Библия про революцию

Библейская история одной революции

Вступление.

Прочитав название данной работы, многие, скорее всего не поймут, о чём здесь вообще может идти речь. В самом деле, разве можно назвать Библию революционной книгой, или считать её каким-то пособием по революции? Даже самого слова «революция» в Библии нет. Да, такого там нет, да и быть не могло. Когда Библию записывали и составляли, то такого термина-то ещё и не существовало. Всё это действительно так. И всё же, всё же… Библейская история, которую принято называть священной, как историю взаимоотношений человека с Богом, во многих аспектах мало чем отличается от любой другой общественной истории. В ней тоже действовали люди, а потому такой истории также были присущи различные действия общественно-политического характера, без которых, наверное, сама история как таковая просто не смогла бы состояться. В ней обязательно должно было что-то происходить, а потому и происходило. А случалось ведь на самом деле много чего. Вот почему есть смысл утверждать, что в библейской истории имели место и революции. Пусть не такие, какие мы привыкли понимать по революциям в Англии, Франции, России и других странах согласно Новой и Новейшей истории, но всё-таки были. И вот об одной из таких, описанных в Библии, здесь и пойдёт наша речь. В качестве описания такого события мною взят пример из Книги Судей, где изложены сведения о приходе к власти, и об её потери известного персонажа Авимелеха, в Главе 9 данной Книги. Почему мой выбор пал именно на этот эпизод? А это уже будет видно из содержания данной работы, что так было совсем не случайно.

Истоки событий.

Разумеется, любая революция имеет свою предысторию, а потому та, которая взята мной в качестве примера, тоже не стала здесь исключением. Центральной фигурой, как я уже сказал, здесь является Авимелех, сын древнеизраильского судьи Гедеона. Сам Гедеон был сыном Иоаса, потомка Авиезера из колена, то есть племени, Манассии (Суд.6,11). Это был довольно героический персонаж, который при помощи небольшого войска в 300 человек побил куда более сильного противника – Мадианитян. То был многочисленный и хорошо вооружённый кочевой народ, который подобно саранче, как описано в самой Библии, поедал почти весь урожай этой ближневосточной земли, обрекая сам народ древнего Израиля чуть ли не на голодную смерть (Суд.6,4). Вот от такого опасного врага сумел избавить свой народ Гедеон, проявляя справедливую жестокость не только по отношению к противнику, но и к тем, кто сознательно препятствовал его ратному делу. Но Гедеон не только спас свой народ от полного истребления. Он ему вернул также веру в истинного Бога, за что ещё до этого события он получил другое имя – Иероваал, а эту веру израильтяне успели до этого отвергнуть и в очередной раз впасть в идолопоклонство. И эта вера в Бога сохранялась в народе вплоть до смерти самого Гедеона. Однако, после его кончины, народ вновь впадает в язычество. Причины такого падения ясны – язычество всегда было привлекательным, так как потворствует низменным страстям человека, выходящим как бы изнутри его, как напишет об этом впоследствии Апостол Павел (Кол.3,5). Но этим дело, всё же, не закончилось. После этого Авимелех идёт на более гнусное преступление – убивает почти всех своих братьев.
Причина такого поступка имеет здесь, скорее всего, следующие причины. Сам Гедеон имел 70 сыновей от разных жён. А вот Авимелех был рождён наложницей Гедеона (Суд.8,31). Возможно, этим обстоятельством было обусловлено отношение к Авимелеху других его братьев, которые могли отказаться признавать его таким же равным наследником, как они сами. Именно так, кстати, сначала поступали с будущим судьёй Иеффаем его братья, который был также рождён не от законной жены их отца (Суд.11,2). Очевидно, Авимелех «платил» им соответствующей взаимностью, что и могло обернуться впоследствии такой вот жестокостью. Но была и другая причина, которая указана уже в самой Библии.
Гедеон, как рассказано в Писании, умер, находясь тогда в глубокой старости (Суд,8,32). Но он, судя по всему, так и не позаботился о своём приемнике. Часто это был выбор свыше, когда правителя или судью, как тогда его называли, призывал сам Господь Бог. Здесь действительно тогда ещё не было обязательной прямой наследственности. Иногда даже происхождение кандидата в судьи не имело никакого значения, в том числе и название колена. Гедеон, как уже было сказано, был из колена Манассии, Девора – из колена Ефремова, Самсон – из колена Данова, Фола – из колена Иссахарова. Но после смерти Гедеона вопрос такой, очевидно, возник, где Авимелех как раз и не растерялся. Ведь эту власть должны были разделить между собой все семьдесят сыновей Гедеона (Суд.9,2). Авимелех же проявил здесь не только хитрость, но и коварство. Он сумел войти в доверие к своим братьям, которые жили в Сихеме, чтобы уговорить их и одновременно убедить жителей того же Сихема о наличии необходимости в одном правителе. Понятно, что Авимелех имел здесь ввиду именно себя. И когда ему это удалось, то почти все его братья после этого были просто перебиты, как сказано, «на одном камне» (Суд.9,5). Причем, чтобы избежать недовольства жителей Сихема таким неблаговидным поступком, ибо его братьев в этом городе хорошо знали, сделано всё было в Офре – в городе их отца. Но Авимелех тогда ещё зря опасался какой-либо мести со стороны жителей Сихема, поскольку они сразу «поставили», то есть признали его своим царём (Суд.9,6).
Такому скорому признанию удивляться не стоит. Тогда в древности царь или император воспринимался не только как политический лидер, но и в качестве сакральной личности. В Египте любая династия фараонов вела своё начало от божественного происхождения, а римские императоры сами будут почитаться как боги. Тем более, что это вполне согласовывалось с новым культом Ваалверифа – «бог союза», которому и поклонялись в то время как повелителю соглашений. Именно этот культ восторжествовал тогда в стране после смерти Гедеона. К тому же, сам Авимелех нанял себе на службу «праздных и своевольных людей», которые, при этом, верно ему служили (Суд.9,4). И как покажет время, оказались вполне неплохими воинами. Вот только войско такое пригодно было только для победы, а не поражения. А боевой дух мог в нём быть, когда стоял над ним сам Авимелех. Тем не менее, именно Сихему предстояло в итоге стать первым мятежным городом. Авимелех, видимо, это понимал, а потому сам перебрался жить именно в Офру. И эти опасения впоследствии не оказались напрасными.

