Стачка. 1905 год. Борис Савинков

Александру Аникину

"15 января 1905. Москва
Друг мой, как было мне отрадно получить милое письмо твоё, спасибо тебе от души за все добрые слова твои. Да, невыразимо тяжёлые дни приходится переживать! должен сознаться, что я и не воображал, что мы можем дожить до подобных безобразий. Конечно, не быть причастным к преступному, безумному шатанию бывшего моего министерства - чувство скорее облегчительное, но всё же сердце (не камень) кровью обливается при виде всего творимого в Москве, начиная от губернского земства с Кн[язем] Трубецким во главе и кончая городской думой с Кн[язем] Голицыным!
Мы перебрались из Нескучного в Николаевский дв[орец], чтобы мне быть более в центре для всех моих военных распоряжений на время стачек; приходится по нескольку раз в день вызывать то одного, то другого, и быть в постоянных сношениях с градоначальником, что на краю города крайне затруднительно. Мы ведь с большим сожалением совсем покинули милый ген[ерал-]губ[ернаторский] дом, где я себя более не считаю вправе жить. Думаем на Пасху туда поехать на несколько дней, чтобы при себе убрать и уложить всё накопившееся за 14 лет имущество; возня немалая.
Что касается стачек и забастовок здесь, то пока они идут вяло, т. е. забастует какая-нибудь фабрика, то на другой день снова действует, а другая забастует, и так всё время. Но вот тут-то являются полезными военные меры предупреждения и охранения - чем я теперь и занят, чтобы избежать кровавого столкновения с войсками! Ты понимаешь, что это мой кошмар - надеюсь, Господь поможет. Правда, рабочие и фабричные в Москве представляют элемент менее податливый революционной пропаганде, ибо я старался для них сделать всё, что мог в эти 4 года, устраивая кассы самопомощи, разрешая собрания в народных домах общ[ества] трезвости и целый ряд лекций в разных аудиториях, куда часто и сам ездил. Разумеется, это всё [слово нрзб.] - я себе не делаю никаких иллюзий!! и каждую минуту может вспыхнуть пожар ужасный.
Я так рад, если моя милая крестница осталась довольна моим скромным подарком. Постараюсь соединить любящие сердца поруч[ика] Сурина и девицы Дрягаловой. О Цицовиче постараюсь не забыть!!
До свиданья, друг мой. Обнимаю вас обоих нежно, и жена тоже. Храни тебя Господь!
Твой Сергей " - письмо Николаю II Великого князя Сергея Александровича.


Рецензии