Первое научное исследование

        Глава из цикла "Воспоминания Часть 4"

        Предыдущая глава:     http://proza.ru/2022/01/26/33

        Наконец мой рабочий телефон, который уже полгода не подавал признаков жизни, стал призывно звонить с завидной регулярностью. Практически каждый раз это был звонок от Ивана Тимофеевича – моего научного руководителя.

        Для начала Иван Тимофеевич дал мне задание ознакомиться с книгой « Выбор схем этапного развития железнодорожных линий». Эта книга издана в 1964 году издательством «Транспорт». Книга написана в соавторстве с Борисом Сергеевичем Козиным. Написана по материалам их кандидатских диссертаций. Каждый из авторов разрабатывал самостоятельные научные направления, которые затем нашли отражение в одной книге.

        Эта работа явилась пионерской в проведении научных исследований с широким применением вычислительной техники. Даже в названии книги в скобках стоял комментарий:  (С применением ЭЦВМ). ЭЦВМ расшифровывается как электронно-цифровая вычислительная машина.   

        Я внимательно стал штудировать эту книгу. Сначала с опаской, а потом, как ни странно, её содержание оказалось мне по силам. В ней рассматривалась задача выбора оптимальной схемы реконструкции однопутного железнодорожного участка. То есть, при заданных на перспективу размерах грузового и пассажирского движения  (количества поездов в каждом направлении) предстояло определить вид и срок внедрения очередного устройства, позволяющего увеличить пропускную возможность участка. При этом суммарные затраты на проведение строительно-монтажных работ и затраты на обслуживание поездов должны быть минимальными за период 15-20 лет.

        Козин Б.С. и Козлов И.Т. сформулировали содержательную постановку задачи, описали её математически и разработали аппарат решения с использованием метода динамического программирования. Словосочетание «динамическое программирование» впервые было использовано американским учёным Ричардом Беллманом в 1940-х годах прошлого века. Как я уже писал выше по тексту, эта работа Козина и Козлова открыла новое направление в железнодорожной науке с использованием экономико-математических методов и вычислительной техники.

        Козлов и Козин уже после защиты кандидатской диссертации окончили математический факультет МГУ имени Ломоносова М.В. Их знания и опыт во многом способствовали научной работе. Позже оба защитили диссертации докторов технических наук и получили звания профессора.

        После того, как я стал уже достаточно свободно ориентироваться в задаче оптимизации этапов развития железнодорожных участков, Иван Тимофеевич поставил передо мной уже самостоятельную задачу по выбору оптимальной этапности развития сортировочных станций. Эта задача по базовым основам во многом созвучна с оптимизацией участков. Но она имеет много специфических особенностей, учёт которых требовал разработки эксклюзивного метода решения, математической формулировки и программного обеспечения.

        В процессе этого исследования мне надо было существенно расширить свои знания как в математическом плане, так и в программировании.

        В нашем институте была своя вычислительная машина типа «ЕС». В то время она являлась достаточно современной вычислительной техникой. Машина занимала примерно половину первого этажа института. Её круглосуточно обслуживала бригада специалистов из четырёх человек с высшим образованием. Они не менее раза в неделю проводили на ней профилактические работы. Дорогая была техника и по её стоимости и по содержанию. 

        Для решения поставленной задачи на ЭВМ мне надо было освоить язык программирования. Ещё, будучи студентом, я разрабатывал программы для машины «Наири». Но с тех пор прошло много времени и мои знания в этой области сильно устарели. Первым программным языком, который я освоил уже в процессе работы над поставленной задачей, был «Алгол». С его использованием я и запрограммировал метод динамического программирования применительно к выбору оптимальной этапности развития сортировочных станций.

        Примерно за три года поставленная задача была выполнена. Проведена большая серия расчётов, которые позволили выявить устойчивые закономерности в процессе реконструкции сортировочных станций. На протяжении всего хода исследования я получал самую существенную, неоценимую   поддержку со стороны Ивана Тимофеевича Козлова.

        Работать над этой задачей мне было очень интересно.

        Мной, как непосредственным исполнителем, был сделан доклад на секции учёного совета Института, который весьма положительно оценил эту работу. С ней я выступал на ряде конференций в различных научных центрах СССР (Ленинград, Рига, Киев, Томск, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Днепропетровск) и неизменно привозил в Институт дипломы и грамоты высшей пробы.

        По результатам этого исследования в соавторстве с научным руководителем Козловым И.Т. подготовлена моя первая научная статья, опубликованная в сборнике трудов института.

        Сам собой встал вопрос о целесообразности моего поступления в аспирантуру на предмет защиты кандидатской диссертации.

        На фото из интернет вычислительная машина класса "ЕС"

        Продолжение      http://proza.ru/2022/01/30/86

       


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.