Утопая в его глазах

Стояла поздняя осень. Погода была скверная – накануне прошел дождь, да такой, что после него на асфальте остались огромные лужи, в которых вода смешалась с грязью и опавшей листвой; дул холодный северный ветер, от которого не спасало даже теплое пальто.

На автобусной остановке, как никогда, собралось много народа.

– Что-то автобуса долго нет, – проговорила пожилая женщина, посмотрев на часы. – Может сломался?

– Вряд ли, – ответил мужчина, – он в последнее время стал часто задерживаться, значит, дело не в поломке, а в маршруте. Если он через пять минут не подъедет, то я точно опоздаю к началу теннисного матча. И, как назло, ни одной «маршрутки»!

Лиза тоже опаздывала. В половине седьмого ей нужно быть на примерке у портнихи, но, по всей видимости, вовремя к ней она не попадет.

Девушка подошла к краю тротуара, чтобы посмотреть, не едет ли автобус, и в ту же минуту была обрызгана с головы до ног грязной водой, вылетевшей из-под колес машины, промчавшейся мимо на большой скорости.

– Ничего себе! – воскликнула Лиза от неожиданности. – Мое новое пальто, – добавила она, чуть не плача и разглядывая свою одежду под светом фонаря. – Какие ужасные пятна.

– Девушка, вы хоть номер машины запомнили? – поинтересовалась все та же пожилая женщина, остальные остались безучастными.

– Какой номер, – вздохнула Лиза. – Я не то, что номер, я даже марку машины не рассмотрела.

– Накупят себе дорогие игрушки, водить толком не умеют, а все туда же, – сокрушенно покачала головой женщина. – Что ж ты, деточка, теперь с одежкой делать будешь?

– Придется отдать в химчистку, – ответила Лиза, еще раз оглядев бурые пятна на своем пальто. – Хорошо, что это произошло вечером, – подумала она, – а не утром, по дороге на работу.

К портнихе она попала только в начале восьмого.

– Лизочка, почему так поздно? – спросила Роза Марковна, открывая дверь. – У меня уже другой клиент.

– Проблема с транспортом, – виновато ответила Лиза.

– Ну, ничего, проходи, я минут через двадцать освобожусь. А может ты торопишься?

– Нет, нет, – поспешила ее заверить девушка, – у меня много свободного времени.

– У такой красавицы, как ты, – лукаво подмигнула Роза Марковна, – времени свободного вообще не должно быть.

Лиза засмеялась.

– Батюшки! – воскликнула Роза Марковна, увидев пальто девушки. – Что с твоим пальто?

– Вы об этой прелестной картинке? – с иронией спросила Лиза. – Мне, пока я ждала автобус, пришлось принять душ из холодной воды с грязью – один лихач постарался. Придется завтра посетить химчистку...

– Никаких химчисток, – перебила ее Роза Марковна. – Твоим пальто я займусь сама, а ты пока пройди в зал и посмотри журналы.

Роза Марковна направилась, как она говорит, в свою «мастерскую», а Лиза прошла в зал и села на большой старинный кожаный диван, ставший для нее за два года, что она общается с Розой Марковной, родным, хотя он своим видом совсем и не вписывался в привычную современность жизни. Да и вообще, вся квартира старой портнихи выглядела необычно. Первое впечатление, которое складывается у посетителей, переступив порог, что это музей: повсюду висят картины, панно, вышитые рукой искусного мастера; много старинных фотографий, обрамленных в деревянные резные рамки; старинная мебель, доставшаяся Розе Марковне в наследство от прабабки; рушники, салфетки, скатерти, расшитые затейливыми узорами; но самой дорогой реликвией являются напольные часы ручной работы неизвестного итальянского мастера – ими Роза Марковна дорожит больше всего на свете.

Лиза взглянула на фотографию, стоявшую на секретере. На ней была изображена Роза Марковна, совсем еще юная, стройная, красивая еврейская девчушка с двумя косичками, в которые были заплетены ее густые черные волосы. Фотография была сделана сразу после войны, но ни одна черточка на ее лице не выдала те муки, боль и ужас, которые она пережила во время оккупации.

Жила Роза Марковна в трехкомнатной квартире совершенно одна – муж, Петр Андреевич, давно умер, а детей у нее не было. Каждый месяц, правда, ее навещал племянник покойного Петра Андреевича, живущий в Москве и занимающий высокую должность, но Лиза его ни разу не видела и начала сомневаться в том, есть ли он вообще, может старая женщина просто выдумала себе родственника – некоторые пожилые люди так делают, чтобы окружающие не думали, что они совсем одиноки.

Роза Марковна была великолепной портнихой. Та одежда, которую у нее шила Лиза, окружающими принималась за импортную, купленную в дорогих модных бутиках.

Старая женщина нравилась Лизе не только за свое мастерство, но и за понимание, дельные советы, которые она давала ей в различных ситуациях, за то, что была хорошим собеседником и просто замечательным человеком...

