Плавучий квадрат смерти

На снимке: плавучая зенитная батарея № 3 после налета 19 июня 1942 года.

За последнее время проведено огромное множество различных исследований, посвященных воздушным победам «Сталинских соколов», летчиков германских Люфтваффе и авиации других стран. Кстати, у меня тоже есть публикации по этой теме, например, о результатах действий таких наших асов, как Александр Покрышкин, Николай Гулаев, Василий Конобаев, Сергей Иванов, Вадим Фадеев и других.

А вот исследований на тему реальной эффективности зенитной артиллерии ещё никто не проводил. Во всяком случае, мне такие исследования не попадались. Считаю, эту тему незаслуженно обойденной вниманием и хочу, с помощью различных документальных источников, в том числе документов тогдашнего противника, произвести подобное исследование на примере самой знаменитой зенитной батареи советского Военно-морского флота.

Можно сказать даже, что это самая результативная батарея не только флота, но и всех советских вооруженных сил. Ведь, по официальным данным, огнем батареи было сбито 22 вражеских самолета. Рекордное число! Интересно, что это была не обычная, а плавучая батарея. История появления её в составе Черноморского флота такова.

С началом Великой Отечественной войны работы по созданию линкоров типа «Советский Союз» были прекращены и в Северной бухте Севастополя осталась экспериментальная секция корпуса нового линкора, которая была предназначена для проверки прочности конструкции при торпедных взрывах.

Достаточная прочность и непотопляемость секции, а также её внушительные размеры (47 х 25 метров и 5 х 15 метров) навели потомственного моряка, капитана 2-го ранга Г. И. Бутакова на мысль использовать ее в качестве плавучей буксируемой батареи ПВО для защиты Севастополя от авиации и кораблей противника. Командующий Черноморским флотом адмирал Ф. С. Октябрьский поддержал эту идею, а нарком ВМФ адмирал Н. Г. Кузнецов дал добро на её осуществление.

Сказано — сделано! В июле 1941 года на «квадрате» (так именовался отсек в официальных документах) начались работы по монтажу общекорабельных систем и установке вооружения. Внутри оборудовали жилые помещения для личного состава, камбуз, радиорубку, склады и погреба для боеприпасов. На палубе установили боевую рубку, дальномеры и два прожектора. Из арсенала доставили два морских 130-мм орудия, которые снабдили даже «ныряющими» снарядами, предназначенными для борьбы с подводными лодками. Правда, позже, в конце октября с «квадрата» демонтировали эти 130-мм орудия, которые срочно понадобились для сухопутного фронта.
   
Основным зенитно-артиллерийским вооружением плавучей батареи были четыре 76,2-мм зенитных орудия, три 37-мм зенитных автомата, три 12,7-мм зенитных пулемёта ДШК и один счетверенный 7,62-мм зенитный пулемёт М-4 «Максим».

Экипаж плавбатареи составил 130 человек (по другим данным, даже 150 человек), 50 из них призвали из запаса, остальных набрали со всех частей и кораблей Черноморского флота. Командирами батарей стали молоденькие лейтенанты, недавние выпускники Черноморского высшего военно-морского училища.

3 августа 1941 года на отдельной плавучей батарее № 3 был поднят военно-морской флаг, а на следующий день Приказом командующего Черноморским флотом она была включена в состав Охраны Водного района Главной базы. Командиром батареи был назначен флагманский специалист зенитной артиллерии флота 27-летний старший лейтенант С. Я. Мошенский.

В документах новая единица сил Охраны Водного района именовалась «несамоходная плавучая зенитная батарея № 3». Батарея в обиходе имела и другие неофициальные наименования. Так, поначалу её шутливо называли «Коломбиной», а позже к ней окончательно приклеилось звучное имя «Не тронь меня».

