Каждое произведение- это своеобразная поэма!

Друзья!

Новости МЦР.
Вспоминаем светло». День памяти С.Н.Рериха. 30 января 2022 года в 12:00 Международный Центр Рерихов проводит день памяти выдающегося русского художника, мыслителя, общественного деятеля Святослава Николаевича Рериха.
Во время мероприятия прозвучат воспоминания представителей культурной общественности о встречах со Святославом Николаевичем.
Трансляция Дня памяти С.Н.Рериха на YouTube-канале Международного Центра Рерихов
*************
Онлайн-экскурсия «Портретная живопись Святослава Николаевича Рериха из собрания общественного Музея имени Н.К.Рериха
В 2022 году Международный Центр Рерихов продолжит цикл онлайн-экскурсий по виртуальной экспозиции общественного Музея имени Н.К.Рериха, организованный и проводимый Городским методическим центром Департамента образования и науки города Москвы.
24 января состоялась первая встреча в новом году. Она была посвящена памяти Святослава Николаевича Рериха.
Тема: «Портретная живопись Святослава Николаевича Рериха из собрания общественного Музея имени Н.К.Рериха».
Святослав Рерих является одним из величайших портретистов XX века. Его способность передать на полотне красоту и всеобъемлемость внутреннего мира человека удивительна и необычна. Не случайно он был удостоен за создание портретов многочисленных мировых наград.
Портретная живопись Святослава Рериха представлена в пяти залах экспозиции. На полотнах – близкие друзья и знакомые, жители индийской долины Кулу, а также непосредственно члены семьи Рерих. Каждое произведение это своеобразная поэма о том или ином человеке, но портреты отца и матери среди них занимают особое место.
Онлайн-экскурсию провёл Эдуард Русланович Крамп, научный сотрудник отдела развития общественного Музея имени Н.К.Рериха.
*****************
19 января в Смоленской области впервые открылась передвижная выставка лучших работ Международного конкурса детского рисунка «Мы – дети Космоса». Вернисаж состоялся в городе Сафоново в выставочном зале Детской художественной школы им. В.М.Кириллова. Шедевры детей со всего мира, посвященные философскому осмыслению Космоса, привлекли внимание не только руководства города, но и области. 20 января выставку посетил председатель Смоленской областной Думы И.В.Ляхов.
Игорь Васильевич осмотрел экспозицию и отметил, что выбранная тема глубока и неисчерпаема: «Она в полной мере позволила участникам проявить индивидуальность, поделиться своим видением мира. Каждая работа поражает своим содержанием», – отметил И.В.Ляхов.
Данный конкурс был учрежден в 2016 году Благотворительным Фондом имени Елены Рерих и Международным Центром Рерихов при поддержке Российской академии художеств. На протяжении пяти лет результаты своего творчества представили более 20 тысяч детей из 27 стран мира. Участниками стали ребята от 5 до 14 лет. Это единственное в мире творческое состязание, посвященное такому направлению, как космизм.
По словам посетителей, несмотря на юный возраст начинающих художников, всем им удалось продемонстрировать свой потенциал в изобразительном искусстве. В число лауреатов этого года вошли и две смолянки – Юля Трусова и Полина Козлова. Передвижная выставка продолжит свою работу в Сафоново до 20 февраля, после чего она переедет в другой город в Смоленской области.
В завершение экскурсии по выставочному залу парламентарий обратился со словами признательности в адрес организаторов проекта и педагогического коллектива художественной школы за вклад в нравственное развитие подрастающего поколения, популяризацию детского творчества. Пообщавшись с директором образовательного учреждения Екатериной Ильиной и преподавателем высшей категории Натальей Роот, расспросив о нуждах школы, Игорь Ляхов пообещал помочь с приобретением современной подвесной системы для размещения выставочных экспонатов и в других вопросах, волнующих руководство учреждения.
https://icr.su/
*********************
1.«Сердце сердцу весть подает».
В Казани прошла программа, посвященная «индо-русскому магниту»
в жизни и творчестве Николая Константиновича Рериха
 
В Галерее современного искусства столицы Татарстана продолжается выставка полотен Николая Константиновича Рериха из собрания Русского музея. Она сопровождается еженедельным культурно-просветительским лекторием «Держава Рериха», который организовали Министерство культуры Республики Татарстан, Государственный музей изобразительных искусств, Международный Центр Рерихов и Татарстанское рериховское культурное объединение.
