Вторая фантастическая дилогия фёдора бондарчука
Сразу хочу признаться: вторую фантастическую дилогию Фёдора Бондарчука посмотрел совсем недавно, хотя первая её часть «Притяжение» вышла в 2017-м, пять лет назад. Да и «Вторжение» появилось в 2019-м.
Почему так случилось? Сложное у меня отношение к творчеству Фёдора Сергеевича, прямо скажу.
Фильм «9 рота» меня просто потряс. И не только меня – многих моих знакомых. Для страны ТАКОЙ фильм об афганской войне был событием!
«Обитаемый остров», снятый в двух частях тоже впечатлил. Впервые, с советских времён, у нас экранизировали фантастику. Стругацких! О приключениях героя на другой планете, а не о «семье вурдалака» и набивших оскомину «дозорах»! Да и «размашистая» манера Бондарчука, широта панорам, изощренность спецэффектов, тщательность в подборе костюма, грима и т.д. вызывало уважение.
А потом появился «Сталинград». И мне расхотелось смотреть фильмы этого режиссёра. Страдания «бедного гитлеровского вояки», насилующего русскую учительницу и сжигающего заживо еврейку с дочерью меня как-то… «не тронули». Никто не звал на нашу землю этих «паладинов фюрера», насильников и убийц! Какое мне дело до его «сомнений» и «терзаний»? Фильм провалился в прокате и был заслуженно забыт, несмотря на передовую технологию съёмок.
Так что когда вышли «Притяжение», а затем «Вторжение» я не пошёл в кинотеатр. И в Инете их не искал – не хотелось.
Но недавно подумал – а почему бы и нет? Вроде бы эти картины хвалили за спецэффекты? Посмотрел и вынужден был признать: определёнными достоинствами эта дилогия обладает!
Итак, о достоинствах.
Очень здорово показана современная техника и вооружение нашей армии. Авианосец «Кузнецов», истребители «Сухого», вертолёты «Камова», бронеавтомобили «Тигр».
Отличные спецэффекты, потрясающая компьютерная графика. В «Притяжении» они позволяют создать впечатляющую картину падения, получившего повреждение чужого космолёта, на московское Чертанова. Во второй – вообще рисуют жуткую картину «водного апокалипсиса» в центре Москвы.
Действие развивается динамично, затягивающий «экшен», без длиннот и повторов.
И это… и это пожалуй всё, что мне понравилось.
Теперь – «минусы».
Образ полковника Валентина Лебедева (исп. Олег Меньшиков) весьма противоречив. (Кстати, почему у коменданта столицы, который накоротке с вице-премьером (его играет Сергей Гармаш), такой маленький чин? Полковник Управления тыла, которому подчиняются не только войска, находящиеся в Москве, но и спасатели с полицейскими? А где все генералы, которых у нас «как собак нерезанных»? Разбежались?) Поначалу мне он даже понравился. Брутальный мужик, не дуболом – додумался, что посадка корабля была вынужденной, смог «договориться» с пришельцами, и выставить оцепление – во избежание всяческих инциндентов.
А потом? Никого не слушает (в том числе собственную дочь)! Не видит, не слышит и не желает. В открытую заявляет о своём страхе (ты же был уверен, что у пришельцев нет враждебных намерений, тебе их представитель это сам «по-русски сказал» посредством мысле-контакта?). К вам попал предмет, принадлежавший гостям – отдайте его им, может, они без него улететь не смогут?! (Что, кстати, оказалось правдой.) Ухажёр твоей дочки звонит тебе (тебе, от которого ему хотелось бы держаться подальше!), говорит, что это важно. Ты приезжаешь, и видишь, что его «пакуют» в «воронок» (оказался в эпицентре местных беспорядков, а полицейские разбираться долго не стали), так прикажи его отпустить, выслушай, что он хотел тебе сообщить такого важного! Нет – амбиции и эмоции, которых у полковника как у 16-летнего юнца, взяли верх!
Короче, Лебедев, может, и умный мужик, но – изрядный «тормоз». А для военного – это опасное качество.