С 9 августа плавбатарея несла службу в Бельбекской бухте, но там ей мешали частые волнения моря. Поэтому, в ночь с 10 на 11 ноября 1941 года морские буксиры СП-13 и СП-14 перевели батарею в Казачью бухту и для придания ей большей устойчивости притопили на отмели. Теперь плавбатарее штормы были не страшны. Командованием перед экипажем была поставлена задача — прикрывать зенитным огнем Херсонесский аэродром («Херсонесский маяк»), на котором базировалась авиация Севастопольского оборонительного района.

Во многих книгах и прочих средствах массовой информации утверждается, что вражеские летчики прозвали плавбатарею «Квадратом смерти». В качестве примера говорится, что у сбитого над Севастополем и взятого в плен пилота пикирующего бомбардировщика Юнкерс-87 обер-лейтенанта Венцеля Финка нашли записную книжку с не лишенными интереса записями.

Среди тех записей была, якобы, и такая: «Вчера не возвратился из квадрата смерти мой друг Макс. Перед тем не вернулись оттуда Вилли, Пауль и другие. Мы потеряли в этом квадрате 10 самолетов. Столько же возвратились подбитыми. Летать туда — значит погибнуть. Огонь этой батареи меток, страшен, беспощаден. Что там за люди, которые с нескольких выстрелов сбивают наших лучших летчиков?». 

Трудно сказать, было ли так в действительности или всё это – плод пропагандистских фантазий тогдашних газетчиков. По крайне мере, мне точно известно, что в немецких источниках плавучая батарея называлась гораздо прозаичнее – зенитный плот («Flakfloss»). Лично я считаю, что пресловутым «Квадратом смерти» для вражеских летчиков можно считать весь район Севастополя, имевшего достаточно крупную группировку зенитной артиллерии.

Действительно, ещё в начале войны прикрытие Главной военно-морской базы Черноморского флота - Севастополя от воздушного нападения осуществлял 61-й зенитный артиллерийский полк с пулеметным и прожекторным батальонами. Он состоял из четырех дивизионов. Три из них, вооруженные артиллерийскими системами среднего калибра, были оснащены новейшими на тот момент, 85-мм зенитными орудиями и полуавтоматическими зенитными пушками калибра 76,2-мм. Четвертый дивизион малокалиберной зенитной артиллерии имел 16 автоматических орудий калибра 37-мм. Пулеметный батальон насчитывал 46 пулеметов (28 счетверенных установок М-4 и 18 одноствольных М-1). В прожекторном батальоне было 27 станций.

В конце октября в Севастополь прибыли также 122-й зенитный артиллерийский полк, 25-й, 26-й и 114-й отдельные зенитные артиллерийские дивизионы, начал формироваться 62-й зенитный артиллерийский полк. А в ноябре в состав ПВО Севастопольского оборонительного района был включен 880-й зенитный артиллерийский полк Приморской армии, в составе трех дивизионов средней зенитной артиллерии и одного – малокалиберной зенитной артиллерии.

Правда, к весне 1942 года количество зенитных средств в Севастополе значительно сократилось. Вновь сформированный 62-й зенитный артиллерийский полк, 122-й зенитный артиллерийский полк и отряд аэростатов заграждения были переправлены на Кавказ. В Севастополе остались: 61-й зенитный артиллерийский полк, 1-й, 55-й и 114-й отдельные зенитные артиллерийские дивизионы, а также плавучая батарея № 3. Всего 64 орудия среднего калибра, 15 малокалиберных пушек, 12 счетверенных зенитных пулеметов М-4, 29 прожекторных станций. Кроме того, боевые корабли флота, имевшие свою зенитную артиллерию, во время стоянки кораблей в Севастопольской бухте входили в систему ПВО Главной военно-морской базы и при случае открывали огонь по вражеским самолетам.

Безусловно, в ходе обороны Севастополя зенитчики нанесли врагу ощутимый урон. Так по официальным данным, только личным составом 61-го зенитно-артиллерийского полка с 22 июня 1941 года по 30 июня 1942 года был уничтожен 171 вражеский самолет. Зенитчики других частей и подразделений также сбили десятки самолетов противника. Впрочем, поговорим о конкретных результатах действий плавучей батареи № 3.