На очередной встрече 15 января 2022 года выступил сотрудник Международного Центра Рерихов, председатель Ярославского Рериховского общества «Орион» Сергей Скородумов с программой «Индо-русский магнит в жизни и творчестве Н.К.Рериха».
Всемирно известный русский художник, философ, путешественник и общественный деятель Николай Константинович Рерих писал: «Тянется сердце Индии к Руси необъятной. Притягивает великий магнит индийский сердца русские… Красота заложена в индо-русском магните. Сердце сердцу весть подает». Тема «индо-русского магнита» и творчества семьи Рерихов привлекла большую аудиторию слушателей. Действительно, эта великая семья, всегда помня о Родине и работая для России, внесла огромный вклад в укрепление культурных связей нашей страны с Индией, которые по праву называют сегодня «мостом» между двумя государствами.
Через Рерихов установилась дружба двух народов, что было, без преувеличения, многовековой мечтой наших соотечественников. Индия с древнейших времен привлекала к себе внимание, манила людей на Руси. Художественные образы, связанные со страной гор, жили в русском фольклоре: в былинах, легендах, народных сказаниях. На это были глубинные причины, связанные с общей историей, с древними процессами переселения народов, определившими схожесть и близость культурных пространств двух стран.
В русской традиции Индия ассоциировалась с местоположением земного рая. Так, в Библейской энциклопедии 1891 года издания в статье «Индия» со ссылкой на Ветхий Завет говорится о том, что «некоторые не без основания видят в названиях райских рек Геон и Фисон индийские реки Инд и Ганг (Быт. II, 11–13)».
Именно в Индии разворачивалось действие таких произведений древнерусской литературы, как «Сказание об Индийском царстве», «Повесть о Варлааме и Иоасафе», «Александрия» и других. В среде старообрядцев были распространены предания о Беловодье. По преданию в свое время на поиски таинственного Беловодья отправлял посольство великий князь Владимир Красное Солнышко. Путь в эту заповедную страну лежал по направлению к Индии. В легендах и сказаниях и сама Индия, и события, там происходящие, часто описывались в фантастических образах и изображались сияющими красками.
Но, конечно, огромные расстояния, разделяющие Россию и Индию, долгое время не давали нашим предшественникам возможностей хорошо изучить ее. Однако такие устремления были всегда. Сергей Скородумов в своей лекции показал ретроспективу изучения Индии русскими учеными и путешественниками.
Все знают, что первым известным нашим земляком, достигшим индийского берега, был тверской купец и мореплаватель Афанасий Никитин. Он сделал это в XV веке, за 30 лет до португальца Васко да Гамы. В своих путевых заметках «Хожение за три моря» Никитин описал встречи и общение с индийцами, что само по себе стало уникальным историческим фактом. Однако мало кто знает, что никитинские записи дошли до людей в России лишь три века спустя, их начал издавать в примечаниях к «Истории государства Российского» Николай Карамзин.
Первые индийские купцы появились в Астрахани в начале XVII века. Они основали там торговые поселения и впоследствии начали посещать Саратов, Казань, Ярославль, Москву и другие города. Это способствовало знакомству русских людей с представителями Индии.
С XVIII века в России индийская культура начинает привлекать все большее внимание. Вскоре после появления в 1785 году английского перевода «Бхагавадгиты», выполненного Чарльзом Уилкинсом, она была переведена на русский язык и издана в 1788 году в университетской типографии Н.И.Новикова. В 1792 году Николай Михайлович Карамзин перевел и опубликовал несколько сцен из замечательного памятника индийской культуры – драмы Калидасы «Шакунтала» (у Карамзина – «Сакунтала»).
Причем этот перевод он сделал с немецкого текста, который был в свою очередь переведен с английского. В предисловии к своему переводу, сравнивая Калидаса с Гомером, Карамзин пишет: «Творческий дух обитает не в одной Европе; он есть гражданин вселенной. Человек везде – человек; везде имеет он чувствительное сердце и в зеркале воображения своего вмещает небеса и землю. Везде Натура есть его наставница и главный источник его удовольствий».
Первым же русским ученым-индологом, чьи труды получили известность при его жизни, стал ярославец Герасим Степанович Лебедев (1749–1817). Двенадцать лет он прожил в Индии и основал там первый национальный драматический театр европейского образца. Составил грамматику калькуттской разговорной формы языка хиндустани и написал труд об экономике, географии и культуре Индии. По возвращении на родину Герасим Степанович открыл в Санкт-Петербурге первую в Европе типографию, где использовался бенгальский шрифт.
