В. П. Будаева о герое-комсомольце В. Федоровском

Будаева В.П. Владимир Федоровский и его семья, ставшая для меня родной. Установка памятника Владимиру Федоровскому в 2004 году : воспоминания. 2005 г. / запись: Т.Ф. Липницкая, науч. сотр. Алексин. худож.-краевед. музея,  2005 г. // Собрание документов АХКМ. Опубл. с сокращениями: Будаева В.П. Владимир Федоровский и его семья, ставшая для меня родной // Алексинская городская. 2006. 21–27 июня. С. 12–13.


Воспоминания посвящены герою-комсомольцу, юному разведчику Владимиру Федоровскому. В городе Алексине, в сквере на площади Свободы (микрорайон Старый город) можно увидеть мемориальный памятник. Памятная надпись гласит: «Федоровский Владимир Николаевич. 26.VII.1923 – 14.XII.1941 гг. Ученик 10 класса Алексинской средней школы № 1, комсомолец, погиб в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг. за освобождение города Алексина от немецко-фашистских захватчиков».


Фотография:
Алексинцы у памятника Владимиру Федоровскому. 26 июля 2013 г.
На снимке Валентина Порфирьевна Будаева (3-я справа), многое сделавшая для установления памятника Владимиру Федоровскому и увековечивания его памяти. В 2006 г. В.П. Будаева стала первым лауреатом Алексинской муниципальной премии имени Владимира Федоровского.
Автор фотографии Геннадий Яковлевич Баксичев.
Опубл.: Баксичев Г. Ему не было и 18-ти… К 90-летию Владимира Федоровского // Алексинские вести. 2013. 31 июля. С. 14.







Моя девичья фамилия — Епур. Отец по национальности молдаванин, мать — русская, коренная алексинка. Я рано осталась без отца — он пропал без вести 19 июля 1941 г. С мамой и бабушкой мы жили в поселке Пристань, в бараке по адресу: ул. Левобережная, 25.   

В 1947 г. я поступила  в 1-й класс железнодорожной школы, которая располагалась недалеко от железнодорожного вокзала (ныне — школа № 16 в микрорайоне Соцгород). Директор школы Елена Ивановна преподавала русский язык и литературу. Ее все уважали и любили «за справедливость». Елена Ивановна была слепой, жила при школе, своей семьи у нее не было. Я помню ее высокой, статной, очень красивой.

В нашем классе было 45 человек, из них двое — я и Нина Щулева — дети фронтовиков. В школе к детям фронтовиков относились особо. Можно сказать так: «С нами носились как курица с цыплятами». Особенно запомнилось, что нам давали каждый день, в течение четырех лет начальной школы, по три «подушечки» (так называли маленькие конфетки без фантиков) и два печенья.
 
В начальной школе нашим классным руководителем была Александра Александровна Маслова. Это была очень строгая и справедливая учительница. Ее все любили и уважали. Взгляд Александры Александровны всегда был печальный… Позже я узнала — почему…
          
Запомнилось, что у Александры Александровны были пуховые козы, которых она обычно пасла на левобережье, недалеко от нашего дома. Дом А.А. Масловой находился на другой стороне Оки, на улице Рыбной (в наст. вр. д. № 81). Муж Александры Александровны погиб на фронте в 1941 г., она жила с дочерью Лидой. В этом же доме жила сестра Александры Александровны Ольга Александровна Федоровская с дочерью Ниной.

Сложилось так, что, когда я начала ходить в школу, семья моей первой учительницы стала для меня родной. Я бывала в доме Масловых и Федоровских 3–4 раза в неделю. Здесь я делала уроки со своей любимой учительницей Александрой Александровной. Много общалась с Ольгой Александровной. Здесь я чувствовала себя как дома. Здесь ко мне относились как к дочери. Можно сказать, что я выросла в этом доме. Эта семья стала для меня родной на всю жизнь.
 
Масловы — родители Александры Александровны и Ольги Александровны — были коренными алексинцами. Ольга Александровна вышла замуж за Николая Николаевича Федоровского, который учился в Алексинском ремесленном училище. По окончании училища Николаю Николаевичу была предложена работа в Москве. В 1937 г. он был репрессирован (арестован как «враг народа»). Ольга Александровна с детьми — старшим Владимиром и младшей Ниной — вернулась в Алексин, в родительский дом.  Хорошо помню, что в доме, в зале на стене висела большая овальная фотография Николая Николаевича Федоровского. В Алексине Ольга Александровна работала в детском саду.

