Наваждение сквозная боль в скульптуре Гадаева

НАВАЖДЕНИЕ – СКВОЗНАЯ БОЛЬ
В СКУЛЬПТУРЕ ЛАЗАРЯ ГАДАЕВА


Наваждение, страхи, боли, преследование и – борьба с собой и невидимым чем-то ещё, что рядом, вокруг, внутри.
Я не встретил этого слова «наваждение» в названиях его работах, но «Проклятие» (1982), «Страдание» (1982), «Поверженный» (1982) есть…
Это такая круглосуточная бессонница человеку, где любое природное или даже неодухотворённое существо: коза, кошка, птица, лошадь, дерево, стол, пустое, сломанное колесо даже – умней нас.
Кто кого ведёт? – мы колесо или оно нас, кто за кем и главнее?
От первой и до последней строчки, написанной языком скульптуры, обожаю в Лазаре эту тему (в противовес национальной, кстати): борение, бессмысленный бег от себя и к себе, тотальное и безвыходное и безысходное одиночество!
„А человек и должен быть всегда один“, – сказал он мне как-то на моё (уже не вспомню, что)...
«Раб», 1967, – гениальная, одна из первых работ, с которой Художник выходит на площадки, помостки, – о себе, конечно.
Появляется и ворона, существо умнейшее человека; и, как оно начинает следовать и преследовать этого человека всегда.
«Поцелуй», 1982, – ещё одна гениальная ступень мастера! – но не любовь в губы целует человека, а ворона клюёт его в сомкнутый рот!
«Ворона на унитазе», 1982, – она отбирает у человека всё пространство жизни (ему нигде не спрятаться даже в интимном, казалось бы).
«Поверженный», 1982, упал, как это понятно…
Пластика всех этих вещей так лаконична, универсальна, унитарна – как в предкультурные времена островов Киклад!
Ещё один символ –  колесо: времени, судьбы, лет, мысли…
«Фортуна», 1991, – скульптура, с которой снялся сам автор – колесо крутящееся (как бы рулетка жизни и удачи) – тот же в основе, в сердцевине своей – крест, крестовина, на пуповине которой и жив или не жив я?
Человек в колесе, с колесом, на колесе (замкнут круг); в такой работе, «Странник», 1982, человек не только тащит на горбе своём это самое колесо Судьбы, но ещё и (та самая – как неизбежная кончина, боль) ворона клюёт (всё продолжает и), продолжает ныть и жалить на плече в самый мозг!
«Бегущий», 1969, – одна из самых-самых любимых, ранних: куда ты? от кого? к кому? зачем? от чего? – только дикие глаза тревог без объяснений и причин на выходе и выдохе...
Лазарь вычитывает и Евангелие, как путь-крест, под которым гнётся человек «В пути» (1983).
А где его воскресение-то, а?
В скульптуре Лазаря Гадаева сквозная боль – наваждение!


27 01 2022

АвтоТекст № 0081:
https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_47883
ФотоАльбом № 1381 – к завтрашнему докладу:
https://vk.com/album15993373_284914338


Рецензии