Об Индии Герасим Лебедев высказывался как о прародине человечества. В своей книге «Беспристрастное созерцание систем Восточной Индии брагменов, священных обрядов их и народных обычаев» он писал: «…Восточная Индия <…> есть та первенствующая часть света, из которой, по свидетельству разных бытописателей, род человеческий по лицу всего земного шара расселился и национальный санскритский язык, который, не только со многими азиатскими, но и с европейскими языками имеет весьма ощутительное в правилах сближение».
Индия, находясь в подчинении у Британского королевства, европейским обществом воспринималась, прежде всего, как колония, а не как древнейший очаг самобытной культуры. К местным жителям европейцы относились свысока.
Однако русские востоковеды не разделяли этих западных взглядов и тот подход, который впоследствии сформулировал Киплинг: «О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут, Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный господень суд».
Напротив, в основе работы отечественных ученых-индологов лежала большая симпатия к древнейшей стране и понимание того, какой глубокий духовно-культурный и научный потенциал реализуется благодаря сотрудничеству с ней. Так, крупнейший специалист по Индии XIX века, основатель российской индологической школы Иван Павлович Минаев в своей речи «Об изучении Индии в русских университетах», читанной на акте Петербургского университета 8 февраля 1884 года, говорил: «Восток для русского ученого не может быть мертвым, исключительно книжным объектом научной пытливости»; «В России нам нужно изучать Индию не только старую, но и новую» и «изучение Индии старой не должно заслонять научную и практическую важность жизненных явлений в современной Индии». Отношение Ивана Павловича, ученого с мировым именем, к Индии было лишено не только какого-либо высокомерия, но и наполнено глубокой симпатией и почитанием.
Огромный вклад в сближение индийского и русского народов внесла философ, публицист и путешественник Елена Петровна Блаватская. Ее замечательные путевые заметки «Из пещер и дебрей Индостана», которые публиковались в России с 1879 по 1886 год, полны разных сведений об истории, легендах и традициях далекой Индии.
Елене Петровне Блаватской удалось проникнуться духом индийской традиции и в сотрудничестве с Учителями Востока создать уникальные труды «Тайная Доктрина», «Ключ к теософии», «Разоблаченная Изида» и другие. Она принесла миру новые знания, которые пробудили интерес к культуре и философии Индии, основала Теософское общество, главной задачей которого стало «создание ядра всемирного человеческого братства, невзирая на расу, вероисповедание, пол, касту и цвет кожи».
В 1890–1891 годах состоялось путешествие цесаревича Николая (будущего императора Николая II), во время которого наследник престола побывал во многих странах Азии, в том числе и в Индии. Князь Э.Э.Ухтомский, сопровождавший цесаревича, после возвращения издал иллюстрированное описание этой поездки в трех томах с богатым материалом по истории, этнографии и религии народов Востока.
В конце XIX – начале XX века искания русской интеллигенции оказываются удивительно созвучны индийской духовной традиции, в центре которой находился человек с его глубоким внутренним миром, а не материальное обустройство жизни. Этот человек существует в единстве и взаимодействии с планетой и Космосом. В России появляются переводы Рамаяны и Махабхараты, стихи Рабиндраната Тагора, работы Рамакришны и Вивекананды, а также литературные и философские произведения других индийских авторов.
Притяжение «великого магнита индийского» явственно и выразительно проявилось в русской культуре. Ярким примером является стихотворение Николая Гумилева «Прапамять», написанное летом 1917 года. В нем есть такие строки:
…И вот опять восторг и горе,
Опять, как прежде, как всегда,
Седою гривой машет море,
Встают пустыни, города.
Когда же, наконец, восставши
От сна, я буду снова я, –
Простой индиец, задремавший
В священный вечер у ручья?
Дальнейшая история наших стран нуждалась в личности, которая сумела бы соединить в своей деятельности то, что было наработано русскими востоковедами, путешественниками, литераторами и философами в области познания Индии. И таким человеком стал Николай Константинович Рерих. Вместе с членами своей семьи он показал пример уникального культурного синтеза духовных традиций России и Индии, который, прежде всего, произошел на вершинах их внутреннего мира.
Еще в России Рерихи ощутили притяжение «великого магнита индийского». Известный исследователь жизни и творчества Н.К.Рериха П.Ф.Беликов писал: «В творчестве самого Рериха индийская тематика появилась с 1905 г., причем в характерном чередовании: сказка “Девассари Абунту” написана Рерихом в 1905 г., картины “Девассари Абунту” и “Девассари Абунту с птицами” – в 1906 г., сказка “Границы царства” – в 1910 г., картины “Граница царства” и “Мудрость Ману” – в 1916 г. Живописную сюиту “Сны Востока”, начатую в 1920 г. в Лондоне, предваряли “Индийский путь” (1913), “Гайятри” (1916) и некоторые стихотворения, навеянные поэзией Тагора».
