незаметно устремлялся в свободный полёт: прошлое, будущее, я в центре, я сбоку; когда оказывался слишком далеко – с силой возвращал себя обратно. Наверное, не обошлось без лёгкого дрёма. Полная тишина. За пять минут до окончания этой пытки, как освобождение, приходит напевание Гоенка, душа наполняется радостью, ещё одно испытание подходит к концу.

Вчера нам объяснили, что самые критичные дни- второй и шестой. В основном бросают курс в эти дни, если бросают. По моим наблюдениям, у нас никто не исчез, по крайней мере из мужчин.

Приехал бы я, если бы знал заранее, что это такое (хотя знать заранее никогда нельзя) - не уверен, …, наверное, бы приехал. Поеду ещё раз? Это проще – нет, … хотя, кто знает. Аничше, аничше – всё меняется, ничего не постоянно. Так что мы знаем о будущем?

Уже есть ощущение, что мы приближаемся к концу. Сегодня 7-й день, ещё три дня «работы», и я стану «просветлённым». Да, наверняка светлее-легче, если говорить о весе.

Я не давал никаких подробностей об еде – она того не стоит… Но, когда кушаешь, всё равно есть какое-то ощущение вкуса. Его нет, когда кушаешь десерт. Да, в конце каждого обеда (это то, что дают в 11:00) есть десерт. Я его регулярно беру и ем, запивая чаем. Брр… Для информации тем, кто умеет готовить, над десертом висит маленькое уточнение, что это чудо приготовлено без использования яиц и молочных продуктов.

Итак vipassana опыт подходит к концу. Что следующее? Пошёл бы в лагерь хабадников, если такой существует, или на месяц в монастырь.

Сейчас вышел с очередной сессии, и солнце садилось за горы. Фантастический вид, не от мира сего…. Солнце исчезло… живая иллюстрация Аничше… вот оно было, вот его нет.

Немного лингвистики. Гоенка в своих речах и уроках использует слово “mind”. На иврит оно переводится иногда как  ";;;" , а иногда как ";;;;;" , в переводе на русский звучало «ум».

Сегодня на агитке впервые упомянули деньги… как это хорошо и правильно делать пожертвования и отдавать… Сколько дать?

Опять о кошках. Я продолжаю удивляться, что только две, и практически не видно. Они не блуждают в районе столовой во время активности там, не трутся между нами, надеясь что-то получить. И они очень красивы – особенно одна, белая с чёрными пятнами. Красавица. Сегодня она дефилировала где-то в 5 метрах от меня. Я пытался позвать её (кис-кис), показывал, что якобы у меня есть что-то для неё – ноль внимания. Свысока посмотрев на меня, она продолжала свой путь. Мне кажется эти кошки считают себя частью дикой природы, а это обязывает.

7-й день кончился – иду спать. До просветления осталось 3 дня. Вообще-то сегодня меня боли почти не мучили. Настроение в связи с этим приподнятое, и мне даже показалось, что у меня что-то получается во время медитации. Хотя всё может быть наоборот – медитация стала «работать», и поэтому у меня лучше настроение и меньше болит. Какое это имеет значение… Аничше, аничше, аничше… И это пройдёт.

3.11.2015

Сегодня шумно в животе. Видимо, ребятам там совсем надоело, как я их кормлю, или нас кормят. Даже на сеансе медитации вместо того, чтобы сконцентрироваться на технике и углубляться в своих ощущениях, я общался с ними, уговаривая вести себя прилично, в соответствии со статусом места и действа и не мешать мне и окружающим. На уговоры не подавались. Надеюсь, что после завтрака успокоятся.
И правда, после завтрака стало тише. Иду на очередную Adhittana. Будет неприятно, если живот взбунтуется вновь.

Пару слов о том, что происходит с самой медитацией. Мы продолжаем, проникая всё глубже, усовершенствуя технику, получая новые инструкции. На вечерних агитках обогащаем свою теоретическую подготовку, как вся эта техника связана с «великим учением» Будды, просветлённым и познавшим законы мировоздания, психологии, философии и т.д.

_________________

Сегодняшняя медитация что-то сделала мне. Не хочу, да и не могу описать, что я чувствовал, медитируя, но что-то было, пожалуй, впервые за 8 дней. Вышел я из зала не совсем просветлённый, но охваченный чем- то. Вся эта практика полного молчания (“noble silence”) имеет смысл. Я вряд ли бы дошёл до сегодняшнего самоощущения без неё. А если бы я был прилежнее и меньше сачковал и не пропускал бы упражнения, делал бы их тщательнее, не вёл бы эти записи; кто знает, может быть, уже бы впал в нирвану. Что-то происходит не только со мной. По моим наблюдениям, многие/некоторые как-то изменились. Мальчик, которого я подвёз, ходит, как пришибленный.

4.11.2015

Медитация, завтрак, прогулка. Через 15 минут очередная Adhittana. В первые дни это было как ожидание наказания, страдания. Начиная со вчера это не так. Даже какое-то приятное томление. Сегодня 9-й день курса, последний в соответствии с устоявшимся распорядком дня. Постараюсь меньше сачковать, побольше медитировать. Завтра последний полный день курса, но он будет построен как-то по-другому… И завтра мы прекращаем наше молчание.

Погода сегодня заметно ухудшилась. Холодней. В течение дня несколько раз дождило, даже сильно. А сейчас дымка и ничего не видно. Горы где-то там.

