Финляндия как освобождение

Почему ты бросил меня

Утверждаю, что Суоми – самая сексуальная страна в мире. Ее четыре время года как четыре вида оргазма, тихо переходящие в один сплошной кайф.

В начале девяностых эта страна смогла договориться с невыходящим из запоя после продолжительного застоя бывшим советским руководством о сотрудничестве. Поднимать экономику оказалось слабо, а вот создать видимость трудоустройства обворованного населения – пожалуйста. Их Биржа труда заключила договор с нашим Министерством. Заключили и получили. Наши хотели, как всегда, зажилить средствА, но финны не дали. Деловито и оперативно созвали конкурс – настоящий – на участие в программе по подготовке торговых помощников, неких легализованных пионЭров после железного занавеса. Мол, пусть учатся и поднимают совместные предприятия, отмывают деньги, которым пришло время отмыться вполне безобидным образом. Время офшоров еще не настало, хотя передел собственности шел вовсю.

Финское консульство в Петербурге пригласило на собеседование многих и разных, как положено в их демократической стране. Внутренний дворик на Фурштадской был забит до отказа. Накануне в мою питерскую квартиру поступил телефонный звонок, перевернувший всю мою жизнь. Летом я отправила от балды анкету, ну просто так, шутки ради. А тут меня на финском языке попросили подтвердить участие. Я не очень поняла, в чем именно, но заранее согласилась.

В тот летний день я надела лучший свой гарнитур, кстати, одолженный у друзей напрокат, у Нельки, которая приобрела его в советской загранице, в Прибалтике. Боже мой, мы тогда не были брезгливыми – одевали и надевали после друг друга вплоть до нижнего белья – я же обещала много секса! Ну вот. Накрасила губы. Туфли были тоже после кого-то.
 
Консул Лиза, звонившая накануне, и министр Марко меня интервьюировали. Я как героиня Раневской под конец перешла с ломаного финского на простой одесский – решила, что финны его должны оценить – и попросила слезно, шобы миня узяли хотя бы уборщицей у ихнюю Финляндию! Сукой буду, но усе выполню в аккурат!

Лиза, консул, нехорошо усмехнулась, а сердобольный Марко опять посмотрел в мою анкету и ужаснулся: там было написано, что я закончила филфак ЛГУ, финское отделение. Они таки решили, что я изучала в универе финский язык! Видимо, мои гримасы и отдельные фразы на чисто финском сделали свое дело.
 
Благодаря этой ошибке я попала. Должна сейчас извиниться за взятый фривольный тон. Он неуместен, потому что на самом деле все было грустно. Та самая Лиза, которая меня приняла, погибла очень скоро. И вообще фарс всегда соседствует с трагедией. Так оно и пошло, но вернемся к театру действий лета 92 года.
Финны выбрали 10 женщин и 10 мужчин, 10 русских и 10 финнов (ингерманландцев). Ну это равноправие, понимаете?

В начале сентября началась наша учеба на улице Аэродромной, дом 5. Метро Пионерская. Мы же все были там пионЭрами, помните?
 
Финский язык лился бурным потоком реки Вуоксы или Ладоги во шторму. Я сидела рядом с ингерманландской женщиной Кариной Маннэр*, старше меня на 15 лет. Она уже целый год прожила в Финляндии по линии репатриантов, но удрала. Не вынесла душа обрусевшей финки тоски и безделья. Одно дело стирать день за днем свои трусики там, другое дело тусоваться на Аэродромной!

Как известно, главный показатель владения языком и вообще культурой – меньше говорить, больше слушать и уметь вовремя кивнуть. Именно кивнуть, лучше соглашаться, на всякий случай, из дипломатических соображений. В таком ключе я и поддерживала имидж о своем финском.

3 января группа наконец прибыла в ставку, в город Миккели. Вот тут и начинается собственно море секса.

Мы увидели белоснежные тропы. Такие белые, что окурок прятали в карман. Сосновый воздух пьянил. Бесплатные для нас ланчи в студенческой столовой после голодного Питера воспринимались лучшими ресторанами. Еда в общежитии, конечно, была привезена с собой согласно инструкции. Советские супы-концентраты, классическая гречка, жестянки с растворимым кофе и упаковки сахара-рафинада. Но как можно было смотреть на эти стратегические запасы после шведских столов с салатами, разными хлебами, рыбами, тушеными овощами и мясными поджарками?

Финский язык кокетничал бабушкиными придыханиями под аромат настоящего кофе с булочками с корицей.
 
Мы, в основном все тридцатилетние, накапливали энергию. Она аккумулировалась за счет прозрачного соснового воздуха, ароматов свежезаваренного кофе и невиданной свободы.
 
Свобода была во всем: в манере дышать, ходить, и даже говорить пусть и на финском.
 
Вдруг мы почувствовали себя молодыми, как будто жизнь началась с нуля. Там, за бугром, остались семьи, проблемы, та самая страна, которую мы забыли в одно мгновение.

И у нас открылось новое дыхание. Показалось, что все впереди.

Я обещала секс…
И он случился.
У меня такого не было никогда, и не будет, факт.

У Саньки были такие длинные ноги, что я готова была их рассматривать в лунном свете часами. Парень занимался спортом, был молод и силен, но не в этом дело. Я уже была в свои тридцать матерью двоих детей, женой с десятилетним стажем. Но как будто мы оказались в юности оба, и это не было во сне. Это случилось в Финляндии.
Саня бросал курить. В снежно чистой Суоми это почти получилось. Если бы не я.
Он купил свою первую машину в этой Финляндии на те деньги, которые ему выдало финское правительство. На этой машине после наших ночей он доставил меня в Питер и сдал мужу. Опять начал курить.

Я помню его до сих пор. Раньше жалела, что так получилось. А сейчас благодарна, желаю ему добра. Не знаю, где сейчас эти длинные ноги, которые обхватывали мои, сжимая в один крепкий и вечный узел.
 
Я думаю, что это узел Финляндии. Он напоминает узор на карельской березе, сложный и неподвластный ветрам, дождю, снегопаду.

Лицо Саньки я встретила потом в своем ученике. Возможно, они были из одного племени. Руки Саньки я видела много раз у финских плотников. Широкие запястья, большие ладони, такие теплые при рукопожатии. Легкую тень улыбки я люблю на лице своего мужа, которым не стал Санька.
 
Не знаю, где он сейчас. Чувствую, что жив. Что хочу спросить?

… почему ты бросил меня?

*имена изменила ради конспирации

#taideproosa #mies_nainen #rakkaus #авторскаяпроза #любовь #мужчинаженщина


Рецензии