Н.К.Рерих интересовался проблемой переселения народов и общими истоками культур Востока и Запада. Эта тема стала делом всей его жизни. Знаменитая Центрально-Азиатская экспедиция, организованная Н.К.Рерихом в 1923–1928 годах, прошла по пути переселения народов и была посвящена поиску взаимосвязи культур России и Индии.
По итогам этого уникального путешествия в Индии Рерихами был основан Институт гималайских исследований «Урусвати», ставший форпостом русской науки в Индии.
Знаковыми стали встречи Рерихов с Рабиндранатом Тагором и Джавахарлалом Неру. Как и Е.П.Блаватской, Рерихам также удалось проникнуться индийской духовной традицией и творить в сотрудничестве с Учителями Востока. Именно поэтому их достижения оказались столь важными в первую очередь для России. Елена Ивановна Рерих вместе с Учителями Востока участвовала в создании грандиозного научно-философского Учения Живой Этики.
Николай Константинович писал, что «лучшие розы Востока и Запада одинаково благоухают», и призывал при формировании отношений между народами иметь «глаз добрый».
Великий художник стал пионером на пути развития советско-индийских отношений. В самые трудные времена, когда Индия еще была колониальной страной, а Советский Союз изолирован от нее, Рерих сумел создать своеобразный мост дружбы между двумя странами. Он представил Азию на своих полотнах и в очерках во всем ее богатейшем внутреннем содержании, показал «сердце Азии».
В 1942 году у Рерихов в Кулу гостил будущий премьер-министр независимой Индии Джавахарлал Неру году вместе со своей дочерью Индирой. По воспоминаниям Николая Константиновича, они говорили о возможности создания советско-индийского комитета или какой-либо иной организации, то есть о развитии отношений между нашими странами после обретения Индией независимости.
На картинах Николая Константиновича впервые в мировом искусстве был создан образ Гималаев как символа неприступности и величия Духа. Самые высокие горы, вершины которых расположены ближе всего к Космосу, – это «аккумулятор, питающий дух планеты», как писала известный востоковед, академик Людмила Васильевна Шапошникова. Именно этим вечно живым источником высочайшей энергии сделал свои полотна Николай Рерих и через них подарил, завещал нам сокровища Гималаев.
Николай Константинович Рерих, совершив грандиозный жизненный путь от России до Гималаев, сумел изучить и поднять на новую высоту национальную и мировую культуру. Пройдя по маршрутам переселения народов, по местам формирования древнейших цивилизаций, Рерих предложил идею единства для человечества, для современного общества – «Мир через Культуру». Только объединение вокруг идеи совместного, общенародного сохранения культурных ценностей может быть по-настоящему прочным и подарит планете новый импульс эволюционного развития. Эта идея, заложенная в международном договоре об охране ценностей культуры, Пакте Рериха 1935 года, и отраженная в Знамени Мира, ставшем символом защиты культуры, безусловно, еще только будет осознаваться мировым сообществом, полное понимание ее, признание и принятие – впереди.
Взяв за основу Знамени Мира, символа защиты культуры, образ Святой Троицы Андрея Рублева, Николай Рерих выполнил завет Преподобного Сергия Радонежского: «Взирая на свет Троицы, побеждать ненавистную рознь мира сего». Как важно, чтобы сегодня люди на планете услышали эти слова!
Поистине «индо-русский магнит», который Николай Константинович создавал на протяжении всей жизни, стал общечеловеческим и сегодня притягивает каждое сердце, ищущее красоты, правды, раскрытия и духовного подъема.
После завершения программы посетители музея направились в выставочный зал, где Сергей Скородумов провел экскурсию по экспозиции картин Н.К.Рериха.
https://icr.su/
*************
2.Рерих и Чюрлёнис: не новаторы, но новые
 
  Не новатором, но новым назвал М.К.Чюрлёниса в своем очерке Н.К.Рерих. Вот какие характеристики дает он искусству Чюрлёниса: новое, одухотворенное, истинное творчество, природно вдохновенное; торжественность формы, гармония возвышенно обдуманных тонов, прекрасная мысль; свой стиль, своя концепция тонов, гармоническое соответствие построения [6, с. 36].
