Андреевский кавалер Митрополит Флавиан Городецкий

                Александр Рожинцев

Андреевский кавалер –  Митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий).

Митрополит  Флавиана всей своей душой любил  Россию. Он искренне, безраздельно, по-детски радовался ее радостям  и болел ее страданиями.

Митрополит Киевский и Галицкий  Флавиан, в миру Николай Николаевич  Городецкий, выдающийся русский  Архиерей и монархист, последний  в истории России Митрополит, Высочайше пожалованный Императорским  орденом Святого Апостола Андрея  Первозванного, появился на свет  Божий в 14-й год Царствования  незабвенного Государя Императора  Николая I Павловича (1796-1855), 26 июля (8 августа) 1840 года в городе Орел, в семье дворянина.

Отец будущего Владыки  Николай Городецкий – представитель  старинного дворянского рода Симбирской губернии, выйдя в отставку, поселился  в Орловской губернии.

 На четвёртом году от рождения отрок Николай лишился отца, а  на десятом и  матери. Оставшись  сиротой, он, тем не менее, получил  хорошее домашнее воспитание и образование  в доме глубоко верующей тетушки  своей.

Среднее образование Николай  получил в Орловской гимназии, куда поступил сразу в четвертый  класс в 1853 году.

 

По окончании курса  учения в гимназии, Николай поступил в Императорский Московский Университет  на юридический факультет, где с  большим рвением занялся изучением  юридических наук. Однако глубокая религиозная настроенность, приобретенная  им еще с малых лет в семье  тети и возвышенное стремление послужить  просвещению народа,  побудили Николая, при мысли о своем будущем,  порвать связь с миром и  его греховными влечениями.

А потому в 1861 году на последнем IV  курсе Императорского Московского  Университета неожиданно для многих Николай Городецкий оставил высшую школу и решил  окончательно отдаться служению Христу и Святой Церкви.
В том же году 21-летний Николай  принял решение о пострижении  в иноки.

Будущий монах пешком направился за 90 верст в Николо-Песношский монастырь, что в п. Луговом Дмитровского района Московской епархии, где назначен был на черные послушания при кухне  и трапезной.

 10 (23) декабря 1863 года 23-летний  Николай Городецкий принят был  в число штатных послушников  знаменитого Симонова Успенского  монастыря Москвы, основанного в  1370 году, где выполнял все самые  тяжелые работы, а 23 декабря (5 января) 1864 года посвящен был в  стихарь.

С глубоким христианским смирением  исполнял Николай сначала черные работы, а затем назначен был на высшее послушание в храм, где в  качестве пономаря   обязан был  также следить за чистотой храма  и его утвари, вытирать пыль и  сметать сор.

 В 1866 году Архимандрит Симонова монастыря Гурий (Карпов) (1814-1882)  назначен был настоятелем Русской  Посольской церкви в столице Королевства  Италия г. Рим и предложил послушнику Флавиану  сопровождать его в  качестве частного секретаря.

На 11-м году Царствования славного Государя Императора Александра II Николаевича  «Освободителя» (1818-1881) 17 февраля (2 марта) 1866 года в возрасте 26-ти лет Николай принял постриг  с именем Флавиан ,  в память о  Святом исповеднике Патриархе Цареградском ( V  в.) Флавиане, память которого Церковь  чтит 18 февраля (3 марта), а на следующий  день инок Флавиан рукоположен был  в чин иеродиакона.

Вследствие перерыва сношений Русского правительства с Папским  двором в понтификат Пия IX  (1843-1878) по прошествии полутора месяцев Архимандрит  Гурий и иеродиакон Флавиан оставили Рим и направились в Неаполь, а оттуда в Казань, куда Архимандрит  Гурий назначен был на кафедру  Епископа Чебоксарского, викария Казанской  епархии, с поручением управления Спасо-Преображенским монастырем. Здесь в 1867 году иеродиакон Флавиан зачислен был в число  названной обители и девятого (22) апреля рукоположен был в чин  иеромонаха.

15 (28) февраля 1868 года по  желанию Преосвященного Гурия  в связи с переводом последнего  на Симферопольскую кафедру, иеромонах  Флавиан причислен был к составу братства Таврического Архиерейского дома, где поначалу выполнял он  обязанности духовника, а затем эконома.

