Пастернак как великий богослов
Известно, что начиная с 1930 года в СССР было запрещено упопоминание Нового Завета.
В вдруг в 1947 году публикуется стихотворение Пастернака-Рассвет-,
в котором звучит
Вчера читал я твой завет и как от обморока ожил.
Была большая нахлобучка Главлиту и редактору, который оправдывался так-
я думал ,что это завет Ильича.
А теперь по сути статьи.
Считается, что богословие-это трактаты.
Но богословие может заключаться и в афоризмах и часто они действуют даже сильнее, ,чем трактаты.
Пастернак всегда тяготел к такому богословию.
Как бы между прочим он пишет-Богу ничто не мелко.
прекраснейший богословский афоризм.
Но апогея богословия Пастернак достиг в Докторе Живаго.Иногда даже этот роман называют Евангелием от Пастернака.
Религиозная лирика-самая трудная ,хотя ею увлекаются многие, не понимая фальшивости
своих стихов.
А вот у Пстернака стихи, приведенные в Докторе, -шедевры.
но и в прозе рассыпаны блестящие религиозные рассуждения.
Чего стоит подчеркивание неслыханной ранее простоты поведения Христа ,описанного в Евангелиях.
даки, герулы , императоры ,
скифы,
и вот в завал этой мраморной и золотой безвкусицы пришел этот легкий, подчеркнуто человеческий, намеренно провинциальный, галилейский и с этой минуты народы и боги прекратились и начался человек
Или-человек живет не в природе, а в истории , в нынешнем понимании она основана Христом и Евангелие есть ее обоснование.
Или-
звадна участь растоптанных, у них все впереди, это Христово мнение.
Жизнь-вечно себя обновляющее начало, она сама вечно себя переделывает и обновляет.
насильственностью ничего не добьешься, к добру надо привлекать добром.
Свидетельство о публикации №222013001030
Интересно прочитать о богословии Бориса Пастернака. И в своё время прочитать стихи Юрия Живаго было настоящим откровением для многих, не знакомых с жизнью веры в душе человека, настоящей духовностью. И я из их числа. На всякое упоминание об Иисусе Христе в советской литературе я смотрел как на некие новые ворота. Ворота, сияющие неземной красотой. Но сейчас это имеет более культурологическое значение.
И мне кажется, религиозность получает реальную силу воздействия, когда она показана в неразделённости с Церковью Христовой. С церковностью, таинствами. Например, и Лев Толстой чтил Евангелие, и писал о нём, а силу воздействия имела (по-моему) только сцена, когда в Бородино принесли икону Богородицы и народ неподдельно проявлял свою веру в Бога коленопреклонением, словами веры, выражающими их причастность к Церкви.
И ваш любимый философ Соловьёв в своей невоцерковлённости склонял читателя к мечтательности, а не к вере.
Вот великая сила Достоевского как человека и писателя - в его простой вере в Церковь, неотделимой от веры во Христа. В его напитанности Благодатью посредством молитв, Исповеди и Таинства Причастия. Роман "Братья Карамазовы" многих, многих привёл к вере.
Я плохо помню роман "Доктор Живаго", но почему-то ярко запомнилась сцена в начале, где молодые люди пришли после Богослужения на Пасху из Церкви, разговелись, заснули и... их обворовал какой-то нечестивец. Символическая сцена, предвещавшая несчастья.
Может я что-то забыл.
Спасибо, статья литературоведчески важная. Пастернак интересен.
Борис Силуанов 01.02.2022 22:00 Заявить о нарушении
И этот-не исключение.
Конечно, Пастернак только околоцерковен, но настолько велик
что ему прощается все .И дай Бог воцерковленным людям
соединить церковное величие с тем, что привнес в мир Борис Леонидович.
Достоевский ,конечно ,важнее, но мы дорожим всяким христианином, особенно такого уровня как Пастернак.
Я разделяю позицию священника Ткачева ,который призывает дорожить и католиками.
нас, христиан, так мало среди мусульман, конфуцианистов и атеистов
Владимир Зуев 6 01.02.2022 22:19 Заявить о нарушении
Католиками дорожим, ещё бы. Отделяя веру простых католиков от некоторых особенностей папизма.
Борис Силуанов 01.02.2022 22:47 Заявить о нарушении
Но
ведь он обратил огромные массы интеллигентов ко Христу.
Простой народ слушал Иоанна Кронштадтского, а молодежь
впервые обратилась ко Христу под влиянием Соловьева.
По ряду причин победил все-таки атеизм ,но труды Иоанна Кронштадтского и Соловьева не пропали даром.. Христианство все-равно теплилось под спудов и при переписи 1937 года большинство назвало себя православными, так что результаты побоялись опубликовать
Владимир Зуев 6 01.02.2022 22:51 Заявить о нарушении
Борис Силуанов 01.02.2022 23:29 Заявить о нарушении