Пастернак как великий богослов

Начну статью со следующего случая.
Известно, что начиная с 1930 года в СССР было запрещено упопоминание Нового Завета.
В вдруг в 1947 году публикуется стихотворение Пастернака-Рассвет-,
в котором звучит
Вчера читал я твой завет и как от обморока ожил.
Была большая нахлобучка Главлиту и редактору, который оправдывался так-
я думал ,что это завет Ильича.

А теперь по сути статьи.

Считается, что богословие-это трактаты.

Но богословие может заключаться и в афоризмах и часто они действуют даже сильнее, ,чем трактаты.

Пастернак всегда тяготел к такому богословию.

Как бы между прочим он пишет-Богу ничто не мелко.
прекраснейший богословский афоризм.

Но апогея богословия Пастернак достиг в Докторе Живаго.Иногда даже этот роман называют Евангелием от Пастернака.
Религиозная лирика-самая трудная ,хотя ею увлекаются многие, не понимая фальшивости
своих стихов.
А вот  у Пстернака стихи, приведенные в  Докторе, -шедевры.

но и в прозе рассыпаны блестящие религиозные рассуждения.

Чего стоит подчеркивание неслыханной ранее простоты поведения Христа ,описанного в Евангелиях.
даки, герулы , императоры ,
скифы,
и вот в завал этой мраморной и золотой безвкусицы пришел  этот легкий, подчеркнуто человеческий, намеренно провинциальный, галилейский и с этой минуты народы и боги прекратились и начался человек

Или-человек живет не в природе, а в истории , в нынешнем понимании она основана Христом и Евангелие есть ее обоснование.

Или-
звадна участь растоптанных, у них все впереди, это Христово мнение.

   Жизнь-вечно себя обновляющее начало, она сама вечно себя переделывает и обновляет.

насильственностью ничего не добьешься, к добру надо привлекать добром.


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый Владимир!
Интересно прочитать о богословии Бориса Пастернака. И в своё время прочитать стихи Юрия Живаго было настоящим откровением для многих, не знакомых с жизнью веры в душе человека, настоящей духовностью. И я из их числа. На всякое упоминание об Иисусе Христе в советской литературе я смотрел как на некие новые ворота. Ворота, сияющие неземной красотой. Но сейчас это имеет более культурологическое значение.
И мне кажется, религиозность получает реальную силу воздействия, когда она показана в неразделённости с Церковью Христовой. С церковностью, таинствами. Например, и Лев Толстой чтил Евангелие, и писал о нём, а силу воздействия имела (по-моему) только сцена, когда в Бородино принесли икону Богородицы и народ неподдельно проявлял свою веру в Бога коленопреклонением, словами веры, выражающими их причастность к Церкви.
И ваш любимый философ Соловьёв в своей невоцерковлённости склонял читателя к мечтательности, а не к вере.
Вот великая сила Достоевского как человека и писателя - в его простой вере в Церковь, неотделимой от веры во Христа. В его напитанности Благодатью посредством молитв, Исповеди и Таинства Причастия. Роман "Братья Карамазовы" многих, многих привёл к вере.
Я плохо помню роман "Доктор Живаго", но почему-то ярко запомнилась сцена в начале, где молодые люди пришли после Богослужения на Пасху из Церкви, разговелись, заснули и... их обворовал какой-то нечестивец. Символическая сцена, предвещавшая несчастья.

Может я что-то забыл.

Спасибо, статья литературоведчески важная. Пастернак интересен.

Борис Силуанов   01.02.2022 22:00     Заявить о нарушении
Уважаемый Борис, Вы знаете, как я ценю Ваши отзывы.
И этот-не исключение.
Конечно, Пастернак только околоцерковен, но настолько велик
что ему прощается все .И дай Бог воцерковленным людям
соединить церковное величие с тем, что привнес в мир Борис Леонидович.
Достоевский ,конечно ,важнее, но мы дорожим всяким христианином, особенно такого уровня как Пастернак.
Я разделяю позицию священника Ткачева ,который призывает дорожить и католиками.
нас, христиан, так мало среди мусульман, конфуцианистов и атеистов

Владимир Зуев 6   01.02.2022 22:19   Заявить о нарушении
Конечно, Владимир, именно сближать, а не разделять! Совершенно согласен с Вами. Пастернак светел.
Католиками дорожим, ещё бы. Отделяя веру простых католиков от некоторых особенностей папизма.

Борис Силуанов   01.02.2022 22:47   Заявить о нарушении
Итересно Ваше мнение о Соловьеве.
Но
ведь он обратил огромные массы интеллигентов ко Христу.
Простой народ слушал Иоанна Кронштадтского, а молодежь
впервые обратилась ко Христу под влиянием Соловьева.
По ряду причин победил все-таки атеизм ,но труды Иоанна Кронштадтского и Соловьева не пропали даром.. Христианство все-равно теплилось под спудов и при переписи 1937 года большинство назвало себя православными, так что результаты побоялись опубликовать

Владимир Зуев 6   01.02.2022 22:51   Заявить о нарушении
Я сам ответить не в состоянии. Если будет время, Владимир, найдите в книге о. Георгия Флоровского "Пути Русского Богословия" главу о В. Соловьёве как философе. А в книге М. М. Дунаева "Православие и Русская литература" - как о поэте. Уверен, Вам понравится.

Борис Силуанов   01.02.2022 23:29   Заявить о нарушении