Ягода кулацкого дерева. Глава 13. Эвакуация

   Жители  хутора Ивановского, конечно, колебались. А вдруг  война не дойдёт сюда! Но к эвакуации техники и скота, как  предписывалось сверху, готовились. Делали тракторам подтяжку, смазывали оси в бричках, формировали группы из коров, коней, свиней, составляли списки, кто будет их сопровождать, кто старший. И вот, в августе, такой час настал. Председатель колхоза, Леонид Семёнович, которого  оставили по «брони»,    организовал торжественную  отправку. Были  речи, прощания, поцелуи, слезы. Как и в  других  хозяйствах, целовали  землю, завертывали  в  платочек и брали с собой. И вот  колонна из нескольких бричек, похожих на цыганские кибитки, тронулась с места. Поехали в неизвестность люди, а с ними - 30 коней, 40 коров, 110 овец, 20 свиней. Возглавил колонну  колхозный ветеринар - Сидор Николаевич. Дорога  была не  близкой и не лёгкой. Выжженные солнцем степи. Холодные ночи. Путь преграждала река Донец, которую  надо преодолевать. Трудно было всем. Но Вере, теперь  она  уже  Вера  Васильевна, ещё  труднее. Ведь одна нога, считай. Однако, в Донецких степьях «товар» сдали, кому следует, возвратились домой, и когда председатель попросил её и ещё двух девушек, чтоб отправили последнюю  группу, согласилась без разговора.

     Только на этот раз  далеко от  хутора не успели отойти. Во время первой же ночевки на земле, так как на бричках «ехало» имущество, услышали  шум моторов, разговоры люд- ей. Подхватились и давай соображать – что к чему. Вдруг подъехала  военная  машина, и красноармейский капитан распорядился:

     -Так, барышни, бросайте своих коров и по балке уходите! Тут кругом немцы!

     Поверили командиру, но коров не оставили. Погнали по балке  домой. Впрочем, ещё и благодарность получили от председателя…

     А урожай на полях  осыпается. Пришёл в тот же день домой к Вере Васильевне   председатель, чтоб и проведать, и попросить, дабы вышла на работу в поле. Кто там на ту ногу тогда смотрел! А у неё приключилась другая беда. Температура, ячмени  вокруг глаз. Что он мог сказать? Поговорил, повздыхал и ушел. Но когда выздоровела, сама пошла в контору. Дескать, куда надо, туда и посылайте. А нужен был звеньевой в полеводческую бригаду. Согласилась. Каждый раз утром получала от бригадира наряд на звено, и вместе жа- ли, вязали снопы, пахали, возили солому.


Рецензии