Памяти друга. Аркадий Лукич Форманюк, журналист

   Помню, когда работал в тайге охотоведом, шли мы на лыжах по болотистой, поросшей мелким ельником, местности и вдруг увидели: среди низкорослых с растопыренными сучьями не деревьев даже, а деревцев, открылась нашему взору высоченная могучая сосна, про которые говорят: вверх глянешь – шапка падает. Откуда такое чудо?

   Так и Павел Капитонов. Среди кипящих хитростью и мелким своекорыстием людишек - фигура человека, исполненная достоинства и справедливости. Всей своей сущностью, манерой поведения, взглядом он излучал доброту. И не скрывал, что в своём призвании журналиста он видел главную задачу – нести людям слова добра и правды.

   Чувствовал ли он, что сама система коммунистической пропаганды основана на лжи и лицемерии? По-моему, не чувствовал. Да и всем нам, детям хрущёвской оттепели 60-х годов, чувствовать этого не хотелось. Хотя в глубине души билась тревожная мысль: что-то у нас не так, но это всё преходящее.

   А время было! Целинная эпопея в самом разгаре. Создан Целинный Край. И естественно – краевые газеты "Целинный край" и "Молодой целинник"! Призывы: "Молодёжь, на целину!", "Девушки – за руль трактора!", "Догоним и перегоним Америку по молоку и мясу!"…

   Я тогда работал в Акмолинской областной газете, на базе которой создали краевую газету "Целинный край". Изданиям отвели великолепное новое здание. Помню – этажом выше находилась редакция молодёжки "Молодой целинник", который собрал интеллектуальную молодую элиту советской журналистики: Валентин Осипов (прим.ред.), Анатолий Франковский, Адольф и Ада Дихтяри, Александр Фридман с женой (Ирина Иновели – прим. ред.), Хамит Апсалямов, Пётр Скобёлкин, многих уж и не помню. Народ по-настоящему одарённый, но палец в рот не клади!

Меня с первых дней заинтересовал вопрос: кто и как управляется с такой публикой? Скажи слово не так, если не съедят, то замучают насмешками и презрением.

   Я тогда подрабатывать начал в молодёжке. Что поинтереснее, но с позиций партийности не очень серьёзно, печатали в "Молодом целиннике". А от этой "несерьёзности" молодёжка у читателей шла нарасхват и по уровню была близкой самой популярной тогда в стране "Комсомольской правде".

   И вот как-то вернулся я из Борового, привёз для "Молодого целинника" несколько заметок о природе. Мне говорят: зайди к заместителю редактора. Иду с душевным трепетом, памятуя о том, какой народ в "Молодом целиннике". Если, - думаю, - рядовые журналисты там на уровне писателей, то начальство потянет на академиков. И как мне с ним разговаривать?
 
   День был летний, солнечный и какой-то удивительно прозрачный, наполненный невысказанной радостью жизни. А у меня в душе смутная тревога.

   Открываю дверь с табличкой: "Заместитель редактора газеты "Молодой целинник" Павел Петрович Капитонов".

   - Можно?

   - Заходи!

   Голос какой-то, я бы сказал, необычного тембра, в котором одновременно звучали и доброта, и скрытое чувство добродушного юмора, и твёрдость человека, который не поступится принципами.
 
   Из-за стола навстречу мне поднимается высокий русоволосый красавец истинно славянского типа в сером в полоску костюме. Белоснежная рубашка оттеняла загорелую шею, серые (зелёные прим. ред.) глаза смотрят с дружелюбной приязнью, пожатие руки твёрдое. Широким движением приглашает садиться.

   Беседа течёт неторопливо, приятно, под стать счастливому летнему дню. Впечатление такое, что нас, да и всех граждан страны Советов, ожидает сплошное счастье.

   Павел Петрович с какой-то невыразимой теплотой рассказывает о своей службе в Армии, по-моему, на Курилах, об учёбе в университете, о предыдущей работе в Кустанайской областной молодёжке. С завистью слушаю этот рассказ человека, жизнь которого складывалась естественно, без потрясений (Увы! не без потрясений. Прим. ред.).

   Заговорили о вопросах охраны природы. Редколлегия «Молодого целинника» запланировала выпуск специального ежемесячного приложения "Фламинго". Мне предложено в нём сотрудничать. Только через много лет я оценил, какая мне была оказана высокая честь, ибо "Фламинго" – это одна из ярчайших страниц тогдашней журналистики Казахстана. И она, к сожалению, уже не вернётся, как не вернутся душевная теплота и надежды 60-х годов.
 
   И возможность в дальнейшем беседовать и вообще общаться с Павлом Петровичем тоже была счастьем, цену которого я познал только на склоне жизни.

   Ясно, что я никогда не забуду его участия в моей жизни, когда я оказывался в трудном положении. Только благодаря помощи Павла Петровича я имею свой дом, хорошую семью и даже в том, что мой сын учится в престижной Академии в Варшаве, есть доля участия этого замечательного Человека.

   Время от времени я поминаю Павла Петровича в своих молитвах. Пусть же Господь упокоит Его душу! И пусть Бог даст душевные силы Его супруге Ларисе Петровне и Его сыну Аркадию Павловичу!

   (Воспоминания были присланы из города Кокчетав Республики Казахстан в августе 1999 года. ( Прим. ред.).

   Подготовила к печати воспоминания из семейного архива Лариса Петровна Капитонова.


Рецензии