– Здравствуйте.

Лиза повернула голову, услышав мужской голос, и первое, что она увидела, это были васильковые глаза, в которых можно было утонуть, как в морской пучине.

– Здравствуйте, – ответила она, посмотрев на незнакомца, который стоял на пороге между прихожей и залом, облокотившись на дверной косяк, и, не скрывая своего любопытства, стала его рассматривать. Высокий, крепкого телосложения, темноволосый, но с легкой проседью, с правильными чертами лица, отдаленно напоминающий киноактера Микеля Плачидо, он свободно стоял и смотрел на нее слегка прищуренным взглядом, как смотрят уверенные не только в себе, но и во всем люди.

– Скучаете? – спросил он, подходя ближе.

– Нет, — возразила Лиза. – У меня есть чем развлечься, – и она показала на стопку журналов.

– Хотите, я угадаю, как вас зовут? – неожиданно предложил он.

Лиза внимательно посмотрела на мужчину – в его глазах прыгали озорные чертики.

– Не стоит, – улыбнулась она. – Я вижу, что вы и так знаете, как меня зовут.

– Откуда такая уверенность?

– Вы, наверное, племянник Розы Марковны, – догадалась Лиза. – Она о вас очень много рассказывала.

– Угадали. Александр Сергеевич, собственной персоной. Ясновидящего из меня не получилось, но я надеюсь, что это не помешает вам выпить со мной чашечку чая? Все равно тетя Роза еще не скоро освободится.

– Хорошо, – согласилась Лиза.

Чай был очень вкусным, и Лиза решила выпить еще одну чашку. На кухню заглянула Роза Марковна.

– Вы уже познакомились? – спросила она, как показалось девушке, очень довольным голосом. – Ну, не буду вам мешать. – Она вышла, тихонько прикрыв за собой дверь.

– Удивительная женщина, – восхищенно сказал Александр. – Я ее обожаю.

– Мне она тоже очень нравится, – высказала свое мнение Лиза, – поэтому я стараюсь бывать у нее как можно чаще.

– Как работа, как ученики? – поинтересовался Александр. – Еще не устали?

– А вы, похоже, все обо мне знаете, – сказала Лиза, ставя на стол пустую чашку.

– Еще не все. Я, например, никак не могу понять, как такая девушка, как вы, может быть одинока?

– А с чего вы взяли, что я одинока?
 
Александр взял руку Лизы, внимательно посмотрел ей в глаза и серьезно казал:
– У вас грустные глаза.

– Нормальные у меня глаза, – скованно сказала Лиза, освободив свою руку из теплого плена его ладоней.

– Неправда, – покачал головой Александр, – у вас грустные глаза. В них нет тех ярких огоньков, какие обычно бывают у влюбленных.

– А вы философ, – сделала заключение Лиза.

– Нет, практик, – поправил ее Александр. – Расскажите мне о своей беде и вам сразу станет легче.

– Да нет у меня никакой беды – уже давно все переболело.

– Рана, нанесенная душе, заживает не скоро. Расскажите.

– А рассказывать, собственно, и нечего. Просто год назад моя лучшая подруга вышла замуж за моего жениха.

– Такое пережить трудно, – задумчиво сказал Александр.

– Но я, как вы видите, это пережила и продолжаю жить дальше. Ладно, – сказала Лиза, вставая со стула, – пойду, посмотрю не освободилась ли Роза Марковна.

Пожилая женщина что-то раскраивала и была так занята работой, что не заметила вошедшую Лизу, а та стояла у двери и наблюдала, как пухлые пальцы портнихи быстро отмеряли нужную длину, а ножницы, сверкнув острым лезвием, разрезали уже готовое лекало. Это была работа мастера, знающего свое дело.

– Лизонька, это ты? – обернулась Роза Марковна, почувствовав на себе ее взгляд.

– Я, – ответила девушка, заходя в комнату. – Уже поздно. Может я заеду к вам в другой раз?

– Хорошо, милочка, встретимся завтра в семь часов вечера, – согласилась с ней портниха и, обращаясь уже к племяннику, крикнула: «Сашенька, отвези Лизоньку домой».

– Не нужно, – запротестовала Лиза, – я доеду на автобусе.

– Не упрямьтесь, – возразил ей Александр, – я все равно вас одну никуда не отпущу.

После таких слов Лиза была вынуждена согласиться.

Все дорогу они ехали молча, только девушка изредка говорила, какой дорогой лучше ехать к ее дому.

Когда машина подъехала к нужному подъезду и Лиза уже собралась выйти, Александр решил заговорить.

– Лизонька, – сказал он решительно, – я обещаю, что вас больше никто не обидит.

Она повернула голову и их взгляды встретились. Лиза застыла в ожидании чуда, утопая в его ясных, васильковых глазах.

– Почему-то я вам верю, – прошептала она взволнованно и в ее глазах появились яркие огоньки, какие обычно бывают у влюбленных.


Рецензии