Negis, 12 01 am
Трудно заставить себя написать рассказ просто о морских буднях. Американский писатель Ричард Лупофф уже написал что-то в этом роде. “12:01 pm” рассказ назывался, лёг в основу сценария известного фильма “День сурка”. Хотя там ни слова о море. Я же стараюсь вспомнить какой-нибудь жизненный казус, выверт, курьёз. Рутина не интересна.
СРТР “Негис” 1959 года постройки, бортовой номер РИ-9065, позывные UBKR. Название рассказа латинским шрифтом, потому что судно принадлежало Латвийскому колхозу. А конкретные данные — это к тому, что байки и небылицы не пишу, всё было реально. Район промысла — ЮВА, 1987 год. Ловили рыбу у побережья Анголы. С 12:01 am, с первой минуты пополуночи я рулевой матрос. Ещё одни сутки, так похожие на все предыдущие, начали отсчёт времени…
Акустик — очень важная должность на нашем траулере — от него зависела рыбацкая удача. Он колдовал над гидролокатором и коротко командовал то влево, то вправо. Я азартно исполнял эти команды на полном ходу: то полборта влево заложу, то ещё круче вправо. В темноте южной ночи “Негис” метался всеми возможными курсами, пытаясь схватить рыбацкую удачу за хвост, прослушивая море хриплыми импульсами гидролокатора. Ухо акустика пыталось уловить то самое эхо, которое даёт плотный косяк рыбы. Штурман в рубке писал журнал. Ему придётся заступить на руль при замёте, а я пойду скирдовать невод на корму.
Капитан с большой кружкой кофе поднялся на мостик. Это безмолвный сигнал к кофе-тайм. Когда работает акустик, никаких разговоров. Штурман молча поставил по чашке кофе перед акустиком и передо мной.
Полная темнота. Капитан в лобовой иллюминатор наблюдал море. По зелёному свечению морских вод тоже можно судить, где рыба. Я крутил штурвал. На крутых циркуляциях “Негис” кренило не слабо то на один, то на другой борт.
Удар!.. Не так, чтоб ого-го! Скорее ага-га. Все на ногах, по крайней мере.
— ПВУ гидролокатора не двигается, сонар не работает! — нарушил тишину акустик, сняв с головы наушники.
— Стоп машина! — одновременная команда капитана, — свет на палубу!
— Боцмана на палубу! — по судовой трансляции.
Пошли осматривать, что произошло. Догадка возникла сразу, что удар пришёлся на поворотно-выдвижное устройство гидролокатора. Удар обо что? Глубина шестьдесят метров, доложил штурман. Может удар об кого-то?.. Отдраили и открыли люк выгородки гидролокатора. Вся шахта, вертикальное пространство полтора на два метра в плане, в воде. Приняли кубов десять морской воды на борт. Но трюма вокруг шахты сухие, ничего угрожающего жизни нет.
Продолжили промысел. Был ещё один поисковый гидролокатор. Древний, что та окаменелость! Наши замёты стали бестолково частыми, менее уловистыми. В одну ночь четыре раза ставили невод. После такой ночи матросы палубной команды желали потолковать с акустиком в режиме динамичного интервью. Задать ему вопросы типа: “Ты акустик или глухая тетеря?” В результате тому ничего не оставалось, кроме как ограничить своё передвижение по судну. Строго: кают-компания, мостик, своя каюта. Чтоб не нарваться где-нибудь. Такая вот жизнь корабляцкая.
В оправдание представителя умершей уже профессии можно, конечно, найти объяснение, что те гидролокаторы были полный отстой. Напрашивается аналогия с телефонией. Громким картавым голосом: “Барышня, соедините меня со Смольным!”, или ещё пример из литературы:
«Девушка, милая, как вас звать?» — «Тома.
Семьдесят вторая». Жду, дыханье затая…
«Быть не может, повторите, я уверен — дома!..
Вот уже ответили. Ну здравствуй, это я!»
Эти телефоны по сравнению со смартфоном, что те гидролокаторы по сравнению с современным рыбопоисковым комплексом.
Орудие лова кошельковый невод тоже ведь архаично по нынешним временам. Им хорошо обмётывать локализованные и концентрированные скопления рыбы, когда море на заре до восхода Солнца кипит от её обилия.
Тактика лова кошельковым неводом следующая. Надо подобраться к стОящему косяку рыбы слева, именно слева. Справа на борту висит яркий (красный или оранжевый) буй и плавучий якорь невода. Их отдаёт в нужный момент по команде с мостика мастер лова. Капитан на мосту руководит манёвром обмёта. Этот манёвр — стремительная циркуляция правого борта, чтоб косяк рыбы не ушёл из этого круга. Постановка невода ведётся на глубинах до ста метров, чтоб и вниз рыба не могла поднырнуть. Невод сложен на корме. Его жгут стремительно вылетает за борт, образуя сетчатую стену в толще воды. Косяк рыбы тут же приходит в движение, стремится выйти из сетчатого круга. Здесь кто быстрее! Или траулер добежит до начального буя и замкнёт сеть, или косяк рыбы успеет сбежать из невода.