Но все эти качества несло в себе и искусство самого Рериха. Цель этого доклада – сопоставить творчество двух художников, не только создателей нового искусства, но и провозвестников новой космической эры.
Эпиграфом к второму тому своей книги «Вестники Космической эволюции» Л.В.Шапошникова дает цитату из книги «Братство» (§ 205), из которой следует, что существует два типа Вестников: «Одни вестники идут с поручением, уже зная, откуда, куда и зачем и как вернутся они. Другие лишь внутренне знают указание и совершают земной путь, как обычные жители» [8, с. 5]. Н.К.Рериха можно отнести к первому типу, а М.К.Чюрлёниса – ко второму.
Тему вестничества Л.В.Шапошникова подробно рассматривает в своей книге «Метаисторическая живопись Н.К.Рериха». Она ссылается на «Розу Мира» Даниила Андреева: «Вестник – это тот, – отмечал Андреев, – кто, будучи вдохновляем даймоном (представителем высшего человечества. – Т.Л.), дает людям почувствовать сквозь образы искусства в широком смысле этого слова высшую правду и свет, льющиеся из миров иных» [9, с. 26].
Тема вестника и вести проходит сквозь творчество обоих художников. У Чюрлёниса есть удивительное эссе, где он рассказывает о том, как принял эстафету у некоего старичка. Произошло это на скамейке вестников. Старик напутствовал: «…Иди, иди без устали. <…> На пути говори людям о лугах, деревьях… <…> Гляди с высоких башен, тогда дорогу почуешь» [7, с. 279]. Предупредил старик и о том, что «жара не спадет; на той дороге ночи нет, лишь вечный день». Так, знал заранее о величайших трудностях, что ожидали его на пути, начинающий художник, которому не дано было дожить до 36 лет.
В 42 года Н.К.Рерих, уже известный художник, предчувствует грядущие большие перемены в своей жизни и пишет: «Встань, друг. Получена весть. Окончен твой отдых. Сейчас я узнал, где хранится один из знаков священных» [5, с. 44].
Так, предощущение собственного Пути, собственной Миссии звало их в дорогу. Очень показательна притча Чюрлёниса о шествии, где идущие сзади не видели того, что открывалось впереди идущим. Оба они ушли далеко вперед. В их творчестве очень много общего, недаром Рерих был одним из тех, кто высоко оценил дар Чюрлёниса.
Если подходить к анализу их творчества с позиций искусствоведения, то необходимо обратиться к особенностям эпохи модерна, который был преобладающим в Серебряном веке русской культуры. Возвращение к мифу, фантастичность сюжетов, минимализм (так как фантастическое требует только намека), роль цвета, который становится выразительным средством более важным, чем техника.
Также для эпохи Модерна характерно такое явление, как синестезия (от древнегреч. – «одновременное ощущение»). Считается, что синестезия есть особое состояние творческой личности как в процессе создания произведения, так и в процессе его активного восприятия. То есть существуют люди, у которых восприятие музыкальных звуков, цвета, запаха соотносится с визуальными и пластическими формами выражения мыслей и чувств.
Наиболее ярко это проявилось в творчестве Чюрлёниса, который, будучи профессиональным композитором, создавал свои картины, смело применяя закономерности музыкальных форм к живописным композициям (фуги, сонаты, прелюды). Нет сомнений, что он воспринимал свои картины не как застывшие образы, а как процесс, наподобие звучания музыкального произведения, поэтому он так любил циклы и всегда развешивал их на стене во время создания.
В случае Рериха, можно сказать, синестезия проявилась в его способности создавать полотна с историческими сюжетами через погружение в археологию, непосредственное соприкосновение с артефактами, предметами прошлого. «Это походило на чудо, – пишет Л.В.Шапошникова. – Но он называл это иначе – историческое настроение. <…> …Сами эти предметы не могут породить в человеке ни такого настроения, ни такого видения. Они могут только содействовать этому, способствовать тому таинственному творческому процессу, который живет и развивается в человеке там, где-то внутри его, на той неуловимой, будто светящаяся нить, границе, где смыкается сознательная культура с глубинным потоком времени, который несет в себе художник» [9, с. 54–55]. Можно привести немало примеров такой метаисторической живописи Н.К.Рериха, по его собственному выражению, истории «помимо историков».