Владимир Федоровский в декабре 1941 г., в период оккупации Алексина немцами, погиб по предательскому доносу.

Нина Федоровская вышла замуж за начальника пристани Ивана Николаевича Гусева. С 1949 г. они жили в Серпухове — Иван Николаевич получил новое назначение. Ольга Александровна уехала в Серпухов с семьей дочери. Я ездила к ним, как к себе домой. Бывала и в трехкомнатной квартире, и за городом на даче, где у меня была своя комната. Тетради В. Федоровского, которые ныне хранятся в Алексинском музее, я привезла из Серпухова. Своего сына Нина Николаевна назвала в честь брата Владимиром. Его дочь Ольга Владимировна Абрамычева в настоящее время живет в Серпухове, бывает в Алексине на могиле деда. Именно она передала мне тетради В. Федоровского.

Александра Александровна Маслова умерла в 1995 г., ее дочь Лидия Николаевна Нарышкина — в 2005 г.

Гостеприимной замечательной семье Масловых и Федоровских я многим обязана. Делом всей моей жизни стало сохранение памяти о Владимире Федоровском.

Впервые имя Владимира Федоровского я услышала  в 1950 г., когда училась в четвертом классе (мне было десять лет). Однажды Александра Александровна не пришла в школу. Директор школы Елена Ивановна объявила, что в гости к Александре Александровне приехали все ближайшие родственники. Когда учительница пришла в школу, она рассказала нам о своем племяннике Володе Федоровском, погибшем от рук немецко-фашистских захватчиков в результате предательства. Александра Александровна назвала нам имена предательниц. Среди них была Соня Христофорова, которая  жила на улице Рыбной. Я решила посмотреть на нее. Постучала в дом. Дверь открыла седая женщина и спросила: «Что тебе нужно, девочка?». Я ответила: «Хочу посмотреть на предателей, которые выдавали наших людей». В ответ услышала: «Мы отбыли свой срок на лесоповалах и больше ко мне не приставайте. Мы получили свое сполна». Дверь передо мной была захлопнута.

Закончив железнодорожную школу, которая была начальной, четырехклассной, весь наш класс перешел в школу № 11. Нашему пионерскому отряду было присвоено имя Володи Федоровского. С пятого класса вместе с  Александрой Александровной мы ходили на его могилу. Первый памятник выглядел так: столбик из куска железной арматуры, к которому была приварена круглая металлическая табличка с указанием имени и дат жизни. Рядом находилась безымянная могила летчика, на которой долгое время лежала фуражка. Эту могилу в 1960–е гг. перенесли в Бор, на старое алексинское кладбище. Ольгу Александровну Федоровскую вызывали в Горсовет, предлагали могилу сына также перенесли на кладбище, но она отказалась.

Окончив 7 классов, я  сломала ногу, 10 лет по состоянию здоровья не могла учиться и работать. После удачной операции пошла работать на химкомбинат, на водозабор (располагался на Оке в районе Детской трудовой колонией). Вышла замуж, родила двух дочерей — Ирину и Татьяну. Мы жили в Бору, дети учились в школе № 3. И Иринин пионерский отряд, и Татьянин, как и мой, носили имя Владимира Федоровского.


О встречах одноклассников Владимира Федоровского.

В Доме пионеров, который находился на улице Тульской и которым руководила Галина Кощеева (в наст. вр. живет на Соцгороде), с 1985 г. и до закрытия Дома пионеров, ежегодно проводили вечера, посвященные Владимиру Федоровскому, на которые приглашались его одноклассники, а также учителя и учащиеся школ №№  3, 11, 12. На этих встречах всегда были ребята из класса школы № 3, который носил имя Владимира Федоровского (классный руководитель Мария Ивановна Кучерская). 

После закрытия Дома пионеров, традиция встреч одноклассников В. Федоровского сохранилась, но теперь они встречались на квартирах. Днями встреч были 9 Мая, 17 декабря и вторая суббота июля (ближайшая к 11 июля — дню рождения одноклассника В. Федоровского Петра Сергеева, проживающего по адресу Кулакова, 11). Встречи проходили в домах Натальи Смирновой по адресу Тульская, 52, Петра Сергеева, Клавдии Шмелевой, Владимира Сидорова. Обязательно шли на могилу Федоровского, возлагали цветы.

