По Израилю. На пути древних караванов

На пути древних караванов
                Какое множество людей
                Перебывало на планете,
                Трудом и мудростью своей
                Украсив прошлые столетья!
                Расул  Гамзатов
        Ежегодно тысячи отдыхающих спешат в Эйлат, чтобы ощутить прохладу кристально чистых вод Красного моря, окруженных  зубчатым горизонтом разноцветных гор. Большинство из этих путников делают небольшую остановку у въезда в городок Димона, перед  длительным рывком по монотонной равнине пустыни Арава. За последние 25 лет  тут, на месте невзрачной автозаправки и притулившегося около нее киоска, вырос торговый центр внушительных размеров. 
        Чуть размяв мышцы, пробежав взглядом по витринам магазинов, подкрепившись и взбодрив себя несколькими глотками ароматного, чуть горьковатого, кофе, путешественники устремляются дальше. Впереди – купание среди кораллов и радужного разноцветья экзотических рыб и лёгкая дрёма на мягком лежаке под едва слышимые звуки красноморскй волны. Машина резко разгоняется и буквально через 7-8 километров, не сбавляя скорости, проскакивает неприметный поворот узкой асфальтовой ленты налево и неброский  указатель с надписью «Мамшит». Глядя только вперед,  почти никто не видит справа от трассы вдалеке несколько коробчатых каменных строений, сливающихся по цвету с бледножёлтым пустынным низкогорьем Северного Негева. Между тем, это - уникальное место, входящее в сокровищницу мирового культурного наследия.

        Что бы  хоть немного разобраться в значимости данного памятника прошлых цивилизаций, волей-неволей придётся затронуть общеизвестные и менее известные вехи истории. Любой школьник знает, что Христофор Колумб открыл новый материк, отправившись на поиски морского пути в Индию, которая предсталялась в Старом Свете далекой, почти неведомой, землей. Экзотические пряности  были в средневековой Европе в большом дефиците, ибо произрастали только в полусказочных  восточных странах. Однако различные диковинные приправы стали известны европейцам ещё во времена Христа т.е. на рубеже нашей эры.  Как же они попадали туда? Ведь не было тогда кораблей, способных обогнуть Африку и навигационных знаний, позволяющих преодолевать необозримые, зачастую штормовые, пространства Индийского океана. Но древние мореходы всё же покоряли просторы Аравийского моря, отделяющего одноименный полуостров от Индии, тем более  что можно было плыть вдоль берегов нынешнего Пакистана и Ирана.

        На Аравийский полуостров  обитаемый, в основном, вдоль южного побережья (нынешние  Йемен и Оман) и доставлялись разные благовония и пряности из Индии. Тут знали им толк, ведь часть этих экзотических растений выращивали и в самом Йемене, и на острове Сокотра, что в трёхстах километрах к югу от йеменского побережья. Что же это были за диковинные товары, так востребованные на европейских землях?
        Во-первых, это ладан – ароматическая смола, выделяемая растениями семейства ладанниковых. Во всех языческих храмах того времени предписывалось воскурять затвердевшие капли такой смолы. Применялся данный продукт также в медицине (для дезинфекции) и парфюмерии. Вторым, по значимости, продуктом была мирра (смирна). Это также ароматическая смола, но уже с несколько другим запахом и из семейства бурозеровых, что использовалась при погребальных ритуалах и опять в медицине, в парфюмерии и кулинарии. Далее идёт известное всем алоэ, незаменимое средство  ещё в дохристианском Риме при лечении ран, ожогов и кожных болезней. Возможно были ещё какие-то чудесные растения, названия которых не дошли до нас сквозь толщу веков.
        Большая часть  товаров доставлялась в порт Кана (около современного йеменского города Мадждаха).  Отсюда и из других мест региона всё свозилось в Шабву, столицу древнего государства Хадрамаут, что в центре современного Йемена (200 километров северо-западнее Мадждаха).  Тут формировались огромные караваны верблюдов для далёкого, в две с половиной тысячи километров, пути на север – в Восточное Средиземноморье. Цепочка из трёх тысяч животных растягивалась почти на 30 километров. Выходили в такой путь всего 1-2 раза в году после сезона дождей.

