Объективная философия фотоискусства. Беседа 9
«Наружный блеск рассчитан на
мгновенье, а правда переходит в поко-
ленья!»
И.В. Гёте
Поговорим о моде. Мода — это
совокупность привычек, ценностей
и вкусов, принятых в определенной
среде в определенное время. Поня-
тие моды, как правило, подразуме-
вает непрочное и быстро проходящее
установление. Навязывание моды
через давление социальной систе-
мы, является скрытым управлением,
воздействию которого подвержены,
в основном, подростки. Страх оказаться вне общества вы-
зывает инстинктивное подражание. Подражание само
по себе является формой биологической защиты. Инду-
стрию моды поддерживают журналы, блоги, специализи-
рованные тренд-агентства. Им это ВЫГОДНО.
«Модные вещи — это опознавательные знаки, указы-
вающие на принадлежность к элите. Мода — это стрем-
ление низов подражать элите. Моды не существовало в
первобытном обществе, так как степень социального не-
равенства между людьми, степень разделения людей на
элиту и массу в первобытном обществе была невысокой.
В Средние века в Западной Европе только представите-
ли элиты —дворяне и священники — имели право носить
модные вещи. Представителям низших сословий это
было запрещено по закону. Модными вещами в то вре-
мя были драгоценности и меха. Купцы имели деньги для
приобретения этих вещей, но не имели права их носить
и не хотели провоцировать дворян на ограбление себя. В
Новое Время были отменены правовые запреты на ноше-
ние любой одежды, возросла скорость вертикальной мо-
бильности и исчезла потомственная аристократия. При
капитализме масса стала стремиться подражать эли-
те и носить модные вещи с целью походить на предста-
вителей элиты хотя бы внешне. Поэтому сегодня элита
вынуждена постоянно выдумывать новую моду, чтобы
выделяться из общей массы. Масса настолько измучила
элиту в этом смысле, что элита вынуждена иногда даже
повторять моду на некоторые вещи через некоторые про-
межутки времени. Примеры повторов моды — это толстая
подошва-«платформа», кожаный плащ, парик. Примеры
модных вещей и деталей внешнего облика из недавнего
прошлого: брюки-«клёш», рваные джинсы, тёмные очки,
борода, бритая голова «под крутого парня», татуировки,
пирсинг, мини-юбка, туфли на «шпильках», айфон, шор-
ты. Особенно пристально следят за модой представите-
ли молодёжной субкультуры и молодые женщины. Само
по себе явление моды это правильное направление. Но с
переходом на коммерческую основу законодатели моды
придумывают извращения и навязывают их нам через
обложки модных журналов, СМИ и т.д.» Достаточно ду-
мающему узнать, кто на сегодняшний день является за-
конодателем моды, и сделать правильные выводы. По-
мимо воспроизведения коммерческого механизма, мода
функционирует как идеологическая система. Одно из
важных направлений исследования моды как системы
исходит из предположения, что мода — это форма вла-
сти, а власть — способность устанавливать ценности.
Обобщая сказанное, мы приходим к выводу, что гнаться
за модой будет коммерческий фотограф, которому важ-
но заработать. В модных на сегодня жанрах фотографии
– фэшн, бьюти – просто отсутствует личность. В первом
жанре мы показываем рекламу одежды, во втором – ма-
кияж. То, что должно подчеркивать красоту модели ста-
ло акцентом, а человек, так, между прочим. Вешалка для
одежды. Как сказал великий мастер фотографии Уильям
Мортенсен – «Одежда — это демонстрация анатомии че-
ловека». Всё! Шах и мат приверженцам и подражателям
моды. С макияжем похожая ситуация. Посмотрите, какой
красивый мейк! По существу, это маска, пустышка; хоро-
ший мейк лишь подчеркивает красоту модели, сглаживая
недостатки, а не меняет ее до неузнаваемости. Макияж
стал средством заработка. Из фотографии постепенно
уходит правда. Фотография теряет внутреннее содержа-
ние. Исчезает глубина и объём. С помощью современной
моды и современного искусства нас пытаются перевести
из объемного мышления в линейное. Понимание того,
что фотография должна выражать человека, а макияж
и одежда – это лишь способ усиления этого выражения,
дает нам четвертый ключ к пониманию фотоискусства.
Свидетельство о публикации №222012800517