Первая попытка создать ополчение.

Как не старался Авимелех избавиться от собственных братьев, но всех их уничтожить ему так и не удалось. Одному из них, имя которому Иофам, удалось избежать такой гибели. Именно он первый решил выступить против Авимелеха, а потому попытался склонить на свою сторону жителей того же Сихема. Иофам собрал людей в окрестности города возле горы Гаризим. Такое решение, скорее всего, было выбрано не случайно. Ведь именно эта гора послужила тем самым местом, которое было определено ещё при Моисее, где народу Израиля было произнесено благословение (Втор.11,29). Стараясь привлечь к себе людей, Иофам взобрался на эту гору и произнёс с неё мудрую притчу (Суд.9,8-15). Суть её заключалась в том, что различным деревьям было предложено царствовать над другими растениями, но те отказывались, довольствуясь явными достоинствами собственных плодов. Царём соглашается стать только один терновник, который, с одной стороны, обещал покой тем, кто станет под его тень, но с другой стороны, тех, кто не согласится этого сделать – сжечь огнём. Под этим терновником подразумевался, конечно же, сам Авимелех.
Тем не менее, склонить жителей Сихема на свою сторону Иофаму не удаётся, и тогда последний упрекает этот народ в том, что он не вступился за сыновей Гедеона, который прежде сражался ради них, не щадя собственной жизни. Но выбрали при этом царём того, кто уничтожит их самих, если новому царю – Авимелеху они вдруг перестанут быть рады. Впоследствии это проклятие сбудется на жителях Сихема. Но Иофаму, поскольку жители города отказали ему в поддержке, пришлось бежать от них в Беер, чтобы скрыться от брата своего Авимелеха. Местоположение этого города неизвестно. Возможно, это тот самый Беер, который находился за Иорданом (Числ.21,16), а потому был недоступен для Авимелеха. Первая попытка, таким образом, выступить против этого царя завершилась полной неудачей.

Начало.