        Пролегал маршрут недалеко от восточного побережья Красного моря. Там, вдоль кромки голубой прозрачной воды, тянется приморская низменность Тихана шириной от 5 до 70 км. По этой равнинной полосе и шли древние караваны. Днём прохладный бриз с моря хоть немного охлаждал  горячий воздух, а ночью воздушные потоки с прилегающих горных гряд приносили облегчение людям и верблюдам после многокилометрового перехода. Благодаря горным хребтам Асир (на юге) и Хиджаз (на севере), что отделяют Тихану от обширных раскалённых пространств Аравии,  и возможен такой долгий путь до места нынешнего Эйлата. Этот, кажущийся  бесконечным, маршрут был поделён на 65 отрезков, длиной примерно по 40 км. Каждый день проходили по одному переходу в конце которого должна была быть стоянка для отдыха верблюдов и людей.  После двухмесячного пути караван прибывал на территорию Негева. Далее, в зависимости от пункта назначения, вся транспортная цепочка или сворачивала на запад в Александрию, или продолжала путь в Газу и в Кейсарию. Из этих портовых городов благовония и пряности в трюмах кораблей доставлялись в Южную Европу, а оттуда расходились уже в Андалузию, Нормандию, Тюрингию и Трансильванию.

        На последнем отрезке этого гигантского маршрута, дойдя до нынешнего Эйлата, караван вступал в пределы Набатейского  царства, существовавшего тут с IV в. до н.э. по II в. н.э. Власть этого древнего государства распространялась на весь Синайский полуостров и пустыню Арава, а также на добрую сотню километров восточнее долины р. Иордан от южной оконечности Мёртвого моря до Голанских высот, приближаясь на севере к Дамаску. 

        В пределах нынешнего Израиля обнаружены и  частично раскопаны пять набатейских городов. Все они располагаются на вышеописанном караванном «пути пряностей и благовоний»: Мамшит около Димоны, Ницана на шоссе 211 у египетской границы, Авдат южнее кибуца Сдэ-Бокер, Шивта в 25 км западнее Мамшита у шоссе 211 и  Халуца у перекрёстка Цеелим. Перечисленные места являлись не только удобными постоялыми дворами для караванов, где можно было  отдохнуть людям и верблюдам, получить возможную медицинскую помощь и узнать цены на свой товар в портовых городах Восточного Средиземноморья.  Это были также торговые центры для продажи местной сельскохозяйственной продукции, орудий труда, оружия, украшений и т.п.  В таких местах собирали войско в случае военной угрозы или, наоборот, для совершения набегов на соседние племена. Соответственно и проживали  здесь люди, чей труд был связан с вышеупомянутыми функциями поселений. Считается, что набатеи – это группа семитских племён, связанных между собой и находящаяся, по тогдашним меркам, на высоком уровне развития.

        Набатеи – грамотные  строители и поэтому в домах каждого из городов, как и в столице царства Петра, широко применялось арочное перекрытие дверных проёмов. Набатеи – искусные ремесленники, создавшие тончайшую керамику  толщиной в полтора миллиметра, издающую при постукивании необычный металлический звук. Технология её изготовления не разгадана до сих пор. Набатеи – пионеры сельскохозяйственного освоения пустынных территорий. Они умели строить плотины на пересыхающих водотоках, оборудовать резервуары для сбора воды, покрывая стены особой штукатуркой, что препятствовало фильтрации.  Именно такие ямы-резервуары устраивались на всех отрезках караванного пути. Набатеи – грамотные скотововоды. В каждом городе немалые площади отводились  под конюшни, а значит по каменистой пустыне могли передвигаться не только на тихоходных верблюдах, но и на быстрых лошадях.

