Почему кино?

Для многих кино - это, исключительно, способ развлечения. Для меня - это нечто большее, гораздо более значимое, чем просто способ релаксации, хотя и счастье гедонизма никто не отменял. Сегодня я предлагаю вам пройтись со мной по всем пунктам, приоритетным для меня и, наверное, для многих.

Кино, как способ развлечения

С самого детства телевизор ассоциировался у нас с отдыхом.  И действительно, мультфильмы, Один Дома, Гарри Поттер и пр. были лакомством, только не для тела, а для души. Помните, как в детстве дессерты доставались исключительно после плотного "нормального" обеда? Так и телевизор можно было смотреть после выполнения домашнего задания. Вплоть до старших классов кино воспринималось мной как лакомство, несерьезный вид искусства, которое нацелено не развивать, а развлекать, что, в принципе, неудивительно, так как часто кино противопоставлялось литературе, не пользу первого. Даже в школе, когда близился конец семестра или учебного года, нас "баловали" просмотром той или иной экранизации, что, в целом отлично, если бы не делался такой акцент на том, что это всего лишь "баловство". 

Кино, как способ путешествиям по закоулкам чужой души

Однако, я росла, а с ним и знакомилась с бОльшим количеством фильмов. Одними из моих первых серьёзных фильмов были Трасса 60 и Интервью с вампиром. А что можно и так?  Внезапно я осознала, что кино - это не просто диванный аттракцион, а перо, при помощи которого режиссер может выражать глубокие экзистенциальные мысли, волнующие многих.  "Не литературой единой", - подумала я, и с каждым годом знакомства с великими творениями росли. Так я познакомилась с Аранофски, Ноланом, Триером, Ким Ки Дуком, Бергманом, Тарковским, Лантимосом, Тешигахара и многими другими, которые оказали на меня огромное влияние. Для меня кино превратилось в некое путешествие в совершенно разные миры.  Каждый раз , включая фильм, я ждала определенное подобие откровения и надеялась на то, что режиссер совершит еще одно чудо и поразит.  Как верная поклонница и единомышленница Нолана (особенно благодаря фильму Престиж, о котором мы поговорим чуть позже), хотелось бы процитировать рассказчика как раз из этого фильма:
"Публике известна правда. Мир очень прост, мир убог, совершенно лишен магии. Но сумев обмануть ее хоть на секунду, ты заставишь её изумиться".
И да, каждый раз включая фильм, мне хочется изумиться ломающему ментальные шаблоны ракурсу, который выберет режиссер дабы преподнести ту или иную идею, пусть и простую, пусть и известную публике, вам, мне.  Кино - изумительный способ увидеть мир глазами другого человека, а значит, не просто увидеть его по-новому, но и зачастую увидеть совершенно другой мир.   Хочу привести ещё одну цитату, на этот раз режиссёра Дзига Вертова, которая может прекрасно  подытожить этот абзац:
 "Я — киