Коммунизм как культура

 Коммунизм как культура

Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств,      
                которые выработало человечество.
                Владимир Ленин
   
 Коммунистичность личности определяется качеством его нравственно-моральной деятельности (индивидуальным этосом). И в  социуме столько коммунизма, сколько позволяет его этос (дух коммунизма).  Ранее опираясь на это понятие (дух социума), используемое Вебером, мы выяснили  причину парадокса: теория научного коммунизма родилась на Запале, Запад материально и социально-экономически был более, чем Россия подготовлен к установлению власти в руках рабочего  класса, но там этого не произошло. Этос пролетариата на Западе ему на тот момент этого не позволил. 
      Фашисты в Италии и Германии первыми показали как достаточно быстро, опираясь на современные средства массовой информации можно переделать этос целых  наций и воздействуя на него овладеть страной. Прежде чем начать завоёвывать другие страны фашисты смогли пленить и покорить народы своих стран.  И вот культурнейшие европейские нации, вместо того, чтобы заниматься созидательным мирным трудом, бросились с остервенением на своих соседей… 
     Наука, повторим мы,  как атрибут человека разумного и институт, являющийся основным источником прагматичных знаний для социума не завершила своего рождения, находится в стадии или фазе генезиса. По крайней мере, наука недостаточно помогает человечеству решить те проблемы, перед которыми оно стоит: сохранить планету пригодной для жизни, и спасти  мир от ядерной катастрофы. Вероятность первой и второй трагедии не отпускает человечество.   
      Мифологический сакральный компонент как единство мечты, веры и знания, как  метод  ориентации на высшее,  как элемент неклассической методологии, включается в методологию научного познания и, более широко, гуманизирует  воздействие  науки на культуру в целом. Этот компонент присутствовал объективно  и в деятельности большевиков (коммунистов), пока они оставались верны трудовому народу, чтобы они плохо не говорили о религию вообще.
     Классическую науку удивляет,  начиная с Х1Х века, данные науки неклассической и далее постнеклассической: неэвклидовы геометрии, теория относительности Эйнштейна, фрактальная геометрия, квантовая механика. Синергетика, как нам представляется, проиллюстрировала вообще потрясающий факт: абсолютно косной (мёртвой) материи в природе присуще свойство эволюционировать.
        Человек самого себя делает инструментом измерения, описания и познания окружающего мира. Это относится не только к сакральному познанию, сущность которого раскрыта Фейербахом, но и ко всем остальным формам общественного сознания: искусству, философии,  науки. Взаимопроникновение сакрального (мифолого-религиозного),  художественного, философского и научного знания превращает коммунистическую (реально гуманистическую)  культуру, в истинное духовное богатство…   
      Несмотря на то, что наука как и религия ранее и сейчас рьяно  используется господствующими классами в деле закрепления и увековечивания своей диктатуры, духовные богатства  в целом – собственность всего человечества, а не кучки авантюристов, вознёсшейся  над остальными. Смысл возвращения и распространения коммунизма  - возвращение богатства, в первую очередь, самого главного богатства – богатства духовного, тем, кто и является его истинным создателем, то есть трудящимся.   
        В деле формирования общей картины мира наука продолжает дело религии. Картина мира в науке постоянно уточняется и поэтому предстаёт постоянно неполной. Неполнота вызывает необходимость в дополнении её мифологическими компонентами. Мифологическое знание как и мифологические компоненты, не являясь знанием в полном смысле этого слова, становятся одним из древнейших человеческих способов его (знания) поисков в этом сложном мире. Современные системы образования ориентируют учащихся на знакомство с тремя картинами мира: религиозной, философской и научной.  Учащиеся вправе отказаться от всех трёх или выбрать одну из них, или найти в современной культуре духовные способы их интеграции. Эти способы  можно. наверно найти, если в сакральном (Абсолюте) видеть устремление к спасению, сохранению в этом мире феномена Человека. Только духовная культура в лучших своих достижениях может стать той силой, которая спасёт человечество. И как тут не вспомнить: «Красотой спасётся мир».
                Послесловие ко всему циклу заметок
     Человек и создаваемые  им социумы (социально-антропологические системы) всегда пребывали и пребывают на том уровне развития, который позволяет их: накопленный опыт, имеющиеся орудия трудовой деятельности и знания. Качество же реализации опыта, орудий трудовой деятельности и знаний определяется этосом.
     Этос (дух социума) – отражение в индивидуальной и социальной психологии нравственно-моральных качеств реальных и потенциальных возможностей личности и социума. Те социальные классы и группы, в руках которых находятся средства воздействия на этос (основные ретрансляторы информации: СМИ, образование, сфера культуры ), владеют и духом народа, т. е. есть де факто держат в плену его душу.
     Ещё в рамках последних десятилетий существования СССР душа советского народа попала в плен в результате фактического захвата СМИ  антикоммунистическими (что,  по Зиновьеву, =  антироссийскими и  одновременно  аморальными социальным группам). Это пленение как иго нависло над страной Советов, разрушило её,  продолжает висеть над народами России и в той или иной мере над всеми народами бывшего Советского Союза.


Рецензии