Также совершал он Богослужения и требы в Феодоро-Стратилатовской  церкви г. Алушта, состоял с 23 марта (5 апреля) 1871 года инспектором классов  и законоучителем Таврического епархиального  женского училища, где безвозмездно преподавал географию.

16 (29) октября 1873 года Флавиан  получил в управление Бахчисарайский  Успенский скит Таврической епархии,  а шестого (19) июня того же  года назначен был членом Православной  Пекинской Духовной миссии, основанной  Высочайшим Рескриптом Императора  Петра I Алексеевича в июне 1700 года.

 

С Апостольской ревностью  в течение десяти лет проходил Флавиан в языческом Китае  миссионерское служение.

 Прежде всего, с рвением  занялся он изучением китайского языка как разговорного, так и  письменного, исполняя при этом обязанности  священнослужителя миссии.  Затем, по поручению начальника миссии, принял на себя труд перевода на китайский  язык богослужебных книг и книг религиозно-нравственного  содержания, составляя в то же время  и самостоятельные сочинения, полезные для дела миссии.


Иеромонах Флавиан перевел "Указание пути в Царство небесное" Митрополита Московского и Андреевского кавалера Иннокентия (Попова-Вениаминова) (1797-1879), "Краткое изложение христианской веры" духовного писателя и протоиерея Николая Ивановича Волобуева (1833-1894) и другие книги. Им также написано было немало самостоятельных сочинений, в том числе "Объяснение православного  богослужения для китайцев".

Много потрудился иеромонах  Флавиан и над приведением  в порядок оставленных ему  Архимандритом Палладием (Кафаровым) (1817-1878) материалов для китайско-русского словаря, впоследствии изданного, для  чего потребовался год кропотливой  работы. Впоследствии словарь был  издан.

Успеху проповеди иеромонаха Флавиана содействовало отличное знание китайских верований, обычаев и  нравов, продолжительные беседы с  местными жителями.

Православная паства в  Китае увеличивалась с каждым годом и потому второго (15) октября 1879 года по синодальному определению  иеромонах Флавиан назначен был  на должность начальника Пекинской  миссии с возведением в чин  Архимандрита.


Благодаря его стараниям  богослужение стало совершаться  на китайском языке. Для большего успеха миссионерской деятельности Архимандрит Флавиан желал иметь в числе своих сотрудников духовных лиц из местных уроженцев, и в 1882 году  отправился он в Японию к Преосвященному Николаю (Касаткину)  (1836-1912)  для представления китайца к рукоположению в священнический чин.


Десятилетнее миссионерское  служение, полное всяких невзгод и  лишений, утомило, самоотверженного труженика, и 25 октября (7 ноября) 1883 года в виду ослабленного здоровья Архимандрит  Флавиан просил у Святейшего Синода необходимого отдыха и увольнения от службы с причислением в число  братии Свято-Троицкой Александро-Невской  Лавры. Что и было исполнено.

В 1884 году, в третий год  Царствования Государя Императора Александра III Александровича «Миротворца» (1845-1894) по возвращении в Россию, Архимандрит  Флавиан зачислен был в число  братии Свято-Троицкой Александро-Невской  Лавры.

 
20 января (2 февраля) 1885 года  состоялось наречение, а второго  (15) февраля 1885 года и хиротония  Архимандрита Флавиана во Епископа  Аксайского, викария Донской епархии.

 

29 июня (12 июля) 1885 года Преосвященный  Флавиан перемещен был на кафедру  Епископа Люблинского, викария  Холмско-Варшавской епархии.

 

Хорошо узнавший и по достоинству  оценивший его член Святейшего Синода Архиепископ Холмский и Варшавский Леонтий (1822-1893) получил в лице Епископа Флавиана деятельного и энергичного  помощника.

 

В 1891 году Архиепископ Леонтий  Высочайше поставлен был Митрополитом Московским, а 14 (27) декабря того же года последовало Высочайшее назначение Владыки Флавиана Епископом Холмским и Варшавским.

 

Здесь владыка вел борьбу с воинствующим католицизмом, высоко держа хоругвь Вселенского Православия. Его Архипастырские труды и личные качества обратили на себя внимание Верховной  Императорской власти.


На 12-м году мирного Царствования Государя Императора Александра III Александровича 15 (28) мая 1892 года Владыка Флавиан  возведен был в чин Архиепископа с оставлением на кафедре Холмской и Варшавской.

