Термини и термы

(Из цикла «Азбука Рима»)
    Оказавшись  рядом с центральным вокзалом Вечного города, я задалась вопросом,  откуда происходит его название – Термини.
- Как всегда, из глубины веков, - пояснила сопровождавшая меня Лаура.-  Оно возникло от смыслового объединения двух слов. Терминус по-латыни означает пограничный камень, межа, граница, предел. Некогда так звали  древнеримское божество границ. На Капитолии был даже установлен пограничный камень Терминус, а в конце каждого года отмечались праздники Терминалии.
   Это название созвучно с  расположенными напротив термами  Диоклетиана. Только слово термы  идет от греческого «термос» - теплый, жаркий, горячий.
- А вокзал когда построили?
- Сначала тут была просто конечная остановка, Терминус, первой в Риме железнодорожной линии. Построили её в 1856 году, и она соединила столицу с соседним поселением Фраскати, где были  загородные резиденции  понтификов и кардиналов, богатых аристократов. Кстати, надо бы нам с тобой наведаться туда, чтобы поглядеть на роскошные виллы и сады с фонтанами и статуями, созданные великими архитекторами и художниками. Как-никак там работали твой любимый Борромини, а ещё Мадерно, Фонтана, Райнальди, Кавалер д’Арпино, Доменикино, Пьетро да Кортона и многие, многие другие. А какие там дивные смотровые площадки! Панорама открывается аж до самого Рима. 
    Кроме того, Фраскати славится своим вином, которое так и называется Фраскати и которое можно отведать в многочисленных остериях, называемых «фраскетте».
-  Позднее вместо простой платформы  папа Пий  IX в феврале 1863 года  соорудил скромный  вокзал. Но  в 1937 году, подготавливая Рим к  несостоявшейся Всемирной выставке  1942 года, Муссолини  со свойственным ему размахом задумал построить огромный и вместительный вокзал. Строительство прервала война. А новый вокзал,  завершенный к 1950  году, уже построили  в духе  универсального, безликого и бюджетного модернизма.  За чудовищные размеры римляне прозвали вокзал  «динозавром».
- Однако термы Диоклетиана, которые мы видим с порога вокзала, вероятно, превосходят его размерами?
- Прежде  эти термы занимали все окрестное пространство. Как ты помнишь, термы в древнем Риме  строили по образцу греческих бань.
- Удивительно, как  умело    римляне осваивали все лучшее из достижений соседних и покоренных народов.
- Первые термы в Риме,  на Марсовом поле, построил император Агриппа (25—19 годы до н. э.).  В своем завещании он повелел предоставить термы в бесплатное пользование народу римскому. Стремясь превзойти его в роскоши и размерах, свои термы строили императоры Нерон, Веспасиан, Тит, Траян, Каракалла.    В III веке в долине между холмами    Квиринал и  Виминал  император  Диоклетиан возвел самые большие термы, которые одновременно могли вместить более 3000 человек проживающих на трех окрестных холмах  Рима: Квиринале, Виминале и Эсквилине. 
    Раздевшись в предбаннике, человек мог пройти традиционным маршрутом через тепидарий с теплым воздухом, кальдарий с горячим воздухом, судаторий-парилку  и направиться в бассейн, либо мог  выбрать произвольный, предпочтительный для него порядок отдыха в  термах.
    Посетители приходили в термы не только для мытья и купания. Это был своеобразный центр культуры и отдыха с огромными зонами для прогулок, спортивными площадками, солярием, библиотекой. Здесь римляне любили отдыхать и приятно проводить время в обществе друзей,  заниматься спортом,  обсуждать политические новости и коммерческие дела. По сохранившимся фрагментам и теперь можно представить, каким великолепным было  внутреннее убранство терм с их мозаичными полами, мраморными колоннами, изящными скульптурами. Все это поражало посетителей.
- И прививало вкус к прекрасному. Ведь всем этим одинаково мог наслаждаться любой житель Рима.
- Хотя, многие знатные и богатые люди, как и ныне, предпочитали демократическим термам  домашние бани.
   Рассказывают, что император Тиберий,  увидев  однажды стоявшую  в термах статую молодого атлета работы великого греческого скульптора Лисиппа, решил продлить очарование и забрал ее к себе во дворец. Но поднялось такое народное возмущение, что едва до бунта не дошло. Так что пришлось императору статую вернуть на место.
