Любовь Орлова-принцесса сталинского кинематографа

29 января 2022 года: 120-летие великой актрисы Любови Петровны Орловой.

Фильмы, снятые в сталинское время, особенно: послевоенные, мотивируют на созидание. Сталинский кинематограф монументален, как эмблема Мосфильма, знаменитая скульптура "Рабочий и колхозница" с Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, ставшей затем ВДНХ. Именно в фильме "Весна" киностудия Мосфильм дебютировала с этой эмблемой.

Сталинский кинематограф нельзя представить без фильмов Григория Александрова. Великий вождь благоговел этому режиссеру ещё с фильма "Веселые ребята". Посмотрев кинокомедию, Сталин сказал: "как будто в отпуске побывал". Этими словами сразу сделав Александрова классиком советского кино, а сыгравшую в фильме главную роль актрису Любовь Орлову -
принцессой сталинского кинематографа.

Любовь Орлова была не только женой Григория Александрова, но и его музой. Все свои киношедевры Александров снял с ее участием. Дочь офицера царской армии, актриса скрывала свое дворянское происхождение. Понимая, что при такой биографии карьера в сталинское время невозможна.

Орлова-актриса работала самоотверженно: сидела на раскаленной от прожектора пушке в фильме "Цирк", научилась управлять ткацкими станками для съемок фильма "Светлый путь".

Один из лучших фильмов с участием Любови Орловой: "Весна". Вышедший на экраны в 1947 году, фильм снимали в послевоенной Праге в павильонах бывшей немецкой киностудии "Баррандов".

Фильм, как и весь сталинский кинематограф монументален: начиная со сцены, где героиня Орловой, профессор Никитина едет по Москве в лимузине "ЗиС", продолжаясь в ее шикарных апартаментах в сталинской высотке и заканчивая самим сюжетом, когда начинающая актриса Шатрова, которую также играет Любовь Орлова, дает советы маститому кинорежиссеру Громову в исполнении статного красавца Николая Черкасова.

Написанный великим Сергеем Михалковым для фильма марш звучит как гимн сталинского времени, иллюстрируя весеннюю послевоенную Москву. Когда смотришь сцену с "Маршем", хочется созидать во благо Родины - современное кино, увы, не мотивирует зрителя на достижения.

Несмотря на то, что фильм черно-белый, он воспринимается как цветной. Свежесть исходит от экрана, показывающего сказку советской реальности: широкие чистые улицы и высотные здания Москвы, красивых, шикарно одетых людей, которые ездят на новой модели легкового автомобиля "Победа" и двухэтажных троллейбусах, снимают кино про ученых, открывающих в секретном Институте Солнца под руководством профессора Никитиной солнечную энергию, а вечерами после работы говорят о романтике и о том, как "счастья хочется", гуляя по набережной Москвы на фоне Кремля.

Иллюзия сталинского кино о сказочной Москве позволяла людям, которые смотрели этот фильм в городских кинотеатрах или в колхозах просто под открытым небом с кинопередвижек, отвлечься от жесткой жизни, забыв, что работают за копейки или вообще за палочки. Простые люди искренне верили, что их страна: самая лучшая и гордились своей страной.

Фильм "Весна" в советское время показывали по телевидению весной. Вместе с этим фильмом с экрана приходит позитивная энергетика. Сталинское кино вообще щедро на позитив. Можно критиковать эпоху Сталина, но снятые в то время фильмы не могут не восхищать. Идеология страны - победителя, только что выигравшей войну с Германией, ощущается в этом фильме, снятом учившимся в Голливуде Александровым. Это из Голливуда он перенял многолюдные массовки, большие панорамы и стиль главных героев, одетых с американским размахом в шикарную одежду. Это: идеальные советские люди.

Искрометный юмор диалогов героев фильма, преображение профессора Никитиной из аскетичной в романтическую особу, веселый характер молодой артистки Шатровой были бы невозможны без таланта Любови Орловой. Актерский ансамбль фильма подобран Александровым точно: все они - звезды первой величины. Черкасов, Раневская, Плятт, Коновалов, Сидоркин. Но главный бриллиант - Любовь Орлова.

За фильм "Весна" в 1947 году на Венецианском кинофестивале Александров получил Международную премию за оригинальный сюжет и режиссуру.

Любовь Орлова кроме кинематографа блистала в театре Моссовета. В театре все звали Орлову "Любочка", отмечая ее искренность в общении с людьми.
Правда, критики лет тридцать пишут, что играла она мало, практически в одном спектакле. А журналисты "желтой" прессы вообще публикуют про звезду сталинского кино всякие сплетни. Это: неуважение к прекрасной актрисе, каждый фильм которой восхищает зрителей.

А еще Любовь Орлова дружила с великим Чарли Чаплиным, вместе с мужем, Григорием Александровым постоянно ездила к нему в Америку. Это к репликам антисталинистов, что в то время диалога между СССР и США не было.

В шестидесятые годы Орлова перестала сниматься в кино. Новое время требовало от "самого важного из искусств" новых героев и сталинский глянец рабочих и колхозниц, профессоров и ткачих заменили "Девушки без адреса".

Но талант Любови Орловой восхищает спустя много лет: фильмы с ее участием показывают достижения граждан великой страны, где главными были люди. 


Рецензии
Кроме Орловой даже среди только актеров было немало людей дворянского или другого "непролетарского" происхождения.Что не мешало им делать карьеру.Они все скрывали свое происхождение? И если да, откуда его знаем мы?
С уважением

Игорь Семенников   01.02.2022 06:23     Заявить о нарушении
Дворянское происхождение мешало совгражданам делать успешную карьеру (за редким исключением, когда речь шла о представителях знатных родов вроде отпрыска рода князей Голицыных). Поэтому большинство потомственных дворян при советской власти в анкетах писали о своем происхождении "из служащих" (не только Любовь Орлова, но и, например, Петр Глебов, что формально соответствовало действительности). Больше того, отпрыск известного рода Римских-Корсаковых (Георгий, правовед по образованию) при советской власти благоразумно записался (при массовой паспортизации населения в 30-е годы) просто Корсаковым. Там, "где надо", отлично знали, что по отцовской линии Любовь Орлова происходила из дворян (шляхты) Полтавской губернии, а по материнской - из дворян великорусских, имевших аристократические корни (Безобразов). Там, "где надо" знали и об аристократическом происхождении Константина Симонова, которое тот, разумеется, не афишировал. Но советская власть не преследовала этих прославившихся на всю страну людей, понимая, что они приносят ей пользу.

Алексей Аксельрод   01.02.2022 11:06   Заявить о нарушении
Итого:
1.Дворяне свое происхождение скрывали, но «там, где надо» о нем «отлично
знали».
2.«Где надо» о нем «отлично знали», но это дворянам не мешало делать карьеру
вплоть до вхождения в правительство.
3.Если дворяне свое происхождение не скрывали, то только наиболее знатные,
титулованные: князья, графы.
4.Советская власть не преследовала не только этих прославившихся на всю
страну людей, но и многих, не столь прославившихся.
Чуден, право, наш мир!

Игорь Семенников   04.02.2022 15:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.