Имена одноклассников В. Федоровского: полковник Титов Сергей Семенович (Тула), Сергеев Петр (ул., Кулакова, 11), Сидоров Владимир (ул. Марии Поливановой, 12), Смирнова Наталья Михайловна (ул., Тульская, 52), Шмелева Клавдия Дмитриевна (ул., Базарная, 3), Колупаева Ирина (Советская, 98), Винюкова Елена (ул. Металлистов), Воробьева Любовь (д. Верхний Суходол), Севостьянова Любовь (д. Сенево), Глотова Зинаида (г. Щекино) (все женские фамилии — девичьи).


Об установке памятника Владимиру Федоровскому на пл. Свободы в 2004 г.

В 1990-е гг. могила В. Федоровского оказалась забытой. Со временем памятник, изготовленный из мраморной крошки, разрушился. Но я и Людмила Васильевна Гаррас, зав. читальным залом Алексинской центральной районной библиотеки, которая живет в доме напротив памятника, постоянно приходили на могилку, прибирали здесь. Кстати о плачевном состоянии могилы В. Федоровского Л.В. Гаррас написала стихотворение «Место среди героев».

Осенью 2003 г. состоялась знаменательная для меня встреча. Как-то я, как обычно, убирала могилу Владимира Федоровского. Отец Андрей, настоятель Свято-Никольского храма, проходя мимо, остановился рядом со мной и спросил: «Я часто вижу Вас на этой могиле… Вы родственница?» Я ответила: «Родственников В. Федоровского в Алексине не осталось. Внучатая племянница живет в Серпухове. Памятник разрушается… Надо бы новый памятник поставить, а денег нет». Отец Андрей предложил десять тысяч на новый памятник. За деньгами я должна была прийти в ближайшее воскресенье в храм. Я очень удивилась, ведь отец Андрей меня совсем не знал. Не поверив, в храм не пошла. А через воскресенье, 23 октября, я зашла в церковь поставить свечи своим умершим родственникам в день памяти бабушки. Строгий отец Андрей, увидев меня, отругал за то, что я не пришла сразу за деньгами. Отдал десять тысяч рублей. Эти деньги я сразу отнесла в «Технолит», владельцем которого является Лучко, отец одноклассника моей дочери Ильи.

Памятник был изготовлен в очень короткие сроки. Его стоимость составила 59 тысяч 500 руб.   

Алексинская дума и Алексинская районная общественная организация воинов-интернационалистов «Дружина» дали на памятник по 500 рублей.

Ограду изготовили на Петровском заводе за счет средств Алексинского химкомбината, директором которого является Анатолий Глебович Соколов. Соколова я хорошо знала, пришла к нему на прием, рассказала о В. Федоровском, показала фотографию, которую мне дала Г. Кощеева, — на этом снимке был запечатлен класс Соколова у могилы В. Федоровского. Я просила Анатолия Глебовича изготовить на химкомбинате ограду из металлического уголка. Но он сказал: «Это лицо города. Нужно сделать красивую ограду». При мне позвонил на Петровский завод и договорился об изготовлении ограды. Его стоимость составила 22 тысячи. Устанавливали ограду по распоряжению А.Г. Соколова рабочие химкомбината.

Юрий Борисович Сухорученков, заместитель главы муниципального образования Алексинский район, организовал доставку трех машин бетона — необходимо было забетонировать площадку для памятника. Бетонирование площадки произвели рабочие горкомхоза по распоряжению главы муниципального образования Алексинский район Александра Федоровича Ермошина.

Вот так по благословению отца Андрея был установлен новый памятник Владимиру Федоровскому.

Памятник был открыт 21 мая 2004 года, в День города. Отец Андрей освятил могилу. Ребята из школ №№ 1 и 11 были приняты в пионеры. Почетные гости, одноклассники В. Федоровского полковник Сергей Семенович Титов, приехавший из Тулы, и жительница г. Алексина Наталья Михайловна Смирнова повязали школьникам галстуки. Также ребята повязали галстуки почетным гостям.

Исполнилась мечта Ольги Александровны Федоровской. Память о ее сыне удалось сохранить, и она будет жить вечно.

