Почему не канонизировали Павла Флоренского?

Павел Александрович Флоренский (9 (21) января 1882, Евлах,  — 8 декабря 1937, Соловки) — священник Русской православной церкви, богослов, религиозный философ, поэт, учёный, инженер. https://ru.wikipedia.org/wiki/...


140 лет со дня рождения Павла Флоренского.
Немного о том каким был философом и учёным Павел Флоренский, якобы рассчитавший математически систему стыковки на орбите космических аппаратов, космическую возвратную систему пилотирования "Буран" с погрешностью в координатах приземления в полметра (со слов предпринимателя, из фармацевтической отрасли В.П. Тихонова, предположительно - родственника или мужа Марии Тихоновой, возглавляющей Фонд наследия Павла Флоренского). Эта информация прозвучала из его уст со сцены ДК Гагарина в Сергиевом Посаде 28 января 2022 г.

В противовес сказанному Тихоновым приведу иного рода информацию.

Вначале о философской доктрине.
Знаменитая работа Павла Флоренского «Идеальное „государство будущего“ в изображении философа — это тоталитарная диктатура с совершенной организацией и системой контроля, наглухо замкнутая от внешнего мира. Флоренский обозначает её черты в своем сочинении „Предполагаемое государственное устройство в будущем“ — этатистской, антииндивидуалистической утопии, принадлежащей к традиции „Государства“ Платона и „Города Солнца“ Кампанеллы… Попытки Флоренского заново „зачаровать“ и мифологизировать мир представляются шутовством — когда он защищает геоцентрическую картину мира или стремится точно обозначить границу между небом и Землей; они раздражают — когда он поносит культуру Ренессанса или философию Канта; и они делаются опасными и негуманными— когда он находит носителей для сил хаоса, для союзников антихриста и для универсального, абсолютного врага, усматривая при этом благо в тоталитарной политической религии. Флоренский кажется его сегодняшним почитателям „самым светоносным представителем русской духовной жизни“. Напротив того, Николай Бердяев называл его „рафинированным реакционером“ и был в этом прав, о чем свидетельствуют приведенные примеры». Михаэль Хагемейстер, немецкий историк.

Некоторые авторы (А. А. Андрюшко) оспаривали авторство Флоренского, настаивая на том, что рукопись создана в заключении. Магистр истории, священник Дмитрий Гусев считает авторство сознательным, позиционным и бесспорным по следующим причинам:

«Текст изобилует конкретными примерами, в которых однозначно проглядываются ссылки на опыт Флоренского (командировки, знакомство с некоторыми областями практики);
Основные положения текста базируются на методологии „реального идеализма“, разработанной Флоренским в предыдущие годы (понятие „идеи“ как единого во многом, ценностная акцентировка на конкретный материал, проблема воспроизводства жизни и др.);
Текст в ничтожной доле связан с вымышленной следствием программой „Партии возрождения России“, по многим положениям ей противоречит (например, в вопросе интервенции Германии, о восстановлении монархии и опоре на Русскую православную церковь);
В тексте излагается проект политической реформы Советского Союза. При этом предложения по ряду сфер делаются предельно конкретно и таким образом, что могли быть озвучены в свободных условиях, поскольку не содержат ничего крамольного (например, очень подробно описан подход к образовательной политике, организации научных исследований и развитию сельского хозяйства), более того, соответствуют общим принципам мировоззрения Флоренского;
Жанр текста — проектная записка, стиль в большей части свободный; в некоторых фрагментах видно, что автор излагает многие ранее обдуманные мысли».
«Записка» была передана семье Флоренского московским управлением КГБ в 1990 году, а затем опубликована в журнале «Литературная учёба».
Итак, подытожим: Находясь в заключении, Флоренский написал записку «Предполагаемое государственное устройство в будущем». Наилучшим государственным устройством Флоренский полагал диктатуру, изолированную от внешнего мира. Возглавлять такую диктатуру должен вождь с выдающимися волевыми качествами. Переходной, несовершенной стадией в движении к такому вождю Флоренский считал Адольфа Гитлера и Бенито Муссолини.

Что касается его астрологических и астрофизических познаний.
Ссылаясь на «Божественную комедию» Данте, Флоренский выступает против гелиоцентрической системы Коперника. Интерпретирует опыт Майкельсона — Морли как доказательство неподвижности Земли. (Гелиоцентрическая система мира (гелиоцентризм) (от др.-греч. — солнце и лат. centrum — центр) — представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращаются Земля и другие планеты. Возникла в противовес геоцентрической системе мира в античности, но получила широкое распространение в XVI—XVII веках). Флоренский объявляет «пресловутый опыт Фуко» принципиально бездоказательным. Комментируя специальную теорию относительности Эйнштейна, Флоренский приходит к выводу, что за пределом скорости света начинается нефизический «тот свет». Этот потусторонний мир мнимых величин даёт описание высшей вечной реальности. Исходя из геоцентрической системы, Флоренский рассчитывает расстояние до этого мира как расстояние, при котором тело, обращающееся вокруг Земли за один день, будет двигаться со скоростью света. Интерес к космологической модели древности является одной из характерных особенностей современной Флоренскому исторической науки, большое внимание уделявшей морфологии пространства-времени первобытных культур, Античности и Средних веков.
Итак, у Флоренского Солнце и другие планеты вращались вокруг Земли. Что он там с точностью в полметра мог рассчитать?

С.П. Королёв тоже был в заключении, но его не расстреляли за научные труды, он запустил Гагарина в Космос.

Антисемитизм Флоренского

В 1913 году в Киеве суд рассматривал обвинение еврея Менахема Бейлиса в ритуальном убийстве 12-летнего ученика Киево-Софийского духовного училища Андрея Ющинского. Не сомневаясь в существовании практики ритуальных убийств у евреев, Флоренский направил Василию Розанову для анонимной публикации статьи «Проф. Д. А. Хвольсон о ритуальных убийствах» и «Иудеи и судьба христиан». Розанов включил обе статьи в книгу «Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови» в виде приложения. Ученик Флоренского Алексей Лосев утверждал в рукописи, изъятой цензурой из «Диалектики мифа», что по замыслу Божию в итоге евреи «спасутся все», хотя и рассматривал иудаизм как религию пустоты — материализм.
Мать Павла Флоренского - армянская еврейка - Ольга (Саломэ) Павловна Сапарова (Сапарьян; 25.3.1859—1951) принадлежала к культурной семье, происходившей из древнего рода карабахских армян. Бабушка была из рода Паатовых (Пааташвили) в городе Сигнахи.
Внутуривидовые войны?

В википедии также значится, что Флореский повлиял на мировоззрение таких церковных деятелей и писателей как Лосев, Фудель, Мень.
Источник информации: https://ru.wikipedia.org/wiki/,_


Фармафирма ДИОД, гендиректор Тихонов В.П. Публичное акционерное общество Завод экологической техники и экопитания «ДИОД» -российский разработчик и производитель натуральных нелекарственных и лекарственных препаратов, лечебной активной косметики, медицинской и экологической техники, инновационных субстанций, направленных на профилактику и лечение социально-значимых заболеваний.
https://www.inpharm.ru/katalog-proizvoditeley/diod.html
https://checko.ru/company/pao-diod-1027739005062


Рецензии
Ладно бы только антисемитизм, но в работе «Предполагаемое государственное устройство в будущем» Флоренской одобрял диктатуру Гитлера и Муссолини.
Сторонник тоталитарной диктатуры! Какая уж тут канонизация...

Дмитриев   29.01.2022 21:29     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.