Объективная философия фотоискусства. Беседа 5

Красота

«Только пчела узнает в цветке
затаенную сладость, только худож-
ник на всем чует прекрасного след.»

А. А. Фет

Красота – есть продукт, который получает фотограф
в процессе творчества. Чтобы продукт был качествен-
ным, нужно еще до съемки представлять то, что должно
получиться в итоге. Было бы странно видеть, как повар
у плиты готовит, сам не зная, что. Еще более странно,
если в ресторане нет меню и Вам говорят, что еда в про-
цессе готовки и, что получится, то на стол и поставят. За-
частую этим грешит большинство фотографов. Сначала
снимают белиберду по 5-6 часов, мучая и себя, и модель,
а потом, когда все изрядно утомились, делает более-ме-
нее правдоподобный кадр и тешит себя мыслью, ну вот,
добились результата! Хотя того же эффекта можно до-
стичь за час работы, когда есть чёткое представление о
готовом продукте. Почти всегда лучше потратить время
за день до съёмки на встречу с моделью и обсудить все
детали. Тщательно продумать образ, увидеть его в своем
воображении. Останется дело техники. Итак, фотография
готова! Стоит ли ее улучшать в фоторедакторе? Конечно
стоит! Глупо отказываться от возможности еще больше
подчеркнуть достоинства модели и сгладить недостатки.
Обработка — это ключевой момент в изготовлении про-
дукта. При проявке фотографии можно как улучшить,
так и полностью испортить свой труд. Делать надо кра-
сиво! А это как? К примеру: закончили обработку и пока-
зали друзьям. Вот какой я молодец! Красоту создал. Тут
мнения разнятся. Один говорит: «Здорово!» Другой мно-
гозначительно молчит, чтобы не обидеть, а третий откро-
венно плюётся и обвиняет Вас в бездарности. Где правда?
Начинает работать сбой системы под названием «у каж-
дого своя правда». Срабатывает защитная реакция «я так
вижу!». И вместо конструктивной критики носите дулю в
кармане, продолжая создавать бездарность, невесть что.
Чтобы разобраться в том, кто прав, а кто нет, достаточ-
но знать определение слова «красота». И попробовать
примерить это определение к своей работе. Всё станет на
свои места. Напомню: красота — это форма целесообраз-
ности. Как это понять? Да очень просто – всё, что мы ви-
дим на фото должно быть оправдано своим изначальным
предназначением. «Всё! Ну вот, окончательно запутал»,
– скажете Вы. Объясню на примере: какие бёдра у девуш-
ки можно назвать красивыми? Широкие или узкие как
у Барби? Чтобы это понять, мы должны задуматься о их
функции. С какими бёдрами легче выносить и родить ре-
бенка? Очень узкие и очень широкие это две крайности.
Брови лучше густые или нарисованные? И снова думаем о
их предназначении. Многие не могут ответить на вопрос,
для чего нужны брови? А вы знаете?

Познавая суть вещей, мы можем управлять реаль-
ностью, создавая настоящую красоту, исходя из функци-
ональных особенностей. Если девушка в легком платье
зимой на заброшенном заводе сидит на бетонной плите
и улыбается в камеру, это нормально? Конечно нет. Это
нецелесообразно. Ей холодно, для зрителя непонятны её
эмоции. Для чего это снималось? «Не верю, – сказал бы
Станиславский, – не верю!» И снова слышу недовольство
горе-фотографов о том, что ничего ты, автор, не понима-
ешь, это же фото, построенное на контрастах. Красивая
девочка, старые обшарпанные стены, и т.д. Фото, выстро-
енное на контрастах имеет право быть и не просто быть,
а занимать достойное место в коллекции настоящего фо-
тографа. Вот только контрастами нужно умело пользо-
ваться. Та же девушка в красивой шубке, сидит в кирпич-
ном проеме окна, не голой попой, а всё на той же шубке, в
руках мягкая игрушка, а в глазах, в выражении позы, по
эмоциональному настрою передано зрителю ностальги-
ческое настроение. Чувствуете разницу? В первом случае:
я такая крутая, вся из себя, снимай меня на заброшке, еще
губки уточкой как у дебилов. И во втором случае – у фо-
тографии появилась тематика. Зрителю интересен этот
подход. Тема ностальгии никого не оставит равнодуш-
ным. Зритель ясно видит тему и начинает украшать ее
своими фантазиями. Кто эта девочка? Может, она раньше
жила в этом доме и сейчас вспоминает лучшие моменты
своей жизни. А может, она из другой страны прилетела
на пару дней и заехала попроведовать те места, где ког-
да-то была счастлива. Разница, как говорится – налицо.
Проверяйте свои работы на целесообразность. Смотрите
работы других фотографов, отмечайте красоту и научи-
тесь ее видеть. Хорошим учителем может быть природа.
В ней нет искажений, внесённых искусственно. В природе
всё целесообразно, а, следовательно, красиво. Для трени-
ровки видения лучше начинать фотографировать с жан-
ра пейзаж. Испортить кадр с природой довольно сложно.
Это или незнание простейших правил композиции, о ко-
торых учит миллион роликов в интернете, или обработка
в программе, когда для типа придания индивидуально-
сти псевдохудожник накладывает фильтры, не понимая,
что пытается улучшить то, что создатель довёл до идеала.

«Буду снимать природу», – скажете Вы, – « это же так
просто!» Снова хочу Вас расстроить. Чтобы задокумен-
тировать кадр, достаточно просто грамотно выстроить
композицию, экспозицию и нажать кнопку. Но для твор-
ческой фотографии этого не достаточно. Выразить своё
отношение к увиденному через фотоаппарат – вот насто-
ящее искусство! А для этого нужно прочувствовать место,
как говорят фотографы. Как ты можешь передать чистоту
и холод горного ручья, если не мочил в нем ладошки и
не пил из него воды? Как сможешь ты передать атмосфе-
ру хвойного леса, если не спал под звездным небом и не
слышал шума сосен? И это применимо ко всем жанрам
съемки. Природа научит видеть линии, свет, наслаждать-
ся красотой. Пробудит чувства, которые у многих из нас
в глубокой гибернации. Животные научат нас эмоциям.
Добро пожаловать в настоящий момент!


Рецензии