   Кстати, судя по обилию императорских указов, настаивающих на размежевание мужских и женских отделений, совместное купание было в  Риме  вполне в порядке вещей.
- Как говорят, и у нас в русских банях. Однако, вернемся к  Диоклетиану. Это конец третьего века, если не ошибаюсь.
- Точнее с 284 по 305 год. Сын вольноотпущенника Диокл родился на берегах  Восточной Адриатики. Был он человеком умным, смелым и энергичным.  Вступив в римскую армию, он вскоре приобрел такую огромную популярность, что был избран императором.
- Помнится, это была целая эпоха так называемых «солдатских императоров». Тогда в течение 50 лет на римском престоле побывали 29  кратковременных  императоров, избранных могущественной армией.
- И он был последним из этих «солдатских императоров». Придя к власти, Диокл стал называться на римский манер Диоклетианом.  Он утвердил абсолютную власть императора  и ввел при дворе восточные обычаи. Особа императора в ту пору была окружена ореолом благоговения и трепета.
      В 285 году Диоклетиан разделил Римскую империю сначала на две части.  Западную препоручил своему соправителю Максимиану. Рим находился далеко от границ империи, и потому Максимиан провозгласил своей столицей Милан, где держал войска для защиты от нашествий соседних варваров.
- Позднее столицу переносили в Равенну, окруженную непроходимыми болотами.
- Себе Диоклетиан оставил Восточную часть со столицей Никомедия на берегу Мраморного моря. Позднее Диоклетиан в 293 г. поделил империю на четыре префектуры, чтобы защищать империю от нашествий врага во всех провинциях. Надо сказать, что Диоклетиан создал  надежную армию и правительство, жесткое, но зато стабильное. Он провел много разумных и целесообразных реформ, но остался в исторической памяти гонителем христиан. Новая вера распространялась повсюду с неимоверной быстротой. Она проникла даже во дворец, в его собственную семью. Диоклетиану пришлось даже свою жену и дочь заставлять  отречься от Христа.
- А ещё Диоклетиан запомнился тем, что через двадцать лет он сложил с себя императорскую власть и уехал  в Салону, нынешний Сплит. Там он поселился в огромном дворце на берегу моря и  еще девять лет спокойно прожил, разводя цветы и выращивая овощи.
- А в Риме память о Диоклетиане хранят  мощные, кирпичные стены, сохранившиеся от самых больших и величественных терм. По форме  это сооружение походило на термы Траяна, но по размерам было вдвое больше. Причем, по свидетельству историка Эвсебия, в строительстве терм принимали участие более 40 000 рабов-христиан.
- Для строительства он христианами не брезговал.
- С приходом варваров и распада римской империи величественные термы превратились в развалины, в склад строительных материалов. И  только в 1561 году, в эпоху Возрождения, папа Пий IV  решил прекратить дальнейшее разграбление терм. Он замыслил  построить на их месте величественный храм. Разработку проекта папа поручил  Микеланджело, которому в ту пору было уже 86 лет. Это была последняя архитектурная работа великого мастера.
-   Кстати, в одном из римских преданий говорится, что верный ученик Микеланджело, Антонио дель Дука, рассказал о диковинном видении, которое посетило его дядю, сицилийского священника. Святой отец как-то бродил среди  развалин терм Диоклетиана, сокрушаясь о гибельном действии времени и творя бесконечные молитвы. Вдруг перед его глазами воссиял «свет более яркий, чем белый снег». И в этом сиянии неожиданно возникла  фигура Богоматери, воспаряющая к небесам в окружении  ангелов и мучеников. Потрясенный рассказом, Антонио дель Дука представил себе в воображении эту картину и, вернувшись домой, тут же  запечатлел на холсте видение воспаряющей в небеса Богоматери в окружении   ангелов  и мучеников.
    Микеланжело   поделился этим рассказом с папой, и, по благословению понтифика, строящийся храм был посвящен Пресвятой Деве Марии с Ангелами и Мучениками, и получил название Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири.
- Только  Микеланджело со свойственным ему мастерством и фантазией мог так использовать уцелевшие стены старых терм. В качестве фасада он  оставил полукруглый  фрагмент  простой кирпичной стены со стороны площади. 
- Только крест да закрепленное на стене название  говорят о том, что за скромными  стенами  расположен потрясающий храм.