Итак, официально считается, что первую победу зенитчики плавбатареи № 3 одержали днем 29 ноября 1941 года, когда самолеты противника произвели разведку вдоль линии фронта под Севастополем и объектов главной базы. При этом расчёт одного из 37-мм зенитных орудий плавбатареи сбил Ме-109, который, как утверждают, упал на сушу в районе аэродрома Херсонес.

Очень жаль, однако немецкие документы эту информацию не подтверждают. Во всяком случае, истребительные эскадры JG.52 и JG.77, действовавшие в этом районе, никаких потерь не имели.

17 декабря немцы начали новый штурм Севастополя. В этот день авиация противника произвела несколько налетов на город и порт, в которых участвовало 98 самолетов. На плавбатарею № 3 было совершено 5 налетов, по 3-4 бомбардировщика в каждом. Они сбросили на батарею 45 бомб, но безрезультатно. А вот на аэродроме «Херсонесский маяк» прямым попаданием бомбы был разрушен капонир и поврежден истребитель И-153. Имелись жертвы и разрушения в городе.

Летчики 8-го истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота сбили в воздушных боях 9 немецких самолетов. А расчётом 37-мм зенитного орудия плавбатареи при отражении одного из налетов на аэродром Херсонес был сбит Ю-88, упавший в Камышовой бухте в 500 метрах от батареи.

Противник подтверждают лишь повреждения двух самолетов. Один He 111H-6 W.Nr. 4526 из состава 9./KG.27 был поврежден на 40% в результате атак истребителей, а другой He 111 из 2./KG.27 был поврежден на 30% зенитным огнем над Севастополем, вероятно, с плавбатареи № 3.

В понедельник 22 декабря над Севастополем в воздушных боях был сбит один Хш-126, а зенитной артиллерией — один Ю-88. Этот бомбардировщик при налёте на аэродром Херсонес был сбит расчётом 37-мм зенитного орудия плавбатареи. Считается, что самолет упал в районе аэродрома.

К сожалению, документы противника никак не комментируют этот случай.

На следующий день, 23 декабря, в ходе налёта на аэродром Херсонес расчёт 76-мм зенитного орудия плавбатареи сбил Ю-88, якобы, упавший в море у берега на траверзе аэродрома.

Судя по всему, под горячую руку зенитчикам попал не Ju 88, а He 111H-6 «1G+NL» из состава 3./KG.27, который действительно был поврежден над Севастополем. В результате зенитного обстрела у самолета загорелся левый мотор, но резким пикированием пилот смог загасить пламя. Самолет долетел до Херсона, где в 10 часов 50 минут произвел вынужденную посадку. Члены экипажа, в том числе пилот обер-ефрейтор Вальтер Грауль и наблюдатель унтер-офицер Ганс Райф, не пострадали. 

Замечу, что в представлении к награде командира батареи старшего лейтенанта С. Я. Мошенского, подписанном 11 января 1942 года, были подведены некоторые итоги действий батареи. Среди прочего, там указывалось, что за 5 месяцев батарея обстреляла 276 самолетов противника, при этом личным составом были сбиты 3 самолета (1 Ме-109, 2 Ю-88). Интересно, что текст документа слегка подправлен и, вместо 2, записано 3 Ю-88. Кроме того, в том же наградном сказано, что плавбатареей совместно с другими батареями сбиты 1 Хе-111 и 1 Ю-88.   
   
Первого успеха в 1942 году зенитчики плавбатареи добились 14 января. В этот день 15 пикировщиков Ю-87 из составов II./StG.77 и III./StG.77 довольно успешно бомбили аэродром «Херсонесский маяк», на котором сгорели два истребителя МиГ-3. Наши зенитчики заявили, что уничтожили два самолета противника. Один самолет записала на себя 928-я зенитная батарея, другой, упавший в море самолет, был засчитан плавбатарее № 3. Между прочим, согласно докладу командира плавбатареи, при отражении атак самолетов противника было израсходовано боезапаса калибра 76,2 мм — 193 выстрела, 37-мм — 606 выстрелов, патронов к пулеметам ДШК — 456 выстрелов.