 

В 1895 году Святой Государь Император  Николай II Александрович «Многострадальный» (1868-1918) Высочайше пожаловал Архиепископу Флавиану орден Святого равноапостольного  Великого Князя Владимира II-го класса.

 

14 (27) мая 1896 года Владыка  Высочайше пожалован был Императором  панагией с украшениями.


Дважды в 1892 и 1894 годы Владыка  Флавиан Высочайше почтен был  вызовом в Царствующий град Санкт-Петербург  для присутствия в заседаниях Святейшего Синода.

21 февраля (6 марта) 1898 года  Владыка Флавиан Высочайше утвержден  был Архиепископом Карталинским  и Кахетинским, со званием Экзарха  Грузии.

В Грузии Владыка Флавиан  проявил опытность в решении  трудных вопросов епархиального  управления, доступность и умение выслушать просителя.

 

В том же 1898 году Владыка  Флавиан Высочайше пожалован  бриллиантовым Крестом для ношения  на клобуке и утвержден постоянным членом Святейшего Синода.

 

Высшей Монаршей оценкой  его пастырской деятельности в Грузии явилась Высочайшая грамота, пожалованная шестого (19) мая 1900 года в День рождения Святого Государя Императора Николая II «Многострадального» вместе с  которой Государь пожаловал Владыке  орден Святого благоверного Великого Князя Александра Невского.


Ранее по достоинству оценены  были русским обществом его ученые труды: в 1898-1899 годы Владыка избран был  в почетные члены Казанской и  Санкт-Петербургской Духовных Академий, а в 1902 году – Киевской.


10 (23) ноября 1901 года Владыка  Флавиан Государем Императором  Николаем II Многострадальным назначен  Архиепископом Харьковским и  Ахтырским с оставлением в  звании члена Святейшего Синода.

 

На этой кафедре пробыл Владыка всего четырнадцать месяцев, но и за это недолгое время сделал весьма многое.

 

При нем преобразован был  епархиальный сиротский приют. Усилилась  религиозно-просветительная деятельность духовенства. Возникли проповеднические кружки, открылись пастырские собеседования  во многих пунктах города, учреждено  религиозно-просветительное братство. Владыка Флавиан придавал особенное  значение уставу Церкви, благолепию и  осмысленности в совершении всех служб церковных и треб.


Прилагая заботы о развитии церковно-школьного дела в епархии, Владыка благожелательно относился  и к светской школе, проявляя трогательную заботливость и попечение, о преподающих  и обучающихся. Оказывал он внимание и Харьковскому Университету, участвуя в его торжествах и совершая в  церкви Университета богослужения. Что  касается духовно-учебных заведений, то они пользовались особым его вниманием  и доброжелательством.


Владыка содействовал улучшению  в них учебного и воспитательного  дела, заботился об улучшении их содержания, сокращал излишние по ним  расходы, упорядочил введение в них  строгой отчетности. Часто и усердно  совершал он в храмах богослужения, присутствовал на уроках, экзаменах  и торжественных собраниях духовно-учебных  заведений. По его предложению открыто  было Братство во имя Святой Великомученицы Варвары, имеющее целью оказывать  материальную помощь бедным воспитанницам  епархиального женского училища.


«Пастыри Киевской Церкви! Исполняйтесь духом Святой Христовой  веры! Никогда не забывайте того, что внутренняя сила нашего православия  велика и неисчерпаема. Этой силы достанет на все времена. Исполнившись сами духом  и силою православия, вносите  теплоту и свет его и в среду  вверенной вам от Бога паствы. Больше теплоты, больше сердечности, больше убежденности в вере, пастыри!" .


С восьмого (21) декабря 1902 года владыка Флавиан избран был почетным членом Киевской Духовной Академии.


Третьего (16) февраля 1903 года в День Святых праведных Симеона  Богоприимца и Пророчицы Анны Государь Император Николай II  Многострадальный возвел его в чин Митрополита  Киевского и Галицкого, в Священноархимандриты Киево-Печерской Успенской Лавры, с пожалованием бриллиантового Креста для ношения на митре.


29 августа (11 сентября) 1911 года Владыка Флавиан награжден  был правом предношения Креста  за богослужением.

 
В Высокопреосвященном Флавиане гармонично сочетались образ крупного государственного деятеля и опытного, властного иерарха Русской Православной Церкви.

(Материал из Интернет-сайта).


Рецензии