        В наши дни, перемещаясь в пространстве не на вьючных животных, а в комфортабельном автобусе и не по узким пыльным караванным тропам, а по гладкой темно-серой ленте асфальта, любопытно посетить один из наиболее хорошо сохранившихся набатейских городов, уже упомянутый Мамшит. По размерам это древнее поселение несколько уступает более известному Авдату, но именно тут сконцентрированы основные свидетельства уровня развития племён набатейского царства. Одним из главных признаков настоящего города в древние времена являлось наличие городской стены. Мамшит – единственное из раскопанных поселений Негева, окружённое стеной со всех сторон. Это сооружение, возведённое ещё на заре набатейской цивилизации в III – IV веках до н.э., служило защитой при набегах кочевников и ограждало площадь в 40 дунамов , что соответствует примерно четырём современным футбольным полям. Такое нехитрое строение простояло  почти 800 лет, вплоть до IV в. н.э., пережило многочисленные осады и римское владычество.
Наибольший ущерб стене нанесло землетрясение в 363 г. н.э., случившееся уже при власти Византии, но тогда же были проведены и восстановительные работы. Немалые куски стены неплохо выглядят и в наши дни, давая представление о фортификации набатеев. Стена невысока, порядка двух метров, видимо, больше и не надо было. Конь кочевника не преодолеет и эту высоту, а спешившийся всадник не страшен, облачённым в защитные доспехи жителям города, т.к. одет в простую рубаху, вооружён лишь коротким мечом и не очень приспособлен к пешему бою. Как всякий приличный город, Мамшит имел центральные входные ворота на северной стороне стены. Это было красивое и грамотное инженерное сооружение, состоящее из двух башен и прохода между ними. Потолок последнего представлял собой три арки, опирающиеся на стены башен. В таком виде ворота простояли до VII в. н.э. Об их значимости в жизни города говорит тот факт, что именно они изображены как символ поселения на мозаичной карте-панно, обнаруженной на полу Георгиевской церкви в 1894 году в иорданском городе Мадаба и относящейся к византийскому периоду (VI век н.э.). Это самое древнее изображение Святой земли. Есть ещё и второстепенные ворота на западной стороне. Тут уже не было башен и арок, поскольку имели лишь практическое значение – быстрый выход к плотине, обеспечивающей существование водохранилища  пресной воды в долине ручья Мамшит.

        Миновав центральный вход, сразу видишь впереди справа комплекс прямоугольных строений, чёткая форма которых может сравниться с современными зданиями. В центре находится роскошное, по тем временам, строение с внушительным двором. По периметру расположены квадратные комнаты, а в юго-западной части – остатки лестничного пролёта, ведущего на второй этаж. В стенах комнат видны углубления, напоминающие современные стенные шкафы, имеются также канавки для сбора воды. До сих неясно точное назначение сооружения. Есть две основные версии:  или это часть постоялого двора, где отдыхали караванщики, или дом состоятельного горожанина. На иврите название звучит как «байт амидим», что можно перевести как «дом купцов» или просто «зажиточный дом».
        Как и полагается, на самой высокой точке города построено высокое и крупное сооружение – башня. Это именно то строение, которое можно увидеть с трассы. Первоначально оно было трёхэтажным, что и не удивительно, учитывая его многофункциональность. Тут располагалась вся администрация города, а на  верхнем этаже – сторожевая служба. Отсюда и велось постоянное наблюдение за плотиной на ручье Мамшит. Чётко видны каменные арки в сводах комнат первого этажа. Этот элемент строительного искусства набатеев настолько прочен, что выдерживает настеленные на него многотонные плиты из песчаников  –  основы возведения верхних этажей. Очень хорошо сохранились узкие лестничные пролёты по которым и сегодня можно подняться на самую высокую точку древнего города. Подняться и почувствовать себя воином-набатеем, внимательно озирающим окрестности: весь Мамшит, Охотничью гору на юге, глубокое русло ручья, перегороженное плотиной, и бескрайние просторы Негева на западе.