А вот что касается сбитых самолетов, то противник категорически отрицает какие-либо потери Ю-87.

Через три дня, 17 января, в ходе налёта на аэродром Херсонес в 10 часов 24 минуты расчётом 37-мм зенитного автомата плавбатареи «Не тронь меня» был сбит очередной бомбардировщик Ю-88, который, как заявлено, упал в расположении 35-й береговой батареи. Чуть позже, в период 13 часов 21 минута – 13 часов 31 минута зенитчиками плавбатареи были подбиты и ушли в сторону Качи два Хе-111.
 
Странно, однако, ни сбитых, ни поврежденных бомбардировщиков немецкие источники не подтверждают.

Долгое время об успехах плавбатареи «Не тронь меня» ничего не было слышно, пока 26 марта зенитчикам не засчитали очередную победу. Интересно, что о событиях 26 марта и успехе зенитчиков плавбатареи в некоторых источниках сообщается по-разному.

Например, в одной книге написано следующее: «Не сумев блокировать перевозки в Севастополь, немецкая авиация попыталась минировать бухту. В 6 часов утра шесть «Не-111» из I./KG.100 сбросили пять мин: четыре мины на внешнем рейде, а пятая взорвалась на берегу, в районе бухты Матюшенко, уничтожив один, и повредив четыре МБР-2. Зенитчики опять пропустили налет. Шестой самолет сбросил двенадцать бомб, шесть из них упали в море и шесть — на аэродром Херсонесский маяк. Осколками бомб было повреждено два самолета СБ. Но и сам «Не-111» был сбит плавбатареей №3».

Согласно данным другого автора, «С 18 часов 26 минут по 18 часов 56 минут семь Хе-111 произвели налет на аэродром «Херсонесский маяк», сбросив 32 штуки 50-кг бомб. Осколками бомб было повреждено два самолета СБ. Один Хе-111 был сбит плавбатареей №3».

В общем, варианты описаны разные. Однако в любом случае, потеря «Хейнкеля» немцами не подтверждается.

Одну заявку на сбитый самолет противника зенитчики плавбатареи сделали 14 апреля. Тогда, с 13 часов 18 минут до 15 часов 58 минут 12 немецких самолётов Ю-88 из III./LG.1 двумя шестерками произвели налёт на главную базу, сбросив 55 бомб. Разрушения были незначительны, военные объекты не пострадали. Убито 24 и ранено 27 человек гражданского населения.

В ходе 2-го налёта на аэродром Херсонес расчётом 37-мм зенитного орудия плавбатареи был сбит Ю-88, упавший в расположении 92-го зенитно-артиллерийского дивизиона. Кроме того, в воздушных боях наши истребители сбили ещё один Ю-88.
 
Однако в реальности абсолютно никаких потерь III./LG.1 не понесла.

А вот 27 мая Люфтваффе действительно понесли урон в боях над Севастополем. В тот день, в период с 6 часов утра до 16 часов вечера 28 вражеских самолётов Ю-88 и Хе-111 поодиночке и группами в два-три самолёта (с интервалом от семи минут до полутора часов) с больших высот бомбардировали город и порт Севастополь, а также войска на сухопутных рубежах. На город было сброшено 40 бомб, разрушено 5 и повреждено 2 дома, ранено 17 человек гражданского населения.

При отражении налетов над Севастополем было сбито 4 и повреждено 2 самолёта противника, в том числе огнём плавбатареи № 3 капитан-лейтенанта С. Я. Мошенского сбито два Ме-109 и один До-215.

