Мефистофель, пьеса. пролог

                МЕФИСТОФЕЛЬ
                пьеса в 3-х действиях с прологом

                Это не пьеса, а прививка от беса.

                "Диавол выступил уже без маски в мир"
                Н.В.Гоголь

                "Гибнет уже земля наша не от нашествия      
                двунадесяти языков, а от нас самих"
                Н.В.Гоголь

                ПРОЛОГ

    (Поляна на опушке леса. На траве разостлана скатерть, уставленная едой и напитками. Рядом полулежать ФАУСТ и МЕФИСТОФЕЛЬ. Неторопливо трапезничают.)

ФАУСТ:
             Докука космоса меня избыла,
             Шатаясь в мирозданческом котле,
             Давно во мне всё так не ныло,
             Лет сто я, верно, не был на земле.

             Причуды внеземные мне постыли:
             Там не кипели страсти, только стыли.

             И здесь мне скучно, бес, а липкий вечер
             Тревожит властно плоть и душу бередит...
             Чу, слышишь, музыка звучит далече,
             И до-си-ля к нам томный рой летит.

МЕФИСТОФЕЛЬ:
             Клокочет и кипит кусочек мяса,
             Что в просторечие зовётся "человек",
             Вот он пустые праздно точит лясы,
             Вот размножается - так свой съедает век.

             Вся жизнь его - химический процесс,
             От вшивого бомжа и до принцесс... 

             Хотя с последними увы! не густо:
             Кто низведён, кто порублён в капусту!
            
             Такое смертный принял естество,
             Что в пору мне учиться у него.

             А что касается тех звуков плавных,
             Чарующе исторгнутых в эфир, -
             Всклочен музыкант, и настежь ставни...
             Безумствует в ночи насильник лир.

             Равняет он себя с величием Творца,
             Но будущность предъявит всем глупца.

ФАУСТ:
             Ах, бес, себе ты изменить не можешь:
             Напялил ты на правду маску лжи,
             Ты истину, как пёс голодный гложешь,
             Но стух твой яд, и мысли не свежи.
             Богоподобный разум человека -
             Есть средоточие земных основ,
             Он Богу на земле почти коллега
             От исполнителя и до творцов.

             Скрипичный мастер - истинный талант,
             Но в скрипку жизнь вдыхает музыкант.

             Ты, бес, всё так готов истолковать,
             Что дочь родную не узнает мать!

МЕФИСТОФЕЛЬ:
             Постой, постой, начётчик сердцу милый,
             Умерь свой пыл, ишь, изошёлся весь!
             Ты сам втыкаешь правде в глотку вилы,
             Внемли, потом словами куролесь.

             Видал я исполнителей без счёту,
             Ни разу к ним я не топтал тропу,
             Поверь, что не под силу даже чёрту
             Вложить горение Творца клопу.
             Кто исполнитель, например, в музЫке?
             Не Моцарт, сочинивший пьеску в миг,
             А инструмента раб, чей пот на лике,
             Дрессурой пальцев он всего достиг.

             Седалищный мозоль, как бицепс твёрд,
             Он робот, механизм, ловчила, мёрд!

ФАУСТ(язвительно):
             Сальери прав: не может без труда
             И прыщ вскочить; ты отрицать не станешь
             Что ночью в гости забредал туда:
             "Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь."
             Тебе чужда гармония Сальери:
             Он к алгебре прибег, а не к тебе,
             Поэтому  прошел ты мимо двери,
             К другой приговорив его судьбе...

МЕФИСТОФЕЛЬ:
             Он отравитель гения.   

ФАУСТ:                Вот, вот! 
             Напраслина жирует и живёт.
             Двойное имя оправдал вдвойне:
             Разрушил ложью честность человека,
             Его талант обманом на два века
             Забвению предал, и рад вполне.

МЕФИСТОФЕЛЬ:
             В конце концов, я для того живу,
             Чтоб, в том числе, и раздувать молву.

ФАУСТ:      
             Живёшь? Э, нет, пришлец, ты существуешь,
             Как шторм, землетрясенье, ветра шквал,
             И ты меня так просто не надуешь,
             Жизнь - созидание, ты это знал.

             Кто видит мир, утопленный во зле,
             Тот существует в зачумлённой мгле.

МЕФИСТОФЕЛЬ:
             Запамятовал ты, мой обличитель,
             Моё предназначение в миру:
             Я человеку вовсе не учитель,
             Даст слабину - я в миг его сотру.
             Я часть той силы, коей нет числа,
             Творю добро, всему желая зла.
             Я дух, всегда привыкший отрицать,
             При этом истины крепчает стать.

             У высших сил таинственны резоны,
             На промысле - нетленная печать.
             Творцом прописаны в веках законы,
             Которые тварь дОлжна исполнять.

             Что люди на земле? Марионетки,
             Потуги чьи не стоят и монетки.

             Земной творец неотделим от Бога,
             Ну, иногда повязан он со мной,
             Творишь иначе - выглядит убого,
             Ты внял, любезный соскиталец мой?

ФАУСТ:       Бесплодны, бес, словесные турусы,
             Ничтожен результат твоих затей,
             А то, что знает и юнец безусый,
             Сокрыто от тебя, дитя теней.
             Тебе неведом ужас смерти хладной,
             Ты в жизни никогда не у-ми-рал!
             Манкируя уроком столь наглядным,
             С чего ты взял, что нас, людей, познал?

             Меж нами вечная разверзлась бездна,
             Попытка перебраться бесполезна.

                (Пауза)

             Что за корабль вверху?

МЕФИСТОФЕЛЬ:                Космический.
             Программа СОИ. Лазер на борту...
             Поползновения комические...

ФАУСТ:      
             Мне не понять. Сожги к чертям!

МЕФИСТОФЕЛЬ:                Сожгу.

           (ФАУСТ уходит. Вверху раздаётся оглушительный взрыв, сопровождаемый
           ослепительной вспышкой. Мефистофель начинает исполнять некий
           ритмический танец, вычурный, гротескный, будто имитирующий спор между
           оппонентами. Вдруг застывает. Медленно гаснет свет)

МЕФИСТОФЕЛЬ:
             Комар собрался покусать слона!
             А, может, я и вовсе существую
             В сознание людей? Тогда сполна
             Измучили они себя впустую...


Рецензии
Не давать слабины... так и живём!

Удачи, Алексей!

Михаил Болдырев   04.02.2022 19:17     Заявить о нарушении