Большую помощь в восстановлении памяти о В. Федоровском оказал мне Алексей Николаевич Митин, который работал зам. начальника ГОРОНО. А.Н. Митин порекомендовал мне ознакомиться с посвященными В. Федоровскому публикациями газеты «Знамя Ильича» за 1975 и 1981 гг., помогал мне своими советами — к кому обратиться по тому или иному вопросу, связанному с установкой памятника.

А.Н. Митин рассказал мне об очень интересной встрече с комвзвода 2-го батальона 830-го стрелкового полка 238-й стрелковой дивизии капитаном Сандецким Григорием Тимофеевичем (в наст. вр. полковник в отставке, адрес: 141014, г. Мытищи Московской области, 1-й Красноармейский пер., д. 9а, кв. 2). Знакомство состоялось случайно в автобусе, когда Митин и Сандецкий ехали из Москвы в Алексин. Разговорились как попутчики. С автостанции в Бор шли вместе. Проходя мимо сквера, где похоронен Владимир Федоровский, Алексей Николаевич рассказал Сандецкому историю о том, как Володю расстреляли немцы. Сандецкий,  увидев фотографию В. Федоровского на памятнике, сказал: «Да, это наш разведчик. Они должны были вместе с Мишей Чуховским прийти к нам в отряд. Чуховский пришел, Владимир — нет. Впоследствии мы узнали, что его расстреляли».

Сандецкий в этот день ехал в гости к Валентине Николаевне Масловой (1924–2005),  однокласснице В. Федоровского, которую знал еще во время войны, так как был дружен с ее отцом и всей семьей Масловых (осенью 1941 г. разведчики  238-й стрелковой дивизии, командиром которых был капитан Сандецкий, были расквартированы по улицам Нижней Приокской, Средней Приокской и Верхней Приокской (в наст. вр. микрорайон Бор)).

Сандецкий приезжал к Масловым после войны 2–3 раза, принимал участие в открытии мемориала героям Великой Отечественной войны на Высоком. О Сандецком может рассказать Татьяна Николаевна Бурлакова,  сестра Валентины Николаевны Масловой.


Из рассказов Ольги Александровны Федоровской
и одноклассников Владимира Федоровского.

О реабилитации Н.Н. Федоровского.

В 1941 г. отец Владимира Федоровского Николай Николаевич, репрессированный в 1937 г. как враг народа, был расстрелян. В 1953 г., после смерти Сталина, Ольга Александровна писала в Кремль… О судьбе мужа она узнала только в 1956 г., когда ее вызвали в Алексинский Райсобес и вручили справку о реабилитации. Я хорошо помню эту справку с фотографией Николая Николаевича. К сожалению, она не сохранилась. Также Ольга Александровна получила «за мужа» пачку «больших денег с портретом Ленина». Она очень радовалась, смеялась. На эти деньги, полученные в Собесе, Ольга Александровна купила дочери Нине койку, а также на базаре сапожки с отворотами и очень красивое осеннее плюшевое приталенное пальто. Федоровские жили очень бедно. Нина носила старые бабушкины и мамины вещи. И вдруг новое пальто! Столько было радости!
Владимир Федоровский очень любил отца. Говорил так: «Хочу отомстить за отца!»

О школьных годах Владимира Федоровского и Нине Филипповой.

Владимир Федоровский родился в пос. Дугна Калужской области, где жили его дедушка и бабушка, родители Николая Николаевича (сохранилось свидетельство о рождении у Ольги Владимировны в Серпухове). Первые шесть классов учился в Москве.

В Алексине Владимир один год учился в железнодорожной школе, затем перевелся в Алексинскую среднюю школу (ныне школа № 1), которая располагалась на ул. Советской (в наст. вр. в этом здании военкомат).

После седьмого класса он ездил в Ростов-на-Дону поступать в мореходное училище, но не поступил по состоянию здоровья (плохо слышал на одно ухо).

В школе Владимир учился на одни пятерки. Прекрасно знал немецкий язык, у него было очень хорошее произношение. Одним из любимых предметов Володи было черчение — его чертежи отправляли в Тулу на школьные выставки. В доме выполнял всю мужскую работу — воду носил, дрова колол. Дружил с Ниной Филипповой. Ольга Александровна говорила: «У них была такая светлая дружба! Я так была рада за них!»