Бомбардировщик До-215 был сбит в ходе 2-го налёта на аэродром Херсонес расчётом 76-мм зенитного орудия и упал в море по пеленгу 220, на удалении 8 кабельтов. А расчётами 37-мм зенитных автоматов сбиты два Ме-109, один из них упал на мысе Херсонес у аэродрома, другой – в море у мыса Фиолент.

Ну, насчет До-215 затруднительно сказать что-то определенное, так как самолетов такого типа в бомбардировочных частях не только в Крыму, но и во всей Украине тогда не было. Вероятней всего, наши наблюдатели просто не правильно определили тип немецкого самолета, по которому велся огонь и, в действительности, это был либо Ю-88, либо Хе-111. Но, увы, ни о каких потерях таких самолетов над Севастополем в этот день не известно.   

А вот с Ме-109 дело более-менее ясно. Правда, немецкие документы подтверждают потерю не двух, а только одного истребителя Bf 109 F-4 W.Nr. 13127 «schwarze 7» из состава 5./JG.77 «Herz-As». Пилот унтер-офицер Эрнст Тома выпрыгнул с парашютом, приводнился в море возле мыса Херсонес, после чего был взят в плен.

Любопытно, что на победу над этим «мессером» претендует и экипаж гидросамолета МБР-2 в составе пилота капитана Н. П. Тарасенко, штурмана лейтенанта И. Мухина и стрелка-радиста старшины П. Мирошниченко из 116-го морского разведывательного авиационного полка ВВС Черноморского флота.

Именно этому экипажу была устроена встреча на земле с пленным немцем. Причем, утверждается, что немец был асом, на счету которого было 30 побед в небе Европы. На самом деле, боевой счет немецкого летчика был гораздо скромнее – всего 2 сбитых советских самолета. Между прочим, пережить войну ему не удалось, так как он погиб в плену: по некоторым данным, был расстрелян органами НКВД.

Так на чей же счет – зенитчиков или морских летчиков – следует отнести этот потерянный «мессер»? Что ж, поверим на слово немецким документам, в которых записано, что самолет был сбит зенитным огнем. То есть, успех расчётов 37-мм зенитных автоматов плавучей батареи № 3 можно считать безусловно подтвержденным.

Довольно странно, однако эпизод с двумя сбитыми Ме-109, известный историк Г. И. Ванеев в своей книге «Севастополь, 1941-1942» датирует не 27, а 28 мая, написав в своей книге: «Отражая налет, плавучая батарея № 3 главной базы сбила два Ме-109». Судя по всему, Ванеев допустил ошибку. Тем более, что 28 мая никаких потерь немецкая эскадра JG.77 не имела. Впрочем, не буду зацикливаться на этом. Лучше продолжу хронологию успехов наших зенитчиков.   

Тяжелый день и очередные заявленные успехи принес зенитчикам плавбатареи вторник 9 июня. По некоторым данным, в тот день 40 немецких самолётов произвели налёт на Севастополь. При этом было сбито 6 вражеских самолётов, из них 3 Ю-88 – в районе Херсонесского аэродрома расчётами плавучей зенитной батареи № 3 «Не тронь меня». Один упал у береговой черты, один – в море, один – в районе мыса Фиолент. Вот как это происходило.

В 14 часов 13 минут плавбатарею № 3 тремя заходами бомбардировали с пикирования три самолета противника Ю-88. Во время третьего захода прямым попаданием 76,2-мм снаряда подбит один самолет, который резко снизился, потерял скорость и на расстоянии 110 кабельтовых упал в море.

С 14 часов 45 минут до 15 часов, во время отражения налета на аэродром большой группы самолетов противника Ю-88 (до 40 машин), шедших со стороны Балаклавы на высоте 4.200 метров и пикировавших при бомбометании до высоты 1.800-2.500 метров, с батареи наблюдались хорошие разрывы и прямые попадания снарядов калибра 76,2 мм и 37-мм автоматов.

