4. 4. Производить, восстанавливая ресурсы

(Идеология жизни человека в Храме знаний)

В чём разница между производством товаров в глобальной экономической системе и в пространстве разумного образа жизни? Целевой установкой в экономической системе является эффективность вложения денежных средств, в пространстве разумного образа жизни – безотходность технологии и восстановление ресурсов.

В глобальной экономической системе сформировался единый принцип – эффективность вложения денежных средств. Он привёл к излишним производственным мощностям, наполнению торговли разнообразными товарами, созданию мировых компаний. Между ними и национальными предприятиями возникла конкуренция, в которой более успешной всегда будет мировая компания. В ней соединяются контроль над сырьевыми ресурсами, использование автоматизированных технологий и перспективные научные разработки. Их содержание невозможно для более мелких предприятий.

На планете сформировались две материальные системы природная и рукотворная. Особенностью природного пространства являются объективно протекающие процессы на планете, о которых человечество практически ничего не знает. Особенностью рукотворного пространства являются субъективные процессы, определяемые деятельностью многих незнакомых людей. У каждого свои интересы, и нет никаких ориентиров коллективного сознания.

Все виды производств имеют один общий недостаток. В них технологии не замкнуты. В процессе добычи природного сырья, его переработки, использования продукции возникает множество отходов. Производственный цикл не может замыкаться на отходах. При ускорении и увеличении объёмов производства товаров отходы заставят человечество изменить свой жизненный уровень.

Всем жителям планеты необходимо осознать статус производства в своей жизни. В природе никто ничего специально не создаёт, но в ней всё растёт, рождается, живёт и умирает. Чем жизнь человека отличается от природных условий?

Человечество целенаправленно что-то создаёт. Каждый человек треть времени своей жизни проводит дома, треть на улице и треть в производственной деятельности. Ему везде нужны надёжность и гарантии. Дома он имеет возможность влиять на организацию пространства, на улице и на рабочем месте, состояние пространства управляет его действиями. Для всех видов пространств человеку нужны знания и умение ими пользоваться.

Производство для человека или человек для производства? В этом вопросе нет однозначного ответа. Есть жизнь человека, в которой производственная деятельность занимает лишь треть жизненного времени. И есть производство, которому должны соответствовать способности и навыки труда человека.

В современной экономической системе между производством и человеком встраивается «умная» машина, которая требует совершенно иных навыков от человека. В будущем может произойти полное отчуждение человека от производственного процесса.

В этой же системе развиваются научно-исследовательские центры, технополисы и другие виды научно-исследовательской деятельности. Это центры, в которых собираются наиболее талантливые и подготовленные специалисты, которых немного в общей массе живущих людей. Что делать большинству, которое не попадает ни в центры, ни в производство. Остаётся сфера обслуживания, где требования к личным способностям не столь велики.

У человека два вида деятельности: производство и потребление. Между этими полюсами находится точка равновесия. В экономической системе она определяется спросом и предложением. Эта мотивация стала приобретать уродливые формы. Производителям техники не выгодна длительная эксплуатация устройств, фармацевтическим компаниям невыгоден выпуск дешёвых лекарств и т.д. В экономической теории невозможно найти оптимальное решение и убедить людей в его реализации.

В пространстве разумного образа жизни отношение к деятельности человека совершенно иное. Оно выстраивается на понятии «Полезность» труда для человека и производимого товара. Не производство является целью деятельности, а полезность в жизни человека. Это трудно понять в экономической системе отношений, но становится движущей силой в пространстве разумного образа жизни.

Введение понятия «Полезности» для жизни человека разрушает экономическую мотивацию в построении общественной инфраструктуры. Она будет строиться на основе жизнеобеспечивающей корзины, используемой в данных географических, климатических и социальных условий жизни человека. В жизнеобеспечивающую корзину каждым человеком включаются все виды товаров и услуг, которыми пользуется человек. При систематизации каждому товару и услуге устанавливается удельный вес в корзине. Он становится потенциалом производства и потребления данного товара или услуги.

Общее содержание жизнеобеспечивающей корзины отражает потенциал системы производства-потребления, необходимый для реализации в общественной инфраструктуре. Жизнеобеспечивающая корзина создаётся потребностями и желаниями каждого человека. Он голосует за неё ежедневным потреблением самых разных продуктов питания, одежды, всех видов энергии, транспортных средств и т.д. Выполнить учёт и провести систематизацию позволяет современная информационная система. Представление корзины в виде натуральных измерителей материальных продуктов и в их денежном выражении позволяет установить общие ориентиры коллективного сознания.