Дочь Лебедева Юля (её играет Ирина Штаршенбаум) – обычная школьница. Взбалмошная, самоуверенная, обидчивая… Своенравная. Говорят «сиди в машине» - обязательно надо вылезти наружу! Сначала со страху выстрелила в пришельца, потом, когда тот её спас – пожалела, перелила ему свою кровь. Ненавидя (у неё, при падении корабля на Москву погибла подруга), выгнала инопланетянина, но, когда того забрали в полицию – кинулась выручать.
Тут всё нормально и всё «в тему» - молодец Ирина!
Риналь Мухаметов. Играет пришельца Хэкона (Харитона). Тоже попадание «в точку». Восточная внешность, восточный акцент вполне создают впечатление чужеродности. «Не наш», одним словом. (К «восточным мотивам» в теме о пришельцах у Бондарчука я ещё вернусь.)
Артём, ухажёр Юли (исп. Александр Петров). Тут ситуация посложнее. С одной стороны парень вроде и думающий, и не злой (проучил со своими друзьями злого «стрит-трейсера» на иномарке, что пугал людей), но потом, волей режиссёра, превращается в настоящее чудовище, главного зачинщика местных беспорядков и убийцу любимой девушки. Петров, конечно, молодец, играет, старается… Но вот, думается, не для него эта роль! Не для него! У него более «спокойные» роли лучше получаются. С диалогами. Кстати, во «Вторжении», Артём, выживший, но оставшийся инвалидом, смотрится куда более органичное. У него своя правда. Которую он и пытается донести до Хэкона. И Юлю он продолжает любить, спасая её, погибает в финале дилогии, искупая свой «грех».
Сюжет. Тут всё просто. История о «Ромео и Джульетте с разных планет». Недаром, имя героя трагедии Шекспира присутствует в одной из начальных сцен, в разговоре главной героини со своей подругой.
И о ксенофобии. То есть – о боязни «чужаков». Причём мы, русские, здесь показаны ну о-очень отвратительно! Жители московского Чертанова легко поддаются панике. И – внушению. И пофиг, что по воле сценариста и режиссёра их дома разрушены, близкие погибли, а воду приходится получать из передвижных автоцистерн по три литра на семью! ( Создатели фильма явно не заморачивались вопросом: а как решается в окрестных домах, пардон, проблема отхожих мест, ведь там же везде ватерклозеты, а не «био»? И куда дели жителей тех домов, что стоят внутри «зоны оцепления»?)
Между тем Артём с приятелями объявляет пришельцам войну – «Это наша земля!» Он, оказывается, ведёт блог, этот недалёкий гопник с замашками «матёрого любера»! Снимает ролики, разворачивает агитацию в «сетях»… А для борьбы с инопланетными захватчиками ребята собираются использовать… бейсбольные биты! (Ну да, они же россияне! «Тупая вата» и т.п. Не в первый раз у меня закрадывается мысль: а не является ли Фёдор Бондарчук тайным либералом? Несмотря на своё многолетнее членство в ЕР и статус «лица приближенного к президенту»?)
Мы видим, как возникают уличные беспорядки. Настоящий «майдан» со всеми его прелестями! Битва с пришельцами в рукопашную, с помощью бейсбольных бит! (Думаю, если кто из американцев смотрел этот фильм, то животики надорвал от смеха: «Русские варвары только на такое и способны!»
И только Юля Лебедева, влюбившаяся в симпатичного пришельца, да малахольный учитель астрономии с поверившими ему учениками, противостоят всеобщему сумасшествию.
Э-эх! Если Фёдор Сергеевич хотел своим «Притяжением» поднять проблему человеческого отношения к гастрарбайтерам из Средней Азии, то здесь он, пожалуй, ошибся! Не шастают по Черёмушкам и Чертаново молодёжные стаи, типа, как компашка Артёма! Потому что, если бы так было, то «специалисты из Средней Азии и Кавказа» не вели бы себя… хм-м… так «неправильно» по отношению к русским, и москвичам – в частности! Сидели бы тихо, работали, учили русский язык (те, кто приехал в Россию из-за кордона)!
Интересно освещена в этих фильмах и тема Интернета. (Эх, помню времена, когда ещё Горбачёв, будучи генсеком, ратовал «за всеобщую компьютерную грамотность»! А президент Дмитрий Медведев на заседаниях, при корреспондентах (чтобы видели граждане РФ), показывал как заходить в Твиттер!)