Наш невод был около километра длиной. И вот однажды после описанного процесса охоты, после подсушки сети мы обнаружили в мешке совсем немного сардинеллы и дюжину сомов. Такую семейку, которая тоже охотилась на сардинеллу, кормилась ей. Малыши килограммов по пятьдесят и взрослые особи до полутора центнера весом. А основной косяк сардинеллы сбежал. Со всего промысла тогда присылали к нам шлюпки, попробовать редкий прилов.
Мясо сомов вкусное, но запах… На любителя. Тут я подошёл к теме камбуза и кока. Наиважнейший человек на борту. В том рейсе был прекрасный кок. И хлеб у него всходил, и борщ варился. Мне запомнился его рецепт рыбы-капитана в кляре. Филе нарезается маленькими кусочками и в маринад на сутки. Потом, каждый кусочек уже малосольный окунается в густой кляр и жарится во фритюре… Не ага-га. Ого-го!
Были замёты по сто и более тонн зарАз. Базы не успевали выдавать рыбную муку нагорА. Стояли мы в очереди на сдачу улова. Морские котики, очень интеллектуальные животные, тут как тут. Пасутся на нашем неводе. Резкий взмах головой, и обезглавленная тушка сардины отправляется в пасть млекопитающего. Котиков целая стая.
Всё как у Эрнеста Хемингуэя. Выловить, старик выловил свою рыбу. Да теперь надо сохранить, чтоб море не отняло её у старика. Один, или в паре с другим матросом, взяв железный багор, выходил я на вёсельной лодке в дозор. Гонял этих потешных животных. То стая котиков, то стадо тюленей заглядывало в наш огород, обнесённый пенопластовыми поплавками. Я их багром, они смеются — настоящий цирк! Не обращали никакого внимания на клоуна.
С этой вёсельной шлюпкой связано воспоминание, как меня послали за сахаром. Кончился сахар на камбузе. Надо было сплавать к плавбазе, взять мешок. Я с удовольствием! Громадный корпус плавбазы, вот он, совсем рядом. Пару гребков, кажется. Я в режиме олимпийца пять минут, может, погрёб. Оборачиваюсь, плавбаза на том же самом расстоянии... Ладно, догрёб. Смайнали мне в лодку мешок сахара. Работаю вёслами, плыву обратно. Волны теперь бьют в нос лодки. Когда они били в корму, я их не замечал. А “Негис” чего такой маленький? Ладно, догрёб и обратно… Четыре руки с невысокого борта траулера тянется за моим мешком сахара. Волна: то поднимет лодку до их уровня, то опустит далеко вниз. Я, соразмерясь с волной, поднял мешок сахара. Ребята подхватили мешок… и выпустили. В следующий миг я снова хватаю мешок. Но мешок уходит под воду. Держу его, ноги вокруг баночки шлюпки, голова в воде. Нет сил вытянуть отяжелевший мешок. Двое товарищей спрыгнули в лодку, помогли. Вытащили тот мешок сахара. Да кому он теперь нужен, солёный сахар? На следующий день опять плавал за сахаром. А в тот день пили несладкий компот.
Наконец пришла радиограмма сняться с района промысла, идти в порт для ремонта гидролокатора. Транспорт из Союза вёз нам ремонтный комплект для поворотно-выдвижного устройства. Направились мы вверх, на север, значит. Лас-Пальмас де Гран Канария был назначен нам для ремонта. Здесь в Пальмасе и произошёл тот случай, что я называю казусом, сдвигом шаблона, из-за которого я начал писать этот рассказ. Да, а то, что Вы уже прочитали, то была рутина, сорри.
СРТР “Негис” у причала в порту Лас-Пальмас. На борту работает бригада специалистов испанцев. Все с иголочки: спецодежда, защитные перчатки и очки, каски, инструмент… Всё блестит и сверкает!
Надо демонтировать поворотно-выдвижное устройство гидролокатора, заменить запчасти, пришедшие в негодность, и поставить его обратно.
— Нет водолазов! — информирует бригадир. Заминка. — Надо ждать водолазное судно.
— Когда будет?
— Ну, может через неделю. — Бригада организованно покинула борт судна.
Сколько там весит это ПВУ? 100, 200 килограмм? Осадка три метра. В самом деле… Поднырнули, привязали верёвки, втянули на борт. Я заодно осмотрел, как устроено днище “Негиса”. Две каплевидные антенны — сонары на вертикальных поворотных штоках. Один слева от киля, второй — по диагонали справа.
В общем, вышедшее из строя ПВУ с погнутым штоком легло на палубу. Сообщили об этом бригадиру ремонтников. Тот в истерику! Ну нет, так не делается! Вот подойдёт водолазный катер, тогда да. Съём детали, ремонт, установка на штатное место, регулировка и ввод в эксплуатацию — всё скрупулёзно по смете! Капитан уступил жлобине бригадиру. Пусть будет по Вашему. Это только в сказках есть понятие “свободного рынка”. Все счета подписал. Где надо, поставил оттиски судовой печати.
Что на меня тогда, в 1987 году, произвело такое неизгладимое впечатление? Лёгкая инъекция капитализма. Клиент должен быть облизан и обобран!
21 января 2022 года.
Свидетельство о публикации №222012900816