Там, где кончаются слова, начинается музыка

Они поднялись по главной лестнице
"одного из лучших мест на земле"1.
Взглянули на многочисленные портреты великих композиторов
в Бетховенском фойе.
Здесь выступали известные музыканты ХIX века:
Ференц Лист, Гектор Берлиоз, Рихард Вагнер,
Густав Малер, Антон Григорьевич Рубинштейн,
и многие другие.
И здесь же впервые прозвучали многие сочинения
классиков русской музыки:
Александра Бородина, Модеста Мусоргского,
Петра Чайковского, Николая Римского-Корсакова,
Александра Глазунова..

Взявшись за руки, неспешно прошли
вдоль белых мраморных колонн под
величественными хрустальными люстрами.
Она ненавязчиво и деликатно провела ладонью
по красному бархату стульев,
ощущая особенную атмосферу Большого зала филармонии.

Они заняли центральные места в партере.
Нарядная, респектабельная и, очевидно, богатая публика,
демонстрирующая свою важность остальным (дамы в роскошных нарядах,
с ярким макияжем и драгоценностями,
со своими кавалерами в дорогих костюмах),
оживленно заполняла зал и располагалась на своих местах.
Впрочем, случайных людей в партере не было.
Баловни судьбы и любимцы фортуны, которые приобрели билеты на симфонию,
были слишком проникнуты уважением к прекрасному,
то ли в силу воспитания, то ли врожденного вкуса.

На соседних местах, рядом с ними,
расположилась почтительная и авантажная
немолодая пара. Невысокий и подвижный толстячок,
в сером костюме и в маленьких круглых очках,
пребывал в отличном настроении, поэтому задорно и увлеченно
вел беседу со своей элегантной спутницей
бальзаковского возраста.
Привлекательная дама в ответ кокетливо улыбалась,
изредка заправляя непослушную каштановую прядь волос за ушко.
Ясные голубые глаза добродушного толстячка
светились веселым юмором,
а большой рот с полными губами искренне улыбался
и продолжал:

"А вы слышали историю, в которой
выдающейся исторической личности,
настоящему гению 18го века, удалось блеснуть остроумием?..
Собеседница смущенно покачала головой и с интересом
продолжала его слушать..

"Поклонник: Герр Моцарт, я подумываю начать писать симфонии.
Не могли бы вы подсказать, как мне начать?
Моцарт: Симфония - это очень сложная музыкальная форма.
Начинайте с каких-нибудь простых частушек, и
постепенно усложняя, двигайтесь к симфонии.
Поклонник: Но герр Моцарт, вы начали писать симфонии с 8 лет.
Моцарт: Всё верно. Потому что никогда ни у кого не спрашивал."
 - закончил толстячок, явно довольный собой.
По всей видимости,
они очень хорошо понимали друг друга,
от этого общались свободно и непринужденно,
и с большим удовольствием.
" Амадею Моцарту сочинительство давалось довольно легко.
Его музыка - это рождение гениальной творческой мысли.
Описать этот процесс просто невозможно, он
не поддается вербальному описанию,
каждый проходит свой путь.
И как сказал великий американский композитор:
"Говорить о музыке - все равно, что танцевать об архитектуре.2"
- с философским спокойствием размышляла спутница.

В это время зазвенел третий звонок.
Зал погружался в темноту. Медленно поднимался занавес,
позволяя проникнуть внутрь любопытным взглядам зрителей.
Освещенная сцена предстала во всем великолепии
симфонического оркестра полной величины,
состоящего из 97 музыкантов.

К оркестру выходит дирижёр,
один взмах его руки и как по волшебству начинает
звучать пленительная музыка.
Она словно оживала.

Затаив дыхание, зал завороженно слушал,
как разливает вокруг себя дивный,
изящный, проникновенный и напористый звук примадонны
симфонического оркестра, королева - скрипка.
Своей естественной и безупречной виртуозностью,
она ошеломляет и ведет за собой.
В эти мгновения казалось, что твоя душа подобно цветку
раскрывается вслед за движением смычка и уносится 
в безбрежные и неведомые дали,
ощущая невесомый полет вместе с ней.
Нежно вступают альты. За ними медленно виолончели,
добавляя глубины мелодии.

Звуки становятся все громче.
Музыка звучит все ближе..

Загудели струны контрабаса, то понижая,
то повышая голос, своими низкими и томными нотами,
будто будоражили чувства зрителей.
Вступили духовые. Колоритный тембр
фагота с хрипотцой
и вкрадчиво разливался пространным звучанием,
душу которого понимают лишь истинные романтики.
Бесподобно зазвучали флейты,
увлекая своим волшебным звуком и исполняя
фантастические мелодии из другого мира.
Торжественно грянули литавры и
раскатилась барабанная дробь.
Через некоторое мгновение ясно и чисто
зазвучал весенней капелью мелодичный ксилофон,
взвыл один из тромбонов, за ним вступила валторна,
а потом два крикливых и похожих
на курительную трубку, кларнета.
Добавились звуки поющей густым голосом виолончели,
торжественно гремели тарелки,
гулкие литавры и барабаны.

Симфония никого в зале не оставила равнодушным.
Выступление симфонического оркестра оказало
необыкновенно сильное
эмоциональное воздействие на слушателей, а
сама мысль и душа композитора через время
и пространство воплотилась
в звуки оркестра и жесты дирижера.

Живая музыка - это настоящее.
Это целая Вселенная.
Возможно ли измерить то влияние,
которое она на нас оказывает и ту великую
роль, которую она играет в жизни каждого человека?
Она вдохновляет.
Окрыляет. Успокаивает. Одухотворяет.
Это очень сильный
инструмент воздействия на человека, его чувства,
эмоции и на его сознание. Под ее влиянием мы меняемся,
иногда и не осознавая этого.
Она заряжает энергией для достижения высоких целей.

Ибо.. "Цель музыки - трогать сердца"3.
 
1- литературоведа и писатель Ираклий Андроников.
2- америк. композитор Фрэнк Заппа.
3- нем. композитор Иоганн Себастьян Бах.
 


Рецензии
Здравствуйте, Элиша.
Чудесно передаётся словами обстановка и постепенно при чтении слышится сущая мелодия звуков струн вселенной.

Эд Раджкович   04.02.2022 09:18     Заявить о нарушении
Доброе время!
Благодарю Вас.

Элиша Нестерова   04.02.2022 20:29   Заявить о нарушении