Адмирал Григорович
Русско-японская война (1904–1905) началась не мгновенно. У неё были свои предпосылки. К началу ХХ века Россия продвинулась в Центральной Азии до границы с Афганистаном и Персией, что затрагивало интересы Великобритании. Не имея возможности расширяться в этом направлении,империя переключилась на Восток. Там был Китай, который из-за полного истощения в опиумных войнах и восстания тайпинов (против маньчжурской империи Цинь) вынужден был передать России часть территории. Так она получила под свой контроль Приморье (территория современного Владивостока), Курильские острова, частично остров Сахалин. Для соединения дальних рубежей была создана Транссибирская магистраль, которая по линии железной дороги обеспечивала связь между Челябинском и Владивостоком. Помимо железной дороги, Россия планировала торговать по незамерзающему Желтому морю через Порт-Артур.
В Японии в это же время происходили свои преобразования.Придя к власти, император Муцухито I прекратил традиционную для Японии политику самоизоляции и начал модернизацию государства. Все его реформы были настолько успешными, что спустя четверть века после их осуществления империя смогла всерьез задуматься о военной экспансии на другие государства. Первыми её целями стали Китай и Корея. Победа Японии над Китаем позволила ей заполучить в 1895 году права на Корею, остров Тайвань и другие земли.
Суть войны 1904–1905 годов состояла в силовом решении вопроса, какая из двух воюющих империй будет главенствовать на Дальнем Востоке. Император России Николай Второй считал своей первоочередной задачей усилить влияние своей державы в Восточной Азии. В то же время император Японии Муцухито стремился получить полный контроль над Кореей. Война стала неизбежной. Россия, где уже начиналась революция 1905 года, эту войну позорно проиграла. Мирный договор Япония согласилась подписать при полной капитуляции России. При этом по Портсмутскому мирному договору (23.08.1905) Россия была обязана выполнить следующие пункты:
- Отказаться от притязаний на Маньчжурию;
- Отказаться в пользу Японии от Курильских островов и южной половины
острова Сахалин (до 50 й параллели);
- Признать за Японией особое право на Корею;
- Передать Японии право на аренду Порт-Артура и остров Дальний;
- Выплатить Японии контрибуцию за «содержание пленных».
Кроме того, Россия уступала Японии южную ветку КВЖД (Китайско-Восточная железная дорога) и предоставило Японии право на рыболовство в своих водах.
Благодаря административным способностям Григоровича и заведённому им образцовому порядку во всех областях обширного портового хозяйства Порт-Артура флот до конца осады не знал недостатка в угле, материалах снабжения и боевых запасах. После падения Порт-Артура Григорович прибыл в Петербург, где был временно прикомандирован к Главному морскому штабу. Я думаю, что, будь такое во времена Сталина, Григорович был бы просто расстрелян за сдачу Порт-Артура. Но Николай Второй, трезво оценив способности Григоровича, в 1911 году назначил его морским министром одновременно с производством в адмиралы! В 1916 году Иван Константинович отказался от назначения на пост Председателя Совета министров. На всем протяжении Первой Мировой войны Григорович возглавлял морское ведомство, был уволен с должности решением Временного правительства от 22 марта 1917 года.
В итоге построенные по инициативе Григоровича накануне и в ходе Перой мировой войны боевые единицы российского флота составляли 100 % линкоров, 40 % крейсеров и 30 % эсминцев в составе советского флота, встретившего в 1941 году Великую Отечественную войну.
Между прочим, адмирал Григорович одним из первых понял важнейшую роль будущей подводной войны и развернул в России строительство подводных лодок.
Естественно, после Октябрьской революции Григорович был снят со всех ответственных постов, но уцелел и с 1919 года получил работу штатного сотрудника Государственного архивного фонда (в военном научно-издательском отделе). У Ивана Константиновича не было дров для отопления своей квартиры, и зимой 1920–1921 годов он жил на квартире академика (с 1916, член-корреспондент с 1914) Алексея Николаевича Крылова, у которого были дрова.
В начале 20-х годов заболевший Григорович начал ходатайствовать перед Петроградским губотделом НКВД о возможности выезда на лечение за границу. Ему долго отказывали, но осенью 1924 года Григоровичу всё-таки удалось выехать во Францию, где он и остался.
Теперь наконец-то заслуги адмирала Григоровича перед Россией оценены. В 1993 году были впервые опубликованы «Воспоминания бывшего морского министра», написанные Иваном Константиновичем в 1919 году.
Отрадно теперь видеть на станции метро «Адмиралтейская» медальон с барельефом Григоровича среди барельефов других самых выдающихся русских адмиралов и флотоводцев (Ушакова, Нахимова, Макарова, Апраксина, Беллинсгаузена).
Умер адмирал Григорович в возрасте 77 лет и был похоронен на Русском кладбище в Ментон (Франция). В 2005 году со всеми морскими почестями он был перезахоронен в семейном склепе Григоровичей на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
В память об этом выдающемся адмирале назван построенный недавно головной сторожевой корабль (фрегат). «Адмирал Григорович» – суперсовременный корабль, состоящий на вооружении Черноморского ВМФ России. С апреля 2017 года этот боевой корабль несёт службу в составе постоянной группировки ВМФ России на Средиземном море возле Сирии.
На фото сверху «Адмирал Григорович» — головной фрегат проекта 11356Р, состоящий на вооружении Черноморского флота России ВС России (взято из интернета).
Свидетельство о публикации №222012800073
Юрий Матусов 15.02.2022 11:14 Заявить о нарушении