Размышление о Евангелии от Иоанна, глава 26

http://proza.ru/2022/01/27/710

О главе 19 Евангелия

После требований  толпы отпустить разбойника Варраву вместо Иисуса Христа, Пилат продолжил допрос, приказав воинам бить Иисуса, очевидно, с  той целью, чтобы Он признался в  незаконном намерении стать   царем Израиля,  которое Ему приписывали иудеи. 
И воины стали издеваться над Ним, бить и унижать  Его. Они сплели венец из колючего терна и надели  Ему на голову, потом одели Его в красное полотнище, как бы в царскую мантию, и смеялись над Ним, приговаривая:  «радуйся, Царь Иудейский!» И били Его по щекам.
Иисус молчал, терпеливо снося  их злобные издевательства.
 Через какое-то время Пилат, понимая,  что Иисус ни в чем не виновен,  опять вышел   к иудеям и сказал им:
 «вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины.»

К озлобленной возбужденной толпе  вышел Иисус, измученный и израненный, в терновом  венце и в багрянице, ( то есть, в красном полотнище, очевидно, то был  плащ кого-то из  воинов)
Возможно, Пилат надеялся, что иудеи удовлетворятся  видом избитого Иисуса в нелепом плаще и жутком терновом  венце, - они успокоятся, решив, что Он уже  получил то, что по их мнению, заслуживал.

И вот, Иисус вышел к ним. Внутреннее достоинство прослеживалось в Его походке и взгляде, было заметно, что  Он не испытывал  никакого страха, Его лицо было совершенно  спокойным. Обратившись к толпе  Пилат сказал: «се, Человек!»
По всей видимости, он восхищался Им.
Но, увидев  своего заклятого врага, первосвященники и их служители  сразу же яростно закричали: «распни, распни Его!»
Увы, они ненавидели Христа всем сердцем и душой.

 Пилату чрезвычайно не хотелось отдавать воинам приказ распять Иисуса, который, без сомнения, был  симпатичен ему, к тому же, он не находил никакого преступления в том, что Иисус рассказывал людям некое новое учение, о котором сам римский префект  практически ничего еще  не знал. А больше  Иисусу, как  он уже понял, и нечего было  предъявить, по существу.

Первосвященники сказали Пилату:
 «мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.»

По всей видимости , они ссылались на этот закон:

Втор.13- 5 « А пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и так истреби зло из среды себя.»

Втор.18-20 «Но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти.»

Услышав о том, что Иисус называет Себя Сыном Божьим, Пилат еще больше расстроился.
 Как известно, в те времена в Риме поклонялись различным богам, богиням, полубогам, их детям и пр., стало быть,  по  религиозным воззрениям римляне могли  допустить  явление сына  одного из богов в облике человека.

Пилат снова вошел в преторию, приказав ввести туда Иисуса. Он  обратился к Нему с вопросом:
 «откуда Ты?»   
Иисус молчал, Он не хотел говорить с Понтием Пилатом о высшем мире, из которого Святой Дух  Христа  сошел  в плоть земного Человека. Он желал, чтобы все произошло так, как было задумано Отцом и Им Самим,-  чтобы Пилат  отдал именно тот приказ, который должен был отдать.
Пилат  упрекнул Его:
 «мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?»

По всей видимости,  где-то в душе он  надеялся, что Иисус расскажет  ему  о Себе, благодаря чему отыщется какой-нибудь весомый повод освободить Его от  смертной казни,  вопреки желаниям иудеев.
Иисус сказал:
 «ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.»

Выходит, именно в этом состояло предназначение Пилата – по наущению иудейских первосвященников  отдать на смерть  Единородного Божьего Сына, посланного  в мир Отцом, за то, что Он принес людям истину.
Увы, судьба Понтия Пилата была таковой, что из всех рожденных на земле  лично  он должен был исполнить это несказанно кощунственное  дело,  которое, между тем, приводило в итоге весь  мир ко спасению.

Несомненно,  Пилат был грешен, как грешен был Иуда, совершивший предательство, но Пилат был не настолько грешен, как он: Иуда по  душевному желанию осуществил предательство, из-за зависти и алчности он предал своего Учителя, а Пилат не хотел и не собирался казнить Иисуса. Иудеи  заставили его это сделать, они давили на него, а точнее, как будет сказано далее, на его  зависимость  от кесаря.  Пилат боялся потерять должность, а вместе с нею, власть и положение в обществе, которые она приносила.
В сущности, грех Пилата исходил  из его страха стать неугодным начальству, но сам по себе он не желал зла Иисусу. Иудеи же, в отличие от него,   лично пылали  ненавистью к Иисусу Христу.

Услышав ответ Иисуса, Пилат, не желая брать на душу столь тяжкий грех, еще сильнее захотел  отпустить Его.
 Снова он вышел к иудеям, и стал  убеждать их не требовать смерти Иисуса, вины которого он так и не нашел.
Но иудеи кричали ему в ответ:
 «если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю.»
Стало быть, они угрожали ему сообщить кесарю, что он отпустил человека, который пытался поднять народ на восстание с целью захвата власти в Иудее, провинции Рима.
И Пилат испугался, он  поддался иудеям, не  желая стать врагом кесарю. Видимо, личная выгода была гораздо  важнее ему, чем свершение справедливого и честного суда во что бы то ни стало.

После тех их слов он приказал распять Иисуса Христа.
 И вот он сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. (1)
Тогда была пятница, время около 6 часов вечера, перед самым праздником иудейской  Пасхи.
Наверное, Пилат  все еще питал слабую надежду как-то уговорить первосвященников отказаться от расправы над Иисусом. Он опять  сказал им:
 «се, Царь ваш!»  - имея в виду, что Иисус великий человек, достойный быть у них  царем.
 Они же снова исступленно закричали: «возьми, возьми, распни Его»!
Пилат укорил их: «Царя ли вашего распну?»

