Искушения

Пересказ с греческого подстрочника Евангелия от Матфея, глава 4.

«Тогда Иисус был возведён в пустыню Духом, чтобы быть искушённым дьяволом. И постился сорок дней и сорок ночей, испытывая голод. И подошедший дьявол сказал Ему, что если Ты есть Сын Бога, то скажи, чтобы эти камни сделались хлебами. Он же ответил, что написано, что не на хлебе одном будет жить человек, но и всяким словом, исходящим из уст Бога.

Тогда дьявол забирает Его в святой город, и ставит на выступ Храма, и говорит Ему, Если Ты есть сын Бога, бросься вниз; ибо написано,  что: Бог Ангелам Своим прикажет о Тебе и на руках поднимут Тебя, чтобы не ударил о камень ногу Твою. Иисус опять отвечает ему, что также написано: не искушай Го;спода Бога твоего.

Опять забирает Его дьявол на гору высокую очень, и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит, что отдаст всё, если Иисус павший поклонится ему. Тогда говорит ему Иисус: Иди прочь, Сатана; написано ведь, Господу Богу твоему будешь поклоняться, и Ему одному будешь служить. Тогда пускает Его дьявол, и вот ангелы подошли и служили Христу».  (Мф 4:1-11).

 
О чём тут речь? Кто такой дьявол-сатана? Кто это? Мистический персонаж или внутренний голос? Некая сила искушения или вымысел? От голода может, конечно, померещится что угодно, но это уже невозможно ни доказать, ни опровергнуть. Что было, то было. Безусловно, в реальности трудно вообразить, что некто берет человека, весом взрослого тридцатилетнего мужчины, и несет его в пространстве, как на «ковре-самолёте» в другой город. Или на крышу высокого здания, или на очень высокие горы, откуда видны все царства мира. Хотя, в современном мире это легко не только представить, но и осуществить, поскольку, есть самолёты и даже космические корабли, откуда видны и все царства, и вся земля.

Также непонятно, зачем вообще в одиночестве голодать сорок дней и ночей? Чтобы закалить волю? Видимо, так и есть. Следовательно, даже сверхчеловеку, каким является Христос, нужно прикладывать усилия и проходить испытания, чтобы соответствовать своему высокому званию и быть готовому к выполнению своей миссии. Просто так на голову ничего не падает даже Богочеловеку. В этой жизни всё достигается через терпение и труд для всех без исключения, а значит, мало молиться и просить, нужно ещё трудиться и соответствовать.

Не менее поучительна беседа Христа с искусителем. Это уже не разговор жены и змея в райском саду, где Ева легко повелась на уловки искусителя. Иисус держится уверенно и отвечает отказом на все предложения дьявола. А предложения весьма соблазнительные.

Вначале дьявол предлагает хлеб голодному, но Иисус отказывает,  поскольку, срок испытания ещё не окончен. Очевидно, что Христос  считает взятые обязательства важнее насыщения, даже в тяжёлую нужду. Далее дьявол предлагает Христу спрыгнуть с крыши, чтобы продемонстрировать своё превосходство и защиту Высших сил. Но Христос этого не делает, поскольку, тем же Богом запрещено искушать судьбу. Таким образом Иисус ставит соблюдение заповедей Бога выше, чем демонстрация доказательств Своей неуязвимости. Чего, кстати, не скажешь о современных священнослужителях, которые только и демонстрируют «чудеса» своей неуязвимости и богоизбранности.

В заключении сатана предлагает Христу все царства мира и их славу, но Христос отказывается, поскольку, Сам является Царём мира, и больше Его славы в мире нет ничего. Об этом, видимо, стана не знал, а может, знал, потому и спросил, чтобы окончательно убедиться в этом. Заодно, теперь в этом  может убедиться каждый, кто прочтёт Евангельскую историю.

Коротко, суть искушений сводиться к тому, что со злом нельзя договариваться, как бы трудно тебе не было. Нельзя продаваться за еду и сиюминутные удовольствия. Также опасно подаваться на провокации и доказывать своё превосходство и неуязвимость, особенно: на «слабо». А главное, никогда не следует идти на компромиссы со злом, какими бы заманчивыми не были предложения и слава. Высшая ценность это сам человек, но только тот, кто служит Богу, то есть следует заповедям чести и совести, а значит, соблюдает свои обязательства и всего добивается терпением и трудом.


Рецензии