Возвращение с войны

- Клавушка. родная, поди - ка погуляй!На улице - то как хорошо. Что ты всё дома и дома? Смотри, какая сирень под окном! Май на дворе.
Мария оторвала взгляд от работы. Вытерла пенные руки об фартук. Она учитель младших классов, но ставка в школе была занята, и ей пришлось преподавать географию. Всего пять часов в неделю, поэтому бралась за любую работу: стирку белья, мытьё полов, окон.  А оплата, кто что даст, а в основном  продуктами. И молочко и картошечка, домашнии яички. Она понимала- сейчас всем трудно. А без мужского плеча тем более.
- Давай, я тебе заплету косички, с бантиком, как ты любишь.
   Было воскресенье, мая 1946 года. Весна пришла ранняя, тепло, совсем как дома на Украине.  Приехав с мамой в эвакуацию, Клава  так и не нашла друзей. Где там , маленькой была. А потом как -то не вышло. Одни мальчишки и старше её.
   Родилась девочка в 1939 году, осенью. И папу, который ушёл на фронт,совсем не помнила.Только в детской памяти остались картинки, как она машет кому- то ручкой сильно- сильно. А мама плачет, отерая слёзы платочком.
   Год, как кончилась война. Папа так и не пришёл. Мама с ней на эту тему не говорила, а тихо плакала ночами в подушку.
    Клава надела парусиовые туфельки и вышла во двор. Мальчишки в майках гоняли мяч. Запах сирени стоял обалденный и девочка про себя стала напевать песенку.
Она часто мечтала, как когда- нибудь поедут с мамой в Киев, когде родилась мама и сама Клава. Она знала это город хорошо, по маминым рассказам. Как знать, может быть там встретят и папу. По крайней мере девочка надеялась.
   У соседнего дома на лавочке сидели старушки, тихо беседуя.
   Тут Клава увидела, как в арку, между домами вошёл военный. Новенькая гимнастёрка и брюки, начищенные сапоги. Ордена и медали на груди.
Старушки примолкли.
" Вот бы это был мой папа,"- подумала девочка.
- Клавушка, иди попьём чайку,- выглянув в окно, сказала мама.
Взгляд мамы задержался на военном...и тишину двора разрезал её крик:
- Василий!
Она выскочила из дома и бросилась в объятия военного.
Клава смекнула:" Василий! Ведь я же Клавдия Васильевна! "
- Папа! Папа, приехал! Ведь это мой папа!, - кричала девочка.
Василий нежно обнял своих жещин."Милые, мои! Теперь я с вами! Я вам всё расскажу.!Я не мог писать. Я с вами. Пойдёмте!"
Во дворе плакали старушки.Никто не остался равнодушным к человеческому счастью !


Рецензии