        Хотя считается, что в любой жаркой  пустыне основой передвижения является верблюд, представить себе кочевников без лошадей, этих преданных спутников человека, невозможно. Недаром самые лучшие скакуны - арабские. Верблюд всем хорош для пустыни, но медлителен. Как быстро осмотреть окрестности в поисках колодца, как спастись от внезапного нападения врага, как быстро доставить важную весть в отдалённый оазис – без лошади никак нельзя. Знали хорошо это в древнем Мамшите. Вот и предстаёт перед нашим взором добротная каменная  конюшня. Стоит она не в чистом поле, а рядом с богатым жилым домом, обитатели которого понимали толк в коневодстве. Это двухэтажное строение с немалым внутренним пространством и собственным колодцем. Прямо со двора есть переход в саму конюшню, рассчитанную на 16 – 20 лошадей. Как входы, так и стойла выполнены в виде арочных перекрытий.  Разведение скаковых лошадей было неотъемлемой частью хозяйства города, ведь по тщательности постройки конюшня не отличается от жилых строений.

        После подчинения Римом набатейского царства (106 г. н.э.) уходят в прошлое и языческие верования. В постоянных поселениях появляются христианские храмы. Не был исключением  и Мамшит. Тут строится небольшая церковь строго по классическим канонам. Полукруглая апсида (алтарный выступ) ориентирована строго на восток. По обе стороны от неё сохранились две небольшие комнаты, использовавшиеся для различных религиозных культов. Всё пространство базилики разделено по длинной оси двумя рядами простых колонн с квадратными основаниями на три нефа: центральный и два боковых. Пол центрального покрыт мозаикой в которой превалируют геометрические формы и птицы. Все находится в неплохом состоянии, узоры достаточно сложные и птицы хорошо просматриваются. Однако по яркости и многообразию это явно уступает подобным произведениям древнего мастерства в Кейсарии или Ципори. Табличка, вмонтированная между изображениями сообщает,  что построена церковь человеком по имени Нилус  и посвящена Всевышнему.

        Никакой восточный город невозможен без базара -  главного центра торговой и общественной жизни. Естественно, что Мамшит, хорошо укреплённое поселение с достаточными запасами воды, находящееся на одном из важнейших торговых путей того времени, не был исключением. Со времён набатеев хорошо сохранилась целая улица, где по обе стороны тянутся ряды комнат-магазинов. Тут продавали изделия местных мастеров, а также умельцев из окрестных населённых пунктов, товары караванщиков, животноводческую продукцию кочевников. Рынок, созданный во времена набатеев, успешно пережил римскую власть и продолжал функционировать в византийский период. При раскопках, именно тут, было обнаружено множество осколков кувшинов и тарелок, а также немало печей для обжига керамики. Так что различная домашняя утварь из обожженной глины производилась непосредственно у мест продажи.
        Проход между двумя рядами лавок, вероятнее всего, перекрывался настилом из пальмовых ветвей для того  чтобы уберечь посетителей от палящего солнца пустыни и дать возможность неторопливо, по-восточному, выбрать товар. При подходе к рынку – открытая площадка, где можно было разгрузить всё привезенное на продажу и погрузить всё купленное, не мешая другим.
        Именно тут, в Мамшите,  найден самый большой клад на территории Израиля – 10500 серебряных и бронзовых монет датируемых III в н.э.

