18. 1. 1. Пушкин История женитьбы в лирике 1

История сватовства и женитьбы Пушкина в его лирике
Первой в сериале заметок на тему "Пушкин.История погибельного счастья с НН", на которое Чорт его надоумил, а влюбленный Бес попутал,я избрал заметку с рассказом самого Нашего Всего о том, как ЭТО ВСЁ с ним произошло да еще так, что он сам отдал за это свою жизнь с потрохами

Домового ли хоронят
 Ведьму ль замуж выдают ...

Нет, А.С, не ведьму - хуже = женщину-вамп!

***

ЧАСТЬ 1

История влюбленности, сватовства и женитьбы Пушкина в его лирике с 1828 по 1835 гг
или
 Пушкин, его лирика и зигзаги в период сватовства
или
АСП и безразличие НН - Любовью Шутит Сатана и снова командировка «на юга»

1828. декабрь. Забывается неудача сватовства к Аннет Олениной и рана затягивается: в один из декабрьских вечеров в Москве произошла встреча, роковым образом изменившая весь ход жизни Пушкина: на одном из московских балов поэт увидел шестнадцатилетнюю красавицу - Наталью Гончарову.

1829, январь. АСП пишет «Вы избалованы судьбою» в альбом Ек. Ушаковой, потом Е.П. Полторацкой «Я ехал к Вам», потом «Подъезжая под Ижоры» Ек. Вельяшевой, двоюродной сестре А. Н, Вульфа (его со-ловелас по штудии науки страсти), потом в апреле -  «Приметы» после встречи вечером с А. Керн …
Но вот близится весна и все её обострения.

1829, май. 1 мая, впервые обратившись к Гончаровым с прошением руки и сделав брачное предложение (сватом был гений дуэльных поединков Ф. И. Толстой - «Американец»!), АСП не получил ни отказа, ни согласия … Мать будущей невесты и женки Надежда Ивановна – развратница-ханжа и церковница, грубая и властная, прозванная поэтом Карсом – рассчитывала продать красавицу дочь подороже. Что  может быть хуже подобного сватовства без «да, твоя» и без абшида. По классике мифологии пушкинизма, впав в отчаянный психоз, АСП выбежал на Перекресток и с кучей любимых им бесов рванул … на Кавказ в армию Паскевича. Не спросив разрешения у жандармов власти! Он лишь застрял в гоне «женихания» до мая в М…

Пушкинианцы толкуют: это явное свидетельство безумной любви, внушенной огончарованному поэту юной девой – ННГ. Но…подождем торопиться с сильно водевильными выводами. Убедившись в верности онегинской догадки  «Любовью шутит Сатана», фра, поэт поскакал не на розовом коне за новым бесом:
Я перестану быть поэтом,
В меня вселится новый бес,

Ре-изюм: командировка с подорожной от начала марта 1829 и сватовство в мае – звенья одной цепи.
Пушкин. Путешествие в Арзрум, гл. I.: Из Москвы поехал я на Калугу, Белев и Орел, и сделал таким образом 200 верст лишних…  Не лишних – встреча с будущей Верой Молчальницей в Белеве на могиле Охотникова была также явно запланирована = Пушкин начал подготовку к своей последней роковой игре. С Роком.
Наконец АСП направил свои стопы на юга…
В дороге уже в Грузии (после встречи в степи с юной калмычкой, угостившей его трубкой и затем чаем-джомбой с бараньим жиром и давшей понять = Жизнь прекрасна и без домашней ма-Донны) нагнала его муза и надиктовала ставшее знаменитым:
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
Так эти 8 строк иктов подают в средних навеки школах. Однако, первоначальную редакцию стиха, имевшего название «Отрывок» нашел Бонди С. (см. Черновики Пушкина. Статьи 1930-1970 2-е изд, 1978):
Всё тихо - на Кавказ идет ночная мгла,
Восходят звезды надо мною.
Мне грустно и легко - печаль моя светла,
Печаль моя полна тобою -
Тобой, одной тобой - унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.
Прошли за днями дни. Сокрылось много лет.
Где вы, бесценные созданья?
Иные далеко, иных уж в мире нет.
Со мной одни воспоминанья.
Я твой по-прежнему, тебя люблю я вновь
И без надежд и без желаний.
Как пламень жертвенный, чиста моя любовь
И нежность девственных мечтаний.

Выделим интересующее нас в теме  <…И сердце вновь горит и любит…>.  Это признание, но  обращено оно, фра,  не к НН! Султан-Шах М.П. в статье Волконская М.Н. о Пушкине уверяет нас фомо-образных – надо сохранить верность мифу и мундиру НВН. Однако, в свежем издании «А.С. Пушкин. Стихотворения (1829-1836). Подробный иллюстрированный комментарий (2019)  составитель Леонид Рожников пишет:  Прекрасная вариация того же замысла лишает Н.Г. права считаться единственной вдохновительницей знаменитых строк. Именно выдающая тайну замысла «И сердце вновь горит и любит» получившая в иной редакции свое развитие и уточнение, дает все основания предполагать, АСП обращался в нем к предмету ранней своей юности – Марии Волконской. А слова Сокрылось много лет +  Со мной одни воспоминанья  + Я твой по-прежнему, тебя люблю я вновь не оставляют шанса усомниться в версии = Пушкин по-прежнему любит иную = не ННГ! Его избранница в женки = ГНН = это лишь следствие гона… любовью тут не пахнет. Это доказывает и сам автор = автограф имеет силуэт дамы с крыльями ангела с подписью «Волконская (?)»!

«На холмах Грузии...» Автограф с рисунком А. С. Пушкина. И черновик

1829 г., сентябрь.  Пушкин, навоевавшись,  возвратился с Кавказа в Москву и по прибытии сразу нанес визит Гончаровым: «Сколько мук ожидало меня по возвращении! Ваше молчание, ваша холодность, та рассеянность и безразличие, с каким приняла меня м-ль Натали …  У меня не хватило мужества, и я уехал в Петербург в полном отчаянии. Я чувствовал, что сыграл очень смешную роль, первый раз в жизни я был робок, а робость в человеке моих лет никак не может понравиться молодой девушке в возрасте вашей дочери…» (Пушкин – Наталье Ивановне Гончаровой).
Он покидает М, потеряв надежду – холодность и безразличие НН угнетало его сильнее ханжеской расчетливости НИ. Он понял – ему предстоит ждать итогов торгов на московской ярмарке невест… Поэт исполнен не злобы, а отречения. В это время он лечит себя воспоминаниями о прежних своих любовных страстных увлечениях и  пишет новое знаменитое «Я ВАС ЛЮБИЛ…»

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Казенные пушкинианцы уверяют – оно посвящено НН. Но есть и иная и более достоверная версия = оно посвящено прежней избраннице – Аннет Олениной; доверитель – внучка АО, видевшая автограф в альбоме бабушки, увы, не сохранившемся…
 
Не находя себе места, поэт умчался… не к невесте… к Вульфам! 
Теперь это маршрут «Пушкинское Верхневолжское кольцо"

 Я его намедни проехал


Рецензии