Отличие этих подходов в том, что в экономической системе всё построено на ценообразовании без учёта организации жизни человека в данных географических, климатических и социальных условий. Во втором подходе приоритетом становится потенциал жизнеобеспечивающей корзины, который создаёт человек для себя и своего ближайшего окружения. Происходит зависимость между вложенным трудом и стоимостью производимого товара или услуги. Система денежного обращения становится совершенной иной.

Взрослому человеку необходим достаток, который устанавливает стабильность в семейном пространстве. Он обеспечивается реализацией умственных, чувственных и физических способностей, открытых в семье. Дилетант всё знает, но ничего не умеет делать. Специалист что-то умеет делать лучше других. Профессионал может делать что-то, что другие делать не могут. Это одна из цепочек общественных ценностей.

Общественные ценности устанавливаются знаниями, умением их использовать в конкретной ситуации. Проблема общественной инфраструктуры заключается в том, что в ней всё определяет целеполагание, знания, стремление, ответственность и обязанности человека, живущего на данной территории. Такого вообще нет в экономической системе отношений.

Всю историю человечество что-то разрушает для того, чтобы что-то построить. В этом бесконечном процессе прослеживается не маловажная тенденция. Люди не принимают в своём сознании высшие достижения в какой-либо деятельности или области знания. Всё подвергается сомнению и перестроению. Люди, проживающие на данной территории, мыслят в пределах своих возможностей, поэтому они, никогда не будут стремиться к обладанию высших мировых достижений.

Информационная система позволяет в любой точке планеты иметь данные о лучших мировых образцах товаров и услуг. Они становятся ориентиром для мышления конкретного человека. Он будет проводить экспертизу свойств предметов, прежде, чем настроит свое мышление на покупку такого товара. В сознании будет происходить постоянный процесс анализа и синтеза возможности использования товаров и услуг. Это мотивация к развитию самообразования и самовоспитания.

Важным признаком в формировании потенциала жизнеобеспечивающей корзины является непрерывность производства и потребления в общественной инфраструктуре. Всё завязывается на ответственность каждого перед каждым. Каждый человек сознаёт свою ответственность за обеспечение жизненного уровня всех. Появляются ориентиры коллективного сознания. Они спровоцируют необходимость общения. В процессе обмена мнениями будет возникать синергетический эффект, приводящий к рациональным и эффективным решениям. Система получает метод управления.

Потенциал жизнеобеспечивающей корзины – это то, что не хватает для формирования рациональной общественной инфраструктуры. В ней заложен общий образ организации жизни человека на данной территории. Все разнообразные виды целеполагания, ценностей жизни и ценностей среды сходятся на полях жизнеобеспечивающей корзины. Это единственный документ, определяющий усилия всех людей от администрации до профессиональных сообществ. Он может стать переходящим от одной администрации до другой. По нему граждане увидят, что происходит с их жизненным уровнем.

Из потенциала местных жизнеобеспечивающих корзин может составляться атлас, раскрывающий потенциал района, города, области и государства в целом в системе производство-потребление. Он будет сформирован от конкретных географических, климатических и социальных условий жизни граждан. Для развития потенциала будут создаваться соответствующие программы развития. Эти программы будут показывать необходимый уровень импорта-экспорта для развития жизненного уровня граждан.

В глобальной экономической системе всё построено от высших достижений к жизненному уровню человека. Целью является пробуждению интереса человека к удовлетворению растущих потребностей. Причем, для обеспечения своих желаний ему нужно где-то заработать деньги, что является неразрешимой проблемой в той же экономической системе. Она похожа на змею, заглотавшую свой хвост.

В случае использования потенциала жизнеобеспечивающей корзины развитие начинается с местных условий жизни. Никто не мешает людям объединяться в предприятия общественной инфраструктуры на добровольных началах. После бартерного обмена наступит период производства излишек, которые можно продавать на сторону без снижения жизненного уровня. Дальнейшее развитие уже будет зависеть от качества местного товара.

Основным преимуществом такого варианта развития системы производство-потребление является вовлечение всех граждан в процесс развития жизненного уровня населения в государстве. Атлас жизнеобеспечивающих корзин станет публичным документом, который позволит уменьшить уровень коррупции, установить стабильный денежный оборот для внутреннего движения товаров, отменить налоговую систему и сделать многие другие преобразования в обществе.

Переход от экономических методов управления к организационным формам требует изменения ориентиров в сознании всех граждан страны. Этого можно достичь только развитием системы самообразования и самовоспитания. Проще жить в экономической среде, где все играют на деньги в мировом казино. Вся надежда на выигрыш. Если не получилось, значит, не судьба. Полная бессмыслица жизни. Это не образ жизни разумного человека. Методики есть в органайзерах проекта ИЖДИС. Проблема только за желанием людей изучать свою жизнь.


Рецензии