Многие работы Чюрлёниса также отражают события далекого прошлого, настолько далекого, что эти сюжеты воспринимаются зрителями как мифологические. Это его цикл «Сотворение мира», картина «Жертвенник», «Арка Ноя», цикл «Потоп». Цикл «Потоп» вызывает ассоциации с гибелью платоновской Атлантиды. Платон описал ее столицу, Город Золотых Врат, в мельчайших подробностях. Она располагалась по склонам холма и равнины, нисходящим к морскому берегу. На острове возвышались храмы, выложенные серебром и золотом и окруженные золотыми статуями. На первой картине самая заметная деталь – это арка в виде сплетенных рук, устремленных к небу и выражающих жест единения с ним. Но, согласно греческим легендам, Боги покарали атлантов за неправедную жизнь. Также и библейская история повествует о всемирном потопе, который Господь наслал на землю в наказание грешникам. Простертые к небу руки теперь выражают мольбу о помощи.
Рерих тоже обращался к теме потопа: картина «Мудрость Ману» (которая, кстати, находится у нас в Тверской картинной галерее) повествует о человеке, который, согласно индийской версии легенды о потопе, единственный сумел пережить его благодаря помощи таинственной рыбы, аватара бога Вишну.
Изображая потоп, Чюрлёнис, без сомнения, предчувствовал приближение огромных перемен и гибель старого мира. Мы хорошо знаем серию пророческих картин Рериха, написанных в преддверии двух мировых войн: «Ангел последний», «Армагеддон» и другие. Силы небесные предстают нашему взору как грозные предвестники тяжелых времен, ожидающих нашу планету. На картине «Пречистый град – врагам озлобление» мы видим небесного всадника, скачущего сразиться с врагом рода человеческого. Подобный всадник появляется и на картине Чюрлёниса. Этот витязь как бы сошел с литовского герба, но если всмотреться в детали картины, мы увидим, что художник как будто соединил в своем изображении города разные эпохи, культуры и цивилизации. Его всадник мчится сквозь историю, а занесенный меч предупреждает не только о непрочности всего, созданного человеком, но и о заслуженной каре за неправедные деяния.
Искусство Рериха и Чюрлёниса неотделимо от их взглядов на жизнь, от их философии. По словам Шапошниковой, искусствоведческие мерки применительно к ним слишком малы. Оба художника начинали свой путь как символисты, но в определенный момент их искусство вышло за пределы символизма в реальность другого измерения, более тонкого состояния материи. Те, кто пытается отделить их творчество от философских взглядов, в особенности это касается Рериха, рискуют трактовать их работы весьма поверхностно. Поэтому термин «космизм» можно встретить далеко не во всех исследованиях, посвященных этим художникам. А ведь Рериха и Чюрлёниса можно назвать первыми художниками-космистами. В этом направлении философии и искусства Космос мыслится живым, одухотворенным, пронизывающим в том числе и пространство нашей планеты, а вселенские законы – действующими как наверху, так и внизу.
Можно говорить о космизме как о непосредственном проникновении творческой мысли теурга в глубины космоса, как, например, сказано в прекрасной книге литовского поэта Э.Межелайтиса «Мир Чюрлёниса»: «Творец, вознамерившийся заново создать мир, должен был взглянуть на него со стороны, облететь вокруг земного шара, подняться в космическое пространство, в туманности галактик. Творец должен был увидеть объект своего творчества. Он интуитивно предвидел приход новой космической эры. Он понял, что изменится взгляд человека на его собственную планету и на чужие планеты в бесконечных просторах Вселенной. Нет другого художника, который бы так реально, так осязаемо чувствовал романтику космоса» [2, с. 22]. Но это была не просто романтика космоса, это был живой, одухотворенный Космос, проступивший в картинах Чюрлёниса сквозь плотные слои материи. Говоря словами Рериха, это «не тот недосягаемый Космос, перед которым только морщат лоб профессора, но тот великий и простой, входящий во всю нашу жизнь, творящий горы, зажигающий миры-звезды на всех неисчисленных планах» [4, с. 13].
Мы хорошо помним восторженный отзыв Юрия Гагарина о «неописуемой цветовой гамме», которая предстала ему при виде Земли с орбиты, – «как на полотнах Рериха» [1, с. 90]. Сам Николай Константинович писал о необходимости «перейти от ступени нашего современного глаза к ощущению космической правды» [1, с. 94]. Этой космической правдой цвета и света наполнены его работы. Именно невероятные краски Рериха в первую очередь выделяют его среди других художников. И это не было самоцелью или задуманным новаторством, это стало запечатленным свидетельством о явлениях высокого порядка, существующих в реальности.