        По мере распространения христианства культовые сооружения становятся всё более крупными. Следующий храм, возведённый в восточной части поселения, уже явно больше, чем церковь Нилуса. В последствии он становится частью монастыря и тут появляются постоянно проживающие монахи. По общему строению оба храма не очень отличаются друг от друга. Восточная церковь также имеет вид базилики, разделённой двумя рядами  простых колонн на три нефа. Также мозаика покрывает только центральный неф, но сохранность разноцветной смальты, намного хуже, чем в церкви Нилуса. Однако, чётко видимые два выложенных креста, позволяют датировать эту постройку ранее V в. н.э. Дело в том, что 6-й Вселенский Собор в 427 г. н.э. запретил изображать крест на полах храмов и домов, дабы не осквернять этот символ спасения, наступая на него. Также возле обеих церквей расположены колодцы. В апсиде сохранились остатки трёх скамеек, где сидели священнослужители.
        Иранское вторжение в 614 г. н.э. и арабский захват земель Негева в 636 г. н.э. положили конец существованию Мамшита как города.
        Так что, если солнце не очень припекает и не очень спешите к прозрачной прохладе Красного моря, остановитесь на часок-другой и осмотрите остатки древнего места проживания искусных гончаров, скотоводов, строителей. Ведь неслучайно в 2005 году ЮНЕСКО объявило поселения, лежащие на «пути благовоний», Мамшит, Авдат, Шивта и Халуца объектами всемирного наследия человечества.


Рецензии
Долгие лета, автору!

Спасибо, что заглянули в гости. Так-бы я вас и не нашел вовсе. Поле "Проза ру", куда больше:

...Мамшит около Димоны, Ницана на шоссе 211 у египетской границы, Авдат южнее кибуца Сдэ-Бокер, Шивта в 25 км западнее Мамшита...

Я не случайно выбрал именно этот склад рецензии. Но, начну сначала. Меня, очень интересует история древностей. Всегда было интересно рождение цивилизации и всегда казалось, что Восток был если не колыбелью, то достаточно ранним в истории человечества. А вы, как автор, весьма симпатичны не только в слоге изложения, но в наблюдательности, более: можете сами, используя дедуктивный метод, делать собственные выводы. И это, радует.

Всякий караванный путь, это в первую очередь всепостоянная опасность. Куда проще, не бывая в Индии и в Китае (далеко и хлопотно) - напасть и поживиться тем, что есть в караване. Что было в основе перевозок? Только ценности для существовавшего Мира. Вести с собой продукты питания различного толка, смысла не имело, что толку привести на продажу тухлые фрукты и овощи? Везли то, что могло не отяготить дорогу и после, хорошо продать. Предметов на то, много и это давало купцам возможность быстрого обогащения. Более трех караванов, погонщику, не выжить. Это как современному пехотинцу. Если в первой атаке повезло, то вторая уносила жизнь.

К чему всё это? Ах-х да, вспомнил:

Мамшит около Димоны, Ницана на шоссе 211 у египетской границы, Авдат южнее кибуца Сдэ-Бокер, Шивта в 25 км западнее Мамшита...

Посмотрите расстояния между этими городами. Скажу, что "стреляю в слепую".

Первое: Если прочертить линию между этими городами, то станет ясно, что длина каждого отрезка, равна не более дневного перехода каравана. Я думаю, нет смысла объяснять: почему?

Второе: Эти города-крепости были не только местами временных убежищ. Там, на рынках, происходило главное действо - сбыт и хранение. Да, есть смысл тащить обретенное в далеких землях туда, в земли Европы, но зачем? Пусть этим занимаются местные "воротилы". А самим, можно легкими уйти в обратный путь. На рынках тех городов они приобретали то, что могли запросто продать или обменять там, в чужих землях. Оружие, коней, чеканку в посуде, и ещё всякое разное,что нам не известно.

Третье: В таких городках, серьезный купец мог схоронить свой товар до возвращения из второго каравана.