О начале войны.

С 20 по 22 июня в Алексине проходили военные учения с Заокским районом. В домах Базарной площади просили затемнить окна, сделать светомаскировку. 22 июня в 4 утра учения закончились. Когда объявили, что началась война, в городе никто не поверил.

Во время бомбежек надежные ребята из комсомольцев (Люба Иванова, Владимир Федоровский, Наталья Смирнова, братья Илларионовы и другие) патрулировали по заданию райкома комсомола по улице Советской от райкома до школы. Снимали с крыш зажигательные бомбы.

30 октября занятия в школе были отменены, «вся школа была отправлена домой».

О Владимире Федоровском в период оккупации.

Во время подхода немцев к Алексину семья Федоровских, как и многие другие алексинские семьи, должна была уйти в лес. Но до леса не дошли, остановил Володя: «Мне дальше нельзя. Я оставлен». Вся семья вернулась в город. В период оккупации Владимир часто уходил из дома, часто переодевался.

В доме Федоровских жили два немца-офицера. К дому был проложен телефонный кабель от комендатуры, которая находилась в Детском доме на Ильинской горе. Когда немцы разговаривали по телефону, Владимир, хорошо знавший немецкий язык, подслушивал эти разговоры, а сведения передавал в казначеевский  штаб 238-й стрелковой дивизии. Это видела сестра Нина, она жаловалась матери: «Володя меня с собой не берет, а сам подслушивает немцев».

7 ноября 1941 г. Владимир Федоровский и Алексей Агафонов вывесили «у немцев под носом» три красных флага — на пожарной каланче, на здании райкома комсомола и на арке входа в сквер площади Карла Маркса. Об этом мне рассказывали моя бабушка, Ольга Александровна Федоровская, многие одноклассники Федоровского.

Валентина Новикова, жившая на улице Рыбной,  вспоминала… Володя часто ходил  в дом Поросятникова, где были расквартированы немцы. Носил воду, колол двора. Все, что слышал от немцев, передавал в казначеевский штаб. Соседи упрекали Ольгу Александровну. Она отвечала уклончиво: «У него своя голова на плечах».

Володя приносил из-за линии фронта жителям города газеты и листовки. Всем говорил: «Москва не сдалась». (Немцы с самолетов разбрасывали листовки с информацией, что Москва взята). За три дня до смерти, 13 декабря, Володя был у своего одноклассника Пети Сергеева, который жил на ул. Кулакова. Принес газеты и листовки со словами: «Никому не верьте. Москва не сдалась». Какое-то время Володя прятался в подвале Сергеевых.

О бомбоубежище в Никольской церкви.

По рассказу Н.М. Смирновой, в подвале Никольской церкви, где в настоящее время трапезная, во время войны прятались люди. В одну из бомбежек сюда была сброшена бомба. Погибло очень много алексинцев.

Об алексинских предательницах.

Немецкий штаб находился в Бору, в доме алексинского фотографа П.П. Молчанова (дом снесли в 2005 г., на его месте построили гаражи). Наши алексинские девчонки Галя Булина, Соня Христофорова, Соня Шурина, цыганка Карпецкая связались с немцами, раскатывали с ними в пролетках по улице Рыбной, по Городской дороге, улице Советской. Они выдали многих алексинцев — комсомольцев и коммунистов.  До сих пор жители улицы Рыбной улицы рассказывают, как они разъезжали с немцами, распевали песни, ели шоколад…

На здании, в котором ныне расположен краеведческий музей, висел плакат с объявлением. За поимку комсомольцев Ивана Бабича, Сергея Илларионова, Владимира Федоровского немцы обещали большие деньги. Был подготовлен список, в котором значилось более 100 человек — немцы ждали карательный отряд, который должен был прийти со стороны Петровского поселка. Четвертой в этом списке  была Валентина Николаевна Маслова, десятым — Владимир Федоровский.

После прихода наших предательницы были арестованы. По воспоминаниям М.К. Бычковой (в замужестве — Соловей), ее тетя, работавшая в милиции, охраняла Галю Булину. Также она рассказывала о списках.  О списках алексинских комсомольцев и коммунистов знала и Валентина Николаевна Маслова, одноклассница В. Федоровского.