Один самолет, получивший прямое попадание в фюзеляж в районе крыльев, еще до начала пикирования резко отвернул и упал в море. Второй самолет, получивший две очереди прямых попаданий из 37-мм автоматов, упал в море.

За время стрельб израсходовано 76,2-мм шрапнели — 95 штук, 76,2-мм дистанционных гранат — 235 штук, 37-мм осколочно-трассирующих гранат — 371 штука, 12,7-мм патронов к пулеметам ДШК — 291 штука. Потерь и повреждений батарея не имела.

Очень жаль, но данными о потерях самолетов типа Ю-88 в районе Севастополя 9 июня я пока не располагаю, поэтому ничего определенного сказать не могу. Во всяком случае, бомбардировочные эскадры КG.51 и КG.76 никаких потерь не имели. Может быть, ситуация прояснится со временем.

12 июня налёт на Севастополь совершили 125 немецких самолётов, которые сбросили 324 бомбы.
За сутки сбито 7 самолетов противника, из них в воздушных боях – 3 самолёта.
Один самолет, как утверждают некоторые источники, сбила плавбатарея № 3 «Не тронь меня», причем есть разные версии этого случая.

Согласно одной версии, расчётом 37-мм зенитного орудия плавбатареи был сбит Ме-109, который гнался за нашим подбитым истребителем. Якобы, немецкий самолет упал на край аэродрома Херсонес, лётчик был взят в плен и, после войны в своих мемуарах бывший лётчик описал этот эпизод. 

А вот другая версия озвучивает это совершенно иначе: «в 19 часов 30 минут артогнем батареи подбит Ме-109, пытавшийся атаковать заходящий на посадку Ил-2. Поврежденный истребитель противника в сопровождении двух Ме-109 ушел курсом на Бельбек и позже упал в районе Учкуевки». То есть, не было никакого пленного немецкого летчика.

Действительно, в очень объемной и подробной книге «История 77-й истребительной эскадры» («Geschichte des Jagdgeschwaders 77») лучшего специалиста по Люфтваффе д-ра Йохена Прина сообщается лишь о повреждениях средней тяжести двух самолетов 77-й истребительной эскадры. Один из них – Bf 109 F-4 W.Nr. 13366 из III./JG.77 был поврежден на 30% в воздушном бою в районе Юрковки, другой – Bf 109 F-4 W.Nr. 13079 из состава 2./JG.77 при посадке на аэродром Багерово, из-за ошибки пилота, потерпел аварию, получив повреждения, оцененные техперсоналом в 25%.

Суббота 13 июня стала для защитников Севастополя тяжелым испытанием. Самолёты врага совершили в районе Севастополя около 1.000 вылетов и сбросили до 4.000 бомб. При этом были разрушены артиллерийские ремонтные мастерские, артиллерийский и минный склады, в порту потоплены транспорт «Грузия», две баржи, два буксира и плавучий кран. Ощутимые потери понесла и наша авиация: было потеряно пять Як-1, один Ил-2 и один Пе-2. В свою очередь, обороняющиеся сбили 2 немецких самолёта (Ме-109 и Ю-88).

Из общего количества вылетов немецкой авиации, на аэродром Херсонес было произведено 2 налёта. При этом в 16 часов 50 минут расчётами 76-мм орудий плавучей зенитной батареи № 3 «Не тронь меня» был поражен Ю-88, который взорвался в воздухе.

На этот раз факт уничтожения самолета противника полностью подтверждается: немцы действительно потеряли от зенитного огня над Севастополем бомбардировщик Ju 88A-4 W.Nr. 6847 из 3./KG.76. Правда, не совсем понятно со взрывом в воздухе, ведь в таком случае экипаж неминуемо должен был погибнуть. На самом же деле, экипаж «юнкерса» не пострадал. Вероятно, пораженный самолет не упал в районе Севастополя, а разбился уже на территории, занятой вражескими войсками. Во всяком случае, его экипажу удалось спастись.   