Однако, все его попытки  их образумить остались безрезультатными, первосвященники и фарисеи  всей душой жаждали убийства Иисуса Христа.
Они ответили Пилату:
«нет у нас царя, кроме кесаря», - тем самым напомнив ему, что кесарь будет очень недоволен им через их жалобу.

После того, исполняя  желание иудеев, Пилат  отдал Иисуса на распятие.
И неся свой крест, Иисус  пришел на место, название которому Лобное, по-еврейски Голгофа.
Там распяли Его,  крест Его стоял посередине, а по бокам от Него были распяты два других  человека.
Ясно осознавая, что он только что приказал распять невиновного, Понтий Пилат будто бы тяжелый камень  взвалил  себе на сердце, и чтобы хоть как-то смягчить этот страшный груз, он написал на Его кресте:
«Иисус Назорей, Царь Иудейский».
Он был  убежден, что  предал смерти великого  Человека, который по сути являлся духовным  учителем, Царем, учившим иудеев  жить праведно и справедливо.

Место, где был распят Иисус, находилось недалеко от города, и  многие идущие по дороге в город, или из города, видели крест Его и  надпись на кресте. Пилат написал  ту надпись на трех языках – на еврейском, греческом и римском.
Первосвященники прочли ее и сказали Пилату:
«не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский.»
Они хотели, чтобы Пилат написал, что Иисус самозванец, пытавшийся  стать  царем Израиля.
 Даже на Его кресте они стремились оставить свою ложь, чтобы люди, прочитавшие ее, возмущались бы  преступлением, которое на самом деле Он не совершал. 
Но Пилат ответил им:
 «что я написал, то написал.»
Хоть в этом он отстоял перед ними свое мнение.
 
Воины же  после того, как распяли Иисуса, поделили Его одежду между собой, на четыре части, а хитон (2) они не могли разорвать на части, так как он был соткан сверху целым куском, поэтому они бросили о нем жребий, кому достанется.
 
Все это происходило по пророчеству в Писаниях  о приходе Христа:
 «разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий.» 
 Отец Небесный исполнил все пророчества в иудейских Писаниях о пришествии к ним Его Сына, чтобы они поверили в Него, но веру  обрели лишь немногие из них.

Невдалеке от креста стояли мать Иисуса, сестра Ее, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
Эти три женщины настолько сильно любили Его, что несмотря на великую опасность быть уличенными в заговоре с Ним против иудейской власти, они оставались до самого конца возле Него.
 Горестный удар в самое  сердце не сломил их, они устояли, веря в Иисуса, веря в Его слово, что Он воскреснет и  придет к ним опять.
 
Глядя на них с креста,  Иисус сказал Своей Матери, кивнув на любимого ученика: «Жено! се, сын Твой.»
А ученику тому сказал: «се, Матерь твоя!»
С того времени  ученик тот взял Мать Иисуса к себе и заботился о Ней до последних ее дней.
 
Проявив заботу о Матери, Иисус, зная, что уже все свершилось, (да сбудется Писание), сказал: «Жажду.»
Воины, наполнив губку уксусом и наложив ее на иссоп ( иссоп -душистая трава)  поднесли ее к устам Его. Испив уксуса, Иисус произнес:
 «совершилось!» 
И преклонив голову, Он сделал последний вздох.

Как уже говорилось выше, тогда была пятница, перед днем иудейской Пасхи, а по закону иудейскому нельзя было, чтобы  тела казненных висели  на крестах в великую субботу.
Иудеи попросили Пилата, чтобы он приказал снять тела еще живых казненных с крестов, предварительно перебив им голени, чтобы они не смогли  выжить и уйти. 
Пришли воины, они перебили голени у двух распятых рядом с Иисусом и сняли их с крестов.
 Когда же они подошли к Иисусу, чтобы и у Него перебить голени, то  увидели, что Он уже мертв.  Чтобы убедиться в Его смерти, один из воинов пронзил копьем Ему ребра, и  из раны от копья истекла сразу же кровь и вода, - было видно, что Он действительно мертв.
За теми их действиями внимательно наблюдал один свидетель, -  это был Его любимый ученик, который написал в Евангелии такие слова:
«И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.»
Таким образом, все произошло в подтверждение Писаний о приходе Христа: «кость Его да не сокрушится.»
И    в другом месте сказано:  «воззрят на Того, Которого пронзили.»

После того пришел Иосиф из Аримафеи ,  ученик Иисуса, но скрывающийся  из-за страха перед иудеями. Он просил Пилата позволить ему снять  с креста тело Иисуса для  погребения. Пилат позволил. Иосиф снял тело.
Пришел Никодим, тот самый, который когда-то приходил  к Иисусу ночью, тоже скрытно от своих коллег, фарисеев. Он принес состав из смирны и алоя, около ста литров.
 Они вдвоем взяли тело Иисуса,  обвили Его пеленами с благовониями по иудейской традиции, и положили Его в новый гроб, то есть,  в пещеру, которая была  приготовлена  в саду для погребения кого-то, и еще ни разу не была использована.  Тело Иисуса положили  в нее временно,  пока не закончится  Пасха, потому что пещера находилась  близко от того ужасного места.

1. Гаввафа (возм., происходит от евр. габбахат, "лысина", или от арам. габбета, "возвышение", "высота"), каменный помост (греч. литостротон), находившийся рядом с преторией (резиденцией наместника) Пилата в Иерусалиме (Википедия)
2. Хитон  - у древних греков: род одежды в виде отреза  ткани, носимой на правом боку и скрепленной на левом плече

Продолжение следует

http://proza.ru/2022/02/02/1582


Рецензии