Соня Христофорова... У меня было с ней две короткие встречи — в детстве и в 2005 г. Конечно, разговаривать она со мной не стала. Сказала только, что срок свой отбывала на лесоповале, там простудилась, поэтому не могла иметь детей. Вышла замуж за испанца, который в Советский Союз ребенком был вывезен в 1937 г., воспитывался в Алексинском детском доме. Он был замечательным человеком. Умер в 2005 г., на похороны приезжали представители посольства Испании.

О гибели Владимира Федоровского.

Из рассказа Ольги Александровны Федоровской.

Накануне освобождения города, Володи не было дома три дня. Ольга Александровна очень волновалась, не зная, где сын. Она ходила к Нине Филипповой, которая жила на  Пушкинской улице; Вале Новиковой, которая жила на улице Рыбной;
Алеше Агафонову, который жил на улице Правобережной (д. № 7, в этом доме в настоящее время живет его сын кадровый офицер Александр со своими детьми). Ольга Александровна беспокоилась и плакала. О том, что Володя погиб, она узнала от Нины Филипповой. Нина рассказала, что Володю расстреляли немцы на улице Советской напротив народного суда. Об этом она узнала от Володьки Ходыря (Владимира Ходырева), который также жил на Рыбной. Несколько дней тело Володи охраняли немцы. Похоронить Володю удалось только в ночь с 16 на 17  декабря в сквере. Хоронили Нина Филиппова и ее друзья. Володя был похоронен в плащ-палатке, в телогрейке, в валенках и шапке.

Из рассказа Марии Кирилловны Соловей (девичья фамилия — Бычкова).

На улице Героев Алексинцев, в доме № 12а,  живет Валентина Хрисанфовна Данилина. Она хорошо знала Владимира Федоровского, до сих пор бережно хранит его фотографии. От нее я узнала, что о гибели Владимира Федоровского хорошо знает Мария Кирилловна Соловей, которая до войны работала старшей пионервожатой в  школе, где учился  В. Федоровский. Мне удалось записать ее воспоминания.

«14 декабря… Володю расстреляли немцы, когда он возвращался с конспиративной квартиры Сони Овчинниковой, которая жила на Городской улице. Он поднялся вверх по Городской дороге до райкома комсомола, который находился на улице Советской (теперь в этом здании аптека). Сверху, со стороны Никольского храма, шли два немца. Они уже прошли мимо Володи, но потом один вернулся и стал что-то спрашивать у парня. Затем подошел другой, и они стали его жестоко бить, после чего расстреляли… По предательскому доносу, он был узнан и расстрелян, а дом Сони Овчинниковой немцы сожгли, Соню расстреляли. Убитого Володю немцы охраняли и никого не подпускали. И только рано утром 17 декабря, когда еще было темно, комсомольцы Нина Филиппова, Миша Чуковский и Миша Колобаев выкрав у немцев Володю, завернули его в плащ-палатку и  похоронили в сквере».

Несколько уточнений к воспоминаниям М.К. Соловей… Дом Сони Овчинниковой находился у Городской дороги по правой стороне (если ехать от Оки), в том месте, где в настоящее время начинается лестница на базар. Соня была инвалидкой, не могла ходить, не вставала с постели, но была такой красивой, что глаз не оторвать. Дом сожгли  немцы во время отступления. Горящую Соню расстреляли.




Ссылка на публикацию:
Будаева В.П. Владимир Федоровский и его семья, ставшая для меня родной. Установка памятника Владимиру Федоровскому в 2004 году : воспоминания. 2005 г. / запись: Т.Ф. Липницкая, науч. сотр. Алексин. худож.-краевед. музея, 2005 г. // Проза.ру : рос. лит. портал. М., 2022. URL: http://proza.ru/2022/01/29/1001 (дата обращения...).


См. также:
Алексинцы в годы Великой Отечественной войны. Навеки восемнадцатилетний. Владимир Федоровский. Фотографии. Воспоминания. Документы : виртуальная выставка (видеопрезентация) / подгот. Т.Ф. Липницкая // Алексинский художественно-краеведческий музей : [канал пользователя видеохостинга Rutube]. — 22 июня 2022. — (5 мин 09 с) : цв. — URL: https://rutube.ru/video/3cb0e2a83b92cf10dd4ebd258985edeb (дата обращения: 22.06.2022). — 59 л., 37 док.


Рецензии