Следующим днем 14 июня вражеская авиация произвела в районе Севастополя до 900 самолёто-вылетов, сбросив до 2.200 крупных бомб и несколько тысяч ротационных рассеивающих авиационных бомб.
Нашими летчиками-истребителями в воздушных боях было сбито 2 немецких самолёта. 

В том числе, на аэродром Херсонес было совершено 3 налёта, во время которых 23 пикировщика Ю-87 сбросили на плавбатарею 76 авиабомб – по 250 кг каждая. От близких взрывов получили ранения три моряка, но сама батарея не пострадала. Зато расчётами 37-мм и 76-мм зенитных орудий было сбито три Ю-87. Один из них упал в районе аэродрома Херсонес, другой упал в море, а третий упал рядом с маяком на Херсонесе. Кроме того, считается, что ещё два Ю-87 были повреждены и ушли в сторону Качи.

Правда, этот замечательный успех зенитчиков плавбатареи никак не отражен в документах противника. Так как эскадра пикировщиков StG.77 не имела в этот день никаких потерь.

Свой последний бой с вражеской авиацией плавбатарея провела 19 июня. В этот день немецкая авиация произвела за сутки до 1.000 вылетов в районе Севастополя, сбросила по боевым порядкам, огневым позициям артиллерии, городу и аэродромам до 4.500 бомб крупного калибра и около 25.000 зажигательных бомб. В результате этого в Севастополе возникло до 500 новых пожаров, вышли из строя почти все предприятия города, работали с большими перебоями лишь спецкомбинаты № 1 и № 2. На аэродромах сгорели один Як-1 и один И-153.

Считается, что, отражая налеты, расчётом одного из 37-мм орудий «Не тронь меня» был сбит один Ю-88, упавший  в море в 10 кабельтовых от плавбатареи. Однако, фактически, участвовавшие в налетах на Севастополь самолеты Ю-88 из состава I./KG.51 «Edelweiss» никаких потерь не понесли. Наоборот, «юнкерсы» поставили точку в боевой истории батареи «Не тронь меня».

Дело в том, что как раз в этот день, летчики 1-й группы 51-й бомбардировочной эскадры «Эдельвейс» капитан Гельмут Фурхоп и обер-лейтенант Эрнст Хинрихс решили окончательно разделаться с русской плавучей батареей. Подвесив на свои самолеты фугасные бомбы SС 250 они вечером, когда солнце уже садилось, вылетели к мысу Херсонес. По плану, Хинрихс должен был первым атаковать батарею и подавить её огонь, а Фурхоп после этого добить батарею.   
    
И вот, пока Фурхоп маневрировал на высоте, ожидая своей очереди, Хинрихс с пикирования атаковал плавбатарею, которая, как назло, в этот момент испытывала острый недостаток боеприпасов к орудиям. К сожалению, удача на этот раз оказалась на стороне летчика Люфтваффе.
 
Конец батареи наступил в 20 часов 20 минут, когда одна из бомб обер-лейтенанта Хинрихса попала в левый борт «квадрата», а вторая бомба разорвалась прямо у борта. Сила взрыва разметала всё живое на палубе. Многие расчеты зенитных орудий и автоматов были убиты и ранены, начался пожар в кормовом артиллерийском погребе, который, однако, удалось потушить.

Видя, какое уничтожающее воздействие произвел точный удар Хинрихса, второй летчик – капитан Фурхоп, даже не стал атаковать пораженную цель и оба экипажа, довольные результатом, отправились на свой аэродром. Кстати, сразу же после доклада об уничтожении «Квадрата смерти», по личному распоряжению командующего 8-м авиационным корпусом Люфтваффе генерал-полковника Вольфрама фон Рихтгофена отличившийся обер-лейтенант Эрнст Хинрихс был представлен к награждению Рыцарским крестом. 