Тем самым, караваны были плывучими городками, переносящими продукцию различного толка. И самым основным продуктом, который имел неограниченный срок хранения, небольшие габариты и при всем при этом огромнейшую ценность - опиум. Эту смоляную субстанцию находили, и находят даже сейчас. Пряча при набеге в песок бархана, ставя метку для возвращения позже, караванщики не всегда оставались после живы, другие, по истечению нескольких лет, просто теряли места своих меток. Причин было много. Её мог сбить ветер, движение бархана и многое другое.
Что-то я разошелся. :)
Заходите Геннадий, в гости на мою легенду-сказку: "Дутар без струн". Для вас, искушенного увиденным, ничего нового, ну может эта сказка для взрослых, заинтересует как история.
С вами,
Саша.
в рейт. - понравилось.

Александр Краснослободский   08.09.2022 09:31     Заявить о нарушении
Огромное спасибо за прочтение и тёплый отзыв. Очень правильно вы обратили внимание на основные аспекты "караванного бизнеса". Я в этом очерке больше соредотачивался на самом объекте, а историей набатеев и караванов коснулся всвязи с существованием древних городов. Обязательно прочту "Дутар...."
Здоровья и успехов.

Геннадий Шлаин   08.09.2022 13:06   Заявить о нарушении
Вам, спасибо, что откликнулись, и слава Богу, что нашел интереснейшего собеседника.

Жму руку!

Если вам интересно моё мнение, скажу, что после прочтения различной информации при подготовке письма одного из романов, увидел становление ордена Тамплиеров на "новой дороге" караванов. Её "спроектировали" в обход Византии. На тот период, это была основная база караванов и там, вершилось понимание цен на группы товаров. Что и сделало это государство столь богатым и великим. Рим, получал товары из Византии с тройной накруткой и был, весьма недоволен этим. За что и была дана тайная команда Барборосу: перед воссоединением с основным войском, идущим в земли Палестины в общеевропейском крестовом походе, взять и разграбить Константинополь. Эта провинция Рима уже вышла из под контроля Ватикана и должна была быть уничтожена. Платить тройную мзду, Папе ох-х как не хотелось. :) Да и "дорогу" обходного пути в Рим, Папа сам "нарезал" тамплиерам. Указал, где и как устроить цепь из проходных замков.

Возможно, что вами перечисленные города, тоже были в той цепи.

С уважением,

Александр Краснослободский   08.09.2022 13:55   Заявить о нарушении
как-то был я с экскурсией в Петре. выезжали утром из Эйлата. Гид инорданец. учился в институте Киеве. и пошел по линии экскурсовода ( я кстати немало таких учившихся в СССР, а потом ставших в своих странах гидами видел) автобус идет долго. он нам все время рассказывает. Но говорит, что набатеи - загадочны

Леонид Колос   07.07.2023 13:09   Заявить о нарушении
что-то сбилось. и я продолжу. гид говорит, что набатеи - загадочный народ, не оставивший о себе следов. думаю, как же так, такой город как Петра построили, и ничего о себе не оставили. возвращаюсь домой, залез в Интернет, там пишут, что набатейские цари вели деловую переписку с соседями. и в частности с еврейскими царями. и эта переписка сохранилась. так что непонятно, почему гид говорил, что о набатеях мало известно. вероятно меньше, чем о евреях тех времен. но думаю достаточно. а к тому же все это находится на территории исламкой страны, которые не особенно заинтересованы вкладывать деньги в исследования неисламской культуры. Геннадий. было, очень интересно читать. я подозреваю, что вы либо где-то выискиваете материал для своих очерков, либо специалист именно в этой сфере деятельности.

Леонид Колос   07.07.2023 13:15   Заявить о нарушении
Нет, я не историк и не этнограф, хотя имею понятие об этих сферах. Материал черпаю из интернетовских статей или из литературы на которую они ссылаются. Существует исторический журнал "Сгула" (на иврите), там бывают интересные статьи из которых можно подчерпнуть тематику. Да и в любой газете можно наткнуться на интересную заметку и взять её за основу.Хотите почувствовать себя частью страны- интересуйтеь её историей.
Успехов.

Геннадий Шлаин   07.07.2023 20:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.