Явление космизма в творчестве Н.К.Рериха подробно рассмотрено в замечательной книге Евгения Маточкина «Космос Леонардо до Винчи и Николая Рериха». Хочется привести цитату, необыкновенно точно отражающую суть этого явления: «В своих полотнах Рерих одинаково живописует и мерцание звезд, и одухотворенные облики Христа и Матери Мира. Исходящее от них свечение уподобляется в цветовом и фактурном отношениях столбам полярных сияний. Свет ауры и свет космический на его полотнах одной природы, и потому святые воспринимаются посланниками космоса, а космический свет – заряженным духовным началом. В самой этой огненной стихии Рерих как бы соединяет материальное и духовное, и потому его герои воспринимаются как молчаливые горные гиганты, а светящиеся горы смотрятся как нечто одухотворенное и по-человечески значительное» [1, с. 97].
Рериха называют певцом гор. Мы знаем, какое невероятное количество картин написано им в Гималаях, в том числе во время Центрально-Азиатской экспедиции. И это не только живописный дневник путешествий, это работы, насыщенные мощнейшей энергетикой того пространства, где они создавались, и энергетикой самого художника. Горы – мир духовного космоса, символ восхождения духа. На полотнах Н.К.Рериха часто именно в горах происходят важные события истории человечества.
У Чюрлёниса есть триптих «Мой путь», в нем много загадочного (как, например, центральная часть). Но ясно видно, что те края, куда направляет свой путь художник, – это прекрасные белые вершины. Многие свои картины-видения он пишет так, как будто смотрит с огромной высоты: то ли птичьего полета, то ли горных вершин. В конце притчи о скамейке для вестников Чюрлёнис говорит: «…И я пошел дальше, и глядел с высоких башен» [7, с. 280]. Ромена Роллана поразила эта композиционная черта его картин: «Вид бескрайних далей, открывающихся не то с какой-то башни, не то с очень высокой стены» [10, с. 144].
Эти архетипические символы, характерные для всех мировых культур, – гора, пирамида, храм, зиккурат, ступа и т.д. – присутствуют на многих картинах Чюрлёниса: «Сказка о замке», «Путешествие королевны», «Соната пирамид».
Сама природа на картинах Рериха и Чюрлёниса часто предстает одухотворенной. Очертания гор, облаков, деревьев напоминают исполинские фигуры. Например, у Н.К.Рериха – «Воин Света», «Стражи ночи», «Дозорный» («Ледяной сфинкс»). У М.К.Чюрлёниса – «Путешествие королевича», «Гора», «Ночь».
Одним словом, на полотнах художников оживало и дышало то, что Л.В.Шапошникова назвала «присутствие Тайны и высокой Красоты».
И, наверное, никто из художников никогда не писал так достоверно с точки зрения тонкой реальности образы Высших Водителей человечества, светлых сущностей и Космических Иерархов. У Чюрлёниса – это многочисленные ангелы и Rex’ы (короли). Примеры: «Соната звезд», «Прелюд ангела», «Рай». Образы Rex’ов: сам Бог-Творец (из цикла «Сотворение мира»), «Вечность». О его последнем Rex’е скажем позднее.
Не могу не упомянуть об особом персонаже картин Чюрлёниса – Солнце. Солнце, которое он любил бесконечно, ведь только благодаря его животворящим лучам существует жизнь. Солнцу он посвятил одну из прекраснейших своих Сонат (а также 2 ч. «Сонаты пирамид»). В триптихе «Rex» образ Высокой Сущности словно олицетворяет Космического Солнечного Иерарха.
У Рериха это святые, в начале творческого пути художника схожие с иконописными образами (например, святые Борис и Глеб). В знаменитой серии «Знамена Востока» Рерих запечатлел Великих Учителей человечества, основателей религий, философий, святых и подвижников. Можно привести множество примеров. Среди них выделяется картина огромного духовного значения – триптих «Fiat Rex», где Н.К.Рерих изобразил Великого Гималайского Махатму М.
Здесь в сопоставлении творчества двух художников мы подошли к той точке, где нельзя не сказать об одном существенном отличии. Если Чюрлёнис непостижимым даже для самого себя образом прозревал иную реальность, что открывалась его духовному взору, то Рерих физически соприкоснулся с тем, казалось бы, сказочным миром, что оживает на его полотнах, а на самом деле не менее реален, чем наш привычный мир. Здесь – еще один феномен Николая Константиновича: его сотрудничество с супругой Еленой Ивановной.