В «Притяжении» же соцсети становятся катализатором протеста, «электронным организатором и средством связи» внесистемной оппозиции. Через свой Блог на Ютубе Артём ведёт пропаганду и вербует сторонников. Там же размещает призывы прийти на акции протеста. Словом – обычная технология «цветной революции».
Во «Вторжении» вообще показано, как можно, перехватив информационные потоки, с помощью сфабрикованных фальшивых сообщений парализовать жизнь общества и страны.
Здесь Бондарчук против всевластия «электронных монстров», что немного успокаивает – значит, не совсем либерал.
Есть, конечно, в дилогии и другие «ляпы». Так, по-мелочи. Небольшие заимствования чужих находок. Во втором фильме раненой Юле для выздоровления нужна вода – отсылка к сцене из «Универсального солдата». Только вот момент исцеления нам не показан, да и восторженной зрительницы, как у героя Ван Дамма, здесь не имеется – поэтому эпизод получается «смазанным». Или картина погони телохранителя Ивана за машиной, на которой убегают Хэкон с Юлей. Иван, на мотоцикле, в кожаной куртке и шлеме, несётся во весь опор – сразу вспоминаешь кадры из «Терминатора»!
Ну да ладно, это так – мелкие придирки. В истории искусства таких «заимствований» пруд пруди! Сами американцы тоже «не без греха». В 60-е закупив наш фантастический фильм о полёте на Венеру «Планета бурь» (там ещё молодой Жженов снимался), они, переозвучив, назвали его по-своему, добавив пару сцен и выставив на титрах английские фамилии актёрам!
По сюжету знаменитой картины Куросавы «Семь самураев» сняли свою «Великолепную семёрку». А сюжеты французских фильмов «Её звали Никита», «Леон» и «Четыре холостяка и младенец в люльке» они «передрали» один к одному, даже названия оставили те же!
Индусы, в свою очередь, снимают «своих» «Терминаторов» и «Коммандо». Так сказать, со своей национальной спецификой. Так что…
Атмосфёра. Она в обоих фильмах тяжёлая. Очень. Несмотря на «хэппи-энды» и там, и там. Впечатление от просмотров тягостное, как от американской картины «2012». В «Притяжении» солнце над Москвой светит только в самых начальных сценах и в конце, в остальные два часа стоят пасмурные сумерки, навроде северных «белых ночей». Финал «Вторжения» с его кадрами утопления центра столицы – это вообще «мрак»! Картина безжалостно надвигающихся водяных стен (и снизу, и сверху – с неба!) это такая жуть, что не описать! Интересно, сколько людей должно было захлебнуться, ведь пока Юля «включила свои суперспособности» и выкинула инопланетный корабль в небо, где его расстреляли ракетами, прошло Бог знает сколько времени, а безжалостные водяные стены уже сомкнулись! Слишком долго вода отступала, у кого хватило сил задержать дыхание?
Сцена подводного «полёта» капсулы Хэкона по затопленной Москве тоже «не для слабонервных», особенно, для москвичей. Не знаю, в СМИ не сообщали, но, может, на просмотре кому-нибудь и стало плохо. Не удивлюсь…
А ещё в обоих фильмах, когда показывают местные новости (во «Вторжении» засветился даже Сергей Брилёв в роли самого себя!), настойчивым рефреном звучит «Российские власти препятствуют допуску иностранных представителей к месту падения инопланетного корабля» («Притяжение»), «Российские власти отказываются делиться с другими странами секретами инопланетной технологии» («Вторжение»). Дескать, экие эти русские жадные и вообще плохие! Хуже некуда! Вот добрые американцы, случись у них такое, непременно бы поделились технологическими секретами инопланетян!
Так выходит, Бондарчук, всё-таки, скрытый либерал? Совсем я, однако, запутался!
Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бондарчук,_Фёдор_Сергеевич
https://ru.wikipedia.org/wiki/Притяжение_(фильм,_2017)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Вторжение_(фильм,_2019)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Семь_самураев
Свидетельство о публикации №222012900410