Три года правления Авимелеха прошли действительно спокойно. Но высшая справедливость, можно сказать, не могла допустить того, чтобы совершённое Авимелехом злодейство в отношении его братьев так и осталось безнаказанным. «И послал Бог злого духа между Авимелехом и между жителями Сихема, и не стали покоряться жители Сихемские Авимелеху» (Суд.9,23). Вот с этого, можно сказать, и началась эта народная революция. Но как же нам понимать эти слова из Писания?
В Евангелиях есть интересный эпизод, где Иисус Христос в стране Гадаринской изгоняет из человека большое количество бесов, которые просили разрешить им перейти в свиней, что паслись рядом большим стадом. После того, как произошло такое переселение, всё свиное стадо в количестве 2000 голов ринулось мгновенно в Генисаретское озеро, где и полностью потонуло (Мк.5,13). Вот так примерно на жителей Сихема напал этот злой дух. Почему злой? Ну, какой ещё дух мог в таком случае напасть на язычников? Ведь Божия благодать, в отличие от такого духа, открывается обильно только с верою и любовью (1Тим.1,14). Здесь, как нельзя, верно выражение, что идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами. Похоже, что именно такого рода событие здесь и произошло, где в качестве идеи стала общая ненависть к Авимелеху. А потому такое явление, как ниспослание  злого духа, быстро отразилось на поведении жителей Сихема. У них поначалу не оказалось никакого лидера, который бы направил действия сихемцев в нужное русло. А потому те стали создавать разбойничьи банды и устраивать засады на дорогах. И это обстоятельство не могло не беспокоить Авимелеха.
Но и в самом Сихеме находится теперь лидер. Это пришедший из окрестностей данного города Гаал, сын Еведов. И он первый заявляет о том, что «кто Ахимелех и что Сихем, чтобы нам служить ему?» (Суд.9,28). Вызов царю был брошен, а Гаал стал обретать себе сторонников. Начальник Сихема Зевул, будучи сторонником Ахимелеха, не рискнул открыто пойти против Гаала, а потому отправляет царю послов и с ними тайное послание с призывом пойти с войском на Сихем. Ахимелех тут же собирает своё войско и идёт в поход, устраивая предварительно засады для ведения боя. Гаал, узнав об этом, выступил с новым ополчением навстречу Ахимелеху. Но когда царское войско приближалось к ополчению, Зевул усыпляет бдительность Гаала, вынудив его без подготовки вступить в неравную битву. Войско Ахимелеха оказывается сильнее, а потому сихемское ополчение терпит серьёзное поражение в первой же битве. Гаал и его братья, стараниями того же Зевула обращаются в бегство, покидая Сихем, потеряв при этом среди своих сторонников много убитыми и ранеными.
Тем не менее, оставшийся в Сихеме народ всё равно вышел против Ахимелеха, что в итоге побудило царя напасть теперь на сам город. Но и здесь ополчение не смогло противостоять воинам Ахимелеха. В результате город был взят и разрушен. Оставшиеся жители заперлись в Сихемской башне, чтобы дальше держать оборону. Однако, всё это закончилось для них полной трагедией. По указанию Ахимелеха его воины набрали хвороста, затем по примеру самого царя обложили этим хворостом Сихемскую башню и подожгли. Разгоревшийся пожар уничтожил не только саму башню, но и её защитников. Таким образом, первое сихемское ополчение потерпело своё поражение.

Второе ополчение.

В то время, когда в Сихеме происходили вышеописанные события, восстание охватило другой город – Тевец. Когда Ахимелех узнаёт об этом, то на другой день после взятия Сихема, он направляет своё войско на Тевец и осаждает его. Но новое тевецкое ополчение тоже не в состоянии оказать достойного сопротивления царской армии, а потому терпит, также как и в Сихеме, жестокое поражение. Город был взят, а оставшиеся жители заперлись в высокой Тевецкой башне. В сущности, их ждал такой же печальный конец, как и жителей Сихема. Но тут произошло непредвиденное. Как только Ахимелех собрался поджечь окружённую башню, одна женщина, которая была среди защитников этой башни, сбрасывает с неё кусок жернова, и тот непосредственно падает на голову Ахимелеха. Смертельно раненый царь даёт указанию своему молодому оруженосцу добить его, не желая быть убитым от руки женщины. Воин не посмел ослушаться своего царя и тут же выполняет его приказание. Люди, которые были вместе с Ахимелехом, увидев своего убитого царя, тут же прекратили сражение и стали разбегаться после этого в сторону своих домов.
Почему произошло именно так? Сторонники Ахимелеха поверили в него не только как в предопределённого свыше царя, но и в его неуязвимость. Для них он успел стать как бы бессмертным, которого не могли поразить ни меч, ни копьё, ни пущенная стрела. И только вот такая нелепая смерть Ахимелеха развеяла все их иллюзии. Трагедия обернулась настоящим фарсом. Мёртвый кумир оказался в результате никому не нужен. Но именно так и восторжествовала высшая справедливость, как оно и должно было произойти. «Так воздал Бог Авимелеху за злодеяние, которое он сделал отцу своему, убив семьдесят братьев своих. И все злодеяния жителей Сихемских обратил Бог на голову их; и постигло их проклятие Иофама, сына Иероваалова» (Суд.9,56-57). Победу в итоге высокой ценой одержало именно народное ополчение, заплатив, правда, за это многими своими жизнями.

2022 г.


Рецензии