Ещё раз про мораль...
Любоя реформа, кроме моральной, бесполезна.
Томас Карлейль
Моральный кодекс строителя коммунизма
1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, странам социализма.
2. Добросовестный труд на благо общества, кто не работает, тот не ест.
3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушению общественных интересов.
5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь, , каждый за всех, все за одного.
6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ, брат.
7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, дурости, нечестности, карьеризму, стяжательству.
10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
11. Нетерпимость к врагам коммунизма, делу мира и свободы народов.
12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.
Я умышленно привел полный текст «Морального кодекса строителя коммунизма», ибо молодежь совершенно его не знает, и возможно даже не слышала.
Что предлагали моралисты от капитализма в начале 19 -го века?
Для примера приведу Бенджамина Франклина, ибо он как политик был проводником нравственных ценностей зарождающего капитализма в стране. Вот как он представлял гражданина США, какими качествами он должен обладать:
1. Умеренность
2. Молчаливость
3. Порядок
4. Решимость
5. Бережливость
6. Прилежание
7. Правдивость
8. Справедливость
9. Обуздание страстей
10. Чистоплотность
11. Спокойствие духа
12. Целомудрие
13. Кротость
При первом же взгляде любой читатель сделает простой вывод: при социализме мораль была направлена на общее дело. Одним словом: жила бы страна родная и нету других забот. При капитализме вся мораль направлена на личные качества, поощряется индивидуализм. Если в США проводником нравственных ценностей служил Франклин, то в Великобритании Даниил Дефо, Адам Смит, Томас Карлейль.
В СССР в качестве морального авторитета предлагали жизнь Ленина и его соратников. С наступлением перестройки и гласности моральные авторитеты СССР рухнули, полностью закрыв обломками «Моральный кодекс строителя коммунизма». Но если сравнить принципы жизни Франклина и строителя коммунизма, то обнаружим общее: религиозные христианские догмы.
Что можно сказать в этой связи? Можно утвердить или принять любую мораль для общества, но идея ( идеология) будет расходиться с действительностью. Прекрасно описывал Адам Смит в «Теории нравственных чувств» то, чем должен обладать нормальный человек. Но, именно в его время была жесточайшая эксплуатация детского и женского труда. Город Ливерпуль знаменит не только ансамблем «Битлз», но и тем, что разбогател на работорговле. Этот город направил на торговлю рабами в 1730 году 15 кораблей, в 1751 году- 53, 1760- 74, 1770-96, 1792- 132. Это был самый прибыльный бизнес. Это как раз период жизни Адама Смита. Одно для него оправдание: он жил в Шотландии, а не в Англии.
Были, конечно, и религиозные течения, которые пытались сохранить чистоту нравов. Приведем для примера квакеров и пуритан. Но они на общую нравственность не могли сильно повлиять, ибо бал правил фунт стерлингов и доллар. Но, надо отметить, что моральная прививка, сделанная Франклином в США прижилась. Пример: в США не запрещалось иметь в личной библиотеке книги эротического содержания, но пересылка по почте таковых запрещалась. В 1909 году судья Ричард Шегард был приговорен к двум годам каторжных работ – за то, что «использовал почту для непозволительных целей», именно за то, что переслал по почте один экземпляр «Декамерона». Виновный подал прощение Теодору Рузвельту. Президент ответил: « В помиловании отказываю. Жаль, что не могу наказать этого гражданина пожизненным сроком»
Как ни странно, но эффект Франклина работал. В обществе нельзя было произносить такие слова, как рубашка, бедра, корсет, беременность. Вместо слова: беременность произносили: она в положении и т.д. Иногда это превращалось в абсурд, ибо даже в стихах эротизм заменяли словами о природе.
Читатель спросит: для чего я это пишу?
Пишу лишь для того, что при смене формации в России не нашлось нравственной ценности, кроме «бабла». Руководство страны переложило нравственное воспитание на Церковь, которая сама увязла в грехах и в вечных поисках «бабла». Президент сделал ставку на злостного антисоветчика Солженицина, который в Конгрессе США призывал к ядерному удару по СССР. Явно он не моральный авторитет, хотя наш Президент из ненависти к СССР его нам преподносит. Но, увы он нам не подходит. Вот другое дело Д.С.Лихачев и его письма «О добром и прекрасном» абсолютный нравственный авторитет, но власти его не особо уважают, ибо он человек советской эпохи. Но, иного взамен нам ничего не предложили, так и живем «без руля и ветрил». Общество без нравственных постулатов обречено. Реформы должны совершаться в первую очередь для улучшения морального климата. У нас, к сожалению, этого не произошло. Может взять на вооружение и поднять как знамя Д.С.Лихачева?
Свидетельство о публикации №222012901488
Александр Туранский 31.01.2022 07:56 Заявить о нарушении
Павел Патлусов 31.01.2022 09:08 Заявить о нарушении