Из личного состава батареи погибло 28 человек, было ранено 27 моряков, которые на катерах были переправлены на берег. Среди переправленных на берег был и смертельно раненый капитан-лейтенант С. Я.  Мошенский, который скончался в медсанбате в Камышовой бухте. К вечеру уцелевшим зенитчикам удалось ввести в строй один 37-мм автомат и два пулемёта ДШК, но боеприпасов к ним практически уже не было. А по другим данным, в строю осталось 47 человек, два 76-мм орудия, два 37-мм автомата и пулемет ДШК.

В создавшейся обстановке 27 июня 1942 года было принято решение о расформировании плавбатареи № 3, а оставшихся моряков направить воевать на сухопутный фронт. Так завершилась боевая история самой результативной зенитной батареи, на счету которой официально числится не менее 22 сбитых самолётов противника. Правда, как мы уже убедились, с этим итогом боевой деятельности не всё так однозначно…


Рецензии
Очень интересная информация ! Прочитал с удовольствием!

Дмитрий Медведев 5   03.02.2022 07:03     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв! Рад, что Вас заинтересовала моя работа.

Олег Каминский   03.02.2022 11:41   Заявить о нарушении
Добрый день! Олег Каминский, как можно с вами связаться? Я Вам написала в личные сообщения.

Надежда Комлева   05.02.2022 15:35   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Надежда Комлева! Странно, однако никаких личных сообщений от Вас я не получил...

Олег Каминский   05.02.2022 19:34   Заявить о нарушении
Посмотрите, пожалуйста, в кабинете автора. Если сообщения там нет, тогда буду писать службе поддержки.

Надежда Комлева   07.02.2022 14:09   Заявить о нарушении
Иногда сообщения не проходят. Попробуйте, написать ещё раз.

Олег Каминский   07.02.2022 18:27   Заявить о нарушении
Я уже три сообщения отправила. Куда мне вам написать? У вас есть ватсап или вайбер?

Надежда Комлева   07.02.2022 21:45   Заявить о нарушении
Доброе утро, Олег, отправила вам опять сообщение в кабинет автора.

Надежда Комлева   08.02.2022 08:51   Заявить о нарушении
Очень странно, что сообщения не доходят. В конце-концов, напишите мне прямо здесь, в рецензиях.

Олег Каминский   09.02.2022 06:30   Заявить о нарушении
Добрый день! Мои сообщения системой антиспама проза.ру расцениваются как попытки рекламной рассылки, поэтому личные сообщения не открываются.
Тогда будем знакомиться.
Я, Комлева Надежда, проживаю в г. Витебск, Республика Беларусь.
В статье "Они умирали ради Победы. 1941" вы рассказываете о летчиках, участвовавших в ВОВ.
Я родственница Комлева Степана Кирилловича. Мой дед Комлев Павел Кириллович родной брат Степана.
В статье вы пишите: "... был расстрелян партизанами по обвинению в дезертирстве".
У Вас есть доказательство того, что его партизаны обвиняли в дезертирстве и расстреляли?
Мои родственники до вчерашнего дня ничего об этом не знали.

Надежда Комлева   10.02.2022 10:33   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Надежда!
Да, к сожалению, это правда. В качестве доказательства привожу цитату из Приказа Главного управления кадров Вооруженных сил СССР от 4 июня 1947 года:
"По донесению Витебского Облвоенкомата от 17.4.1947 г. № УЧ 10127 младший лейтенант Комлев С. К. в 1942 году расстрелян партизанами за побег из партизанского отряда".
Не подлежит сомнению, что, как боевой летчик, он просто хотел вернуться в свою часть, чтобы сражаться на самолете. Однако кое-кто из партизан, вероятно, командир отряда, расценил это как предательство. Вот так, по чьей-то дурости, произошла непоправимая трагедия. А ведь Ваш дед вполне мог бы стать Героем Советского Союза...
С пожеланиями успехов,

Олег Каминский   10.02.2022 19:51   Заявить о нарушении
А поблагодарить меня за исчерпывающий ответ?

Олег Каминский   15.02.2022 17:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.