5.11.2015

Сегодня последний день. 4:00, звонит будильник – просыпаюсь. За время здесь я стал спать лучше, и будильник выполняет свою роль. Встал, посмотрел в зеркало, очередной раз ужаснулся… и сбрил это. Сбрил… и стало жаль… такая благородная борода была. Не жалеть!

Идёт дождь, монотонный, осенний – не израильский какой-то. Итак, последний полный день. Завтра, с чистой совестью и просветлённый – на свободу. Как меня примут? – жена, дети, общество. Как я адаптируюсь там?

Сегодня ещё медитации, пару раз Adhittana. Стал даже наслаждаться этими упражнениями. Как сегодня объяснили, «это» приходит на 7- 8-ой день. «Это» индивидуально, но в большинстве, я думаю, речь идёт о некотором чувстве потока через всё тело и… (не могу объяснить). Смотрю свои записи, и …да, у меня 7-ой день был переломным, а на 8-ой «это» пришло.

Уже можно разговаривать, и полная тишина, сменилась монотонным шумом общения. Знакомимся, разговариваем друг с другом. Я даже себе набрал 3-х человек в машину на завтра. Потом пожертвования (курс совершенно бесплатный). Сколько пожертвовал – не скажу, сколько пожертвовали другие – не знаю.

Знакомимся. Сопоставляю свои впечатления о людях, основанные только на наблюдениях. Ошибся с молодыми. Они, в основном, от мира сего. Со всех уголков нашей необъятной страны. Уровень высокий, есть музыканты; hi-techисты; работающие в продвинутых исследовательских армейских организациях; делающие докторат. Познакомился почти со всеми «стариками» (их то немного). Помните того плачущего, - адвокат, пару недель назад расстался со своей…, очень переживает. Отмедитировал, отплакался, наговорился за последний день – надеется, что станет легче. Познакомился и с тем, который во всём белом («профессионал»). Фредерик, родился в Париже, живёт в течение года в трёх местах. Израиловка – родственники, дочь. Амстердам – подруга. Нью Йорк – галерея, он фотограф-художник. Это его 15-й курс (за семь лет). Он берёт их в разных местах – Индия, Европа, Америка, Израиль. Через 3 месяца собирается в Калифорнию на очередной курс, в этот раз на 30 дней (!). Я таки чувствовал, что он серьёзен.

Наконец-то можно общаться с женщинами. Возрастной спектр среди них шире. Есть 2-3, которым (я так думаю) за 70… Я так слышал, что есть среди женщин и такие, которые берут этот курс 14-й, 17-й, 20-й разы. Есть пара девочек, приехавших из России, Европы. Как мне объяснили, в Израиле нужно ждать меньше, чтоб попасть на курс, чем в Европе...

Но курс ещё продолжается, и после недолгой расслабухи возвращаемся к нашим порядкам, но не совсем: опять устанавливается перегородка в столовой, нельзя разговаривать, но только в зале медитации, и вокруг него. Продолжаем с медитациями, Adhittana, агиткой перед сном.

6.11.2015

4:00. Подъём, медитация, последняя агитка, официальное закрытие курса с призывом держать момент, завтрак, уборка комнаты, …и свобода.

Эпилог.

Как подытожить эти 12 дней? Даже не знаю. Сейчас буду краток, может быть как-нибудь позже допишу. Сам факт, что ты на протяжении столь долгого периода один на один с собой в состоянии полного отрыва от всего привычного – семьи, друзей, новостей, интернета, книг, счёта в банке, нерешённых проблем и т.д., и т.п. – и в полной тишине, в нечеловеческой красоте… только всё это может привести тебя в состояние, в котором ты никогда не бывал. Если добавить медитацию, размеренный голос, сопровождающий это и куда-то ведущий, то … не знаю. Надо поехать снова. Вот Инна выйдет на пенсию, мы и подадимся вместе.

А теперь притча. Одна из многих, которыми нас потчевали на полит. информациях. Рассказываю именно её, так как не помню сейчас другие. Как и все остальные, она длинная, с массой деталей, подробностей. Но я буду краток.

Умирает один старый, богатый человек. Его два сына делят всё его богатство – дома, деньги, драгоценности – ровно пополам. Когда всё уже почти сделано, они случайно наткнулись на маленькую шкатулку с двумя кольцами: одно очень ценное с большим бриллиантом, а второе - совсем простое из серебра. Старший брат и говорит: «Я уверен, что отец не купил это дорогое кольцо, а получил его в наследство от своего отца, а тот от своего и т.д. Мы не можем его продать и разделить деньги. Я должен взять его». Младший согласился. Так они и сделали и каждый зажил своей жизнью со своим кольцом.

Старший каждую весну-лето впадал в эйфорию, в безудержную радость. Солнце, голубое небо, цветение, запахи. Но приходила осень-зима. Серо, муторно, противно. И он погружался в глубокое, уныние, печаль, депрессию. С каждым годом всё хуже и хуже. В итоге – психушка.

Младший же задумался – почему такое простое кольцо было хорошо спрятано рядом со столь дорогим. Посмотрев внимательнее на кольцо, он увидел надпись … «и это пройдёт». Каждую весну, когда всё кругом оживало в красоте и радости, он умиротворённо созерцал и шептал: «и это пройдёт». Приходила осень – всё вокруг печально и тоскливо. Но и это пройдёт...

Вот и моя 12-дневная vipassana прошла.

Аничше, аничше, аничше.
Не забывайте эту мудрость никогда.
Влечений, страданий нет больше,
«Проходит всё» - так истина проста


Рецензии