Мы помним знаменитые слова художника о том, что под его картинами должно бы стоять два имени – мужское и женское. Сохранились письма Н.К.Рериха, из которых понятно, как еще до воссоединения они мечтали быть вместе и в жизни, и в творчестве. В итоге их союз стал уникальным явлением: «Единых тайн двугласные уста», говоря словами Вячеслава Иванова [8, с. 16]. Творцы космической эволюции избрали их союз для ее воплощения на нашей планете.
В жизни Чюрлёниса тоже была вдохновительница, о которой он долго мечтал, а затем произошла встреча с Софией Кимантайте. Эту картину «Дружба» он написал задолго до встречи. «Помнишь, какой шар света ты принесла мне тогда, когда я еще не знал тебя?» [7, с. 289]. Художник мечтал о долгой счастливой жизни, наполненной совместным творчеством, чтением, путешествиями и познанием тайн мироздания: «Я вижу, как горят твои светлые глаза, как мысль твоя летит метеором, и, ощущая бескрайнюю радость, свято, твердо верю, что серость, жалкая проза никогда не проникнут в наш Дом. Ты будешь оберегать наш Алтарь, ты, чудесная моя Жрица! Вся наша жизнь сгорит на жертвеннике Вечного и Всемогущего искусства. И скажи – разве не мы самые счастливые люди на свете?» [7, с. 291].
Так в самом высоком сотворчестве двух начал на нашу планету спускалось новое Откровение о Высшей Космической Реальности. Жизненные пути двух художников были совершенно разными. Мы знаем о грандиозной деятельности Н.К.Рериха, которую невозможно переоценить. И если одной из его задач было показать миру земную реальность, одухотворённую сиянием материи более высокого плана, создать живописное свидетельство Учения Живой Этики, то задачей М.К.Чюрлёниса было – через тайну, загадку, необычность дать людям прикоснуться к мирам иных измерений, через полет фантазии пробудить дух человека.
Последним посланием художников миру стали работы «Приказ Учителя» и «Rex». До последнего вдоха хранил Николай Константинович священную связь со своим Высшим Водителем. А Микалоюс Константинас Чюрлёнис незадолго до своего трагического ухода с земного плана оставил миру послание, которое, по мнению некоторых исследователей, когда-нибудь будет расшифровано не только философски, но и научно.
Есть у Чюрлёниса удивительная картина – «Жертва». В книге «Мир Огненный» сказано: «Кто же берет на себя жертвенный труд? Тот, кто заменяет Силы Небесные на Земле. Тот, кто знает огненный культ самоотречения. Тот, кто знает Космическое Служение. <…> Жертвенный труд есть венец духа» [3, § 59]. Без сомнения, труд Чюрлёниса во имя будущего носил именно такой, жертвенный характер. Именно это невероятное напряжение всех душевных сил так рано оборвало его жизненный путь. Л.В.Шапошникова писала, что Серебряный век, со всеми его культурными накоплениями, был необходимой предтечей всего того, что потом свершили Е.И. и Н.К.Рерихи. В том числе и Чюрлёнис, в бедной чердачной комнатке в Санкт-Петербурге прозревавший иные миры, своим устремленным духом прокладывал дорогу будущим прозрениям Рериха, формируя пространство для вхождения в мир философии Космической.
Литература.
1. Маточкин Е.П. Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха: художественные параллели. Самара: Издательский дом «Агни», 2002.
2. Межелайтис Э. Мир Чюрлёниса // Чюрлёнис. М.: Искусство, 1971.
3. Живая Этика. Мир Огненный. Ч. III.
4. Рерих Н.К. Пути благословения. Нью-Йорк: Алатас, 1924.
5. Рерих Н.К. Цветы Мории // Рерих Н.К. Знак эры / Сост. Н.Ковалева. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.
6. Рерих Н.К. Чюрлянис // Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 2. М.: Международный Центр Рерихов, 2000.
7. Розинер Ф. Искусство Чюрлёниса. М.: Терра, 1992.
8. Шапошникова Л.В. Держава Рериха // Шапошникова Л.В. Вестники Космической эволюции. В 2 т. Т. 2. М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2012.
9. Шапошникова Л.В. Метаисторическая живопись Н.К.Рериха. М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2013.
10. Эткинд М.Г. Мир как большая симфония. Л.: Искусство, 1970.
 
Примечание: доклад был представлен на Международных онлайн-чтениях в рамках фестиваля «Рерих и Чюрленис. Космизм в творчестве»
https://icr.su/
*****************
Материалы из Сети подготовил Вд.Назаров
Нефтеюганск
29 января 2022 года.


Рецензии