Прикоснуться к истории большой страны...

   Так получилось, что в школьные годы мне довелось прикоснуться к истории нашей страны. Среди учителей школы оказались дети выдающихся деятелей нашего государства.
   На днях, слушая передачу по радио об истории создания советской разведки и контрразведки, одним из основателей которых был Артур Христианович Артузов , корпусной комиссар, расстрелянный в «особом порядке» в 1937 году и реабилитированный посмертно, я услышала, что настоящая фамилия Артузова была Фраучи. А у нас в школе пение преподавал Фраучи Камилл Артурович. Я сразу по фамилии и отчеству поняла, что наш преподаватель был сыном Артузова. А дальше поиски в интернете, и действительно все сошлось.
   Удивительно, что один из выдающихся советских преподавателей музыки работал учителем пения в одной из школ на задворках Москвы. Впрочем можно догадаться, что в середине пятидесятых годов прошлого столетия, еще до наступления массовой реабилитации невинно осужденных, ему, проведшему в заключении восемь лет, в Москве было бы сложно устроиться работать в достойном для него месте.
   Камилл Артурович выделялся среди наших преподавателей необычной внешностью и особой тактичной манерой поведения. А мы, шалопаи, дурачились на его уроках, как дурачатся дети во всех школах на уроках пения. Он организовал в нашей школе хор, который пользовался успехом даже у учителей. Я помню, что на концерты, где пел хор, приходили все учителя нашей школы.
   Память сохранила из песен, которые мы пели, всего две. Это песня композитора Вано Мурадели, автор стихов Владимир Харитонов «Россия – Родина моя» с красивой мелодией и прекрасными словами. «Когда иду я Подмосковьем, где пахнет мятою трава, природа шепчет мне с любовью свои заветные слова...».
И вторая песня Исаака Дунаевского, слова Михаила Матусовского «Утренняя песня» - «…хороши твои рощи зелёные и простые цветы на лугу, всё гляжу, все гляжу я в окошко вагонное, наглядеться никак не могу!..»
   А у моих друзей детства, Тани и Вали Дьяченко, первым учителем была дочь Василия Блюхера – Ваира Васильевна, которая скорее всего по той же причине, что и Камилл Артурович, работала в нашей школе на окраине Москвы.
На фотографии  Фраучи Камилл Артурович


Рецензии