- Входим в церковь через вестибюль, который раньше служил  тепидарием, то есть согревал посетителей. А огромном зале  бывшего фригидария, где люди прохлаждались и плавали в огромном бассейне, Микеланжело создал  интерьер с планом в виде греческого креста.   Крестовый  свод главного зала опирается на восемь мощных гранитных колонн.
- Строительство, кажется, затянулось на века?     - Грандиозное  строительство, начатое Микеланджело,  завершилось только в 1749 году.
   Картину Антонио дель Дука, давшую название базилике, поместили в алтаре. А по остальным стенам храма разместили  восемь оригинальных картин из  перестраиваемой тогда базилики Святого Петра. Там их заменили мозаичными копиями.
       Свет внутрь храма проникает через огромные,  высоко поднятые «диоклетиановые» окна и  через окулюс, отверстие  в центре купола.
- Как в Пантеоне.
- А острый  луч света от специального отверстия, проделанного в своде, падает точно на  «Великий меридиан».
- Удивительно, как ученые и строители того времени смогли так точно всё рассчитать. Ведь меридиан сделали  по распоряжению папы Климента XI  к юбилейному 1700 году.
-  Да, все расчеты папа поручил  удивительному человеку: математику, археологу, историку и философу Франческо Бьянчини.  В соответствии с его расчетами беломраморную плиту с 45-метровой бронзовой полосой в центре поместили  точно по меридиану, пересекающему Рим по широте в 15 градусов. В дни  осеннего и весеннего  равноденствий,  ровно в полдень солнечный луч попадает точно в означенную точку. А в течение всего года в 12 часов луч света падает на соответствующие точки меридиана, иллюстрированные мозаичными знаками зодиака.
- Долгое время по этому меридиану сверяли все часы Рима. Теперь их  проверяют по залпу пушки, стреляющей в полдень с холма Джаниколо.
- А еще меридиан использовали для отсчёта годового цикла и определения точной даты празднования христианской Пасхи. Видишь, специальный указатель с латинской надписью: «Terminus Paschae».
- Хорошо бы выбрать время и сходить  в филиал Национального Римского музея. Он расположен в других отделениях бывших терм Диоклетиана, и там собраны такие интересные памятники доисторического, древнеримского и древнегреческого искусства.
-  Сколько же тут всего собрано! Представляешь, левую круглую по форме часть терм  удалось приспособить под планетарий. А справа, в прилегающем квадратном садике  бывшего монастыря, где любил отдыхать Микеланжело, сохранились, по преданию, посаженные им кипарисы. А ещё там есть  фонтан с мраморными дельфинами.
- Раз уж речь зашла о фонтане, то мы сразу отправимся на площадь Эседра перед базиликой. Трудно представить, но вся эта площадь тоже входила в термы Диоклетиана. Это была  огромная шестигранная площадка   для спортивных соревнований и спектаклей, окруженная  скамьями для зрителей.
     В XIX веке, когда Рим провозгласили столицей объединенной Италии,   площадь перед термами назвали  площадью Республики. Хотя римляне по привычке называют площадь  Эседрой. А вместо скамей со зрителями площадь  теперь ограничена  двумя  полукружьями  зданий.
-  Очередное предание связано с фонтаном  Наяд  в центре площади.    Скульптор Рутелли, которому поручили исполнение заказа, украсил фонтан   фигурами морских богинь. Каждая из этих богинь возлежит у одного из  четырех символов водных стихий: морской конь здесь представляет океан,  водяная змея – реки, лебедь – озеро, а ящерица – подземные потоки.
     В качестве моделей для морских богинь скульптор, на свой страх и риск,  выбрал  двух популярных  певиц, сестер – шансонеток, выступавших в  модном  кабаре.
    Однако чрезмерная  смелость, чувственность,  и даже некоторая  неблагопристойность  изваяний настолько  смутила  городские  власти,  что они никак не решались открыть фонтан.  Долгое время он так и стоял посреди города зачехленным. Но как-то ночью отчаянные молодые римляне сорвали покровы, и вскоре фонтан заработал, выбрасывая вверх искрящиеся струи воды.
   Рассказывают, что сестрички, служившие моделями для скульптур, до конца дней имели обыкновение каждый вечер прогуливаться у "своего" фонтана. А наезжавший в Рим из родной Сицилии  скульптор Рутелли  раз в год угощал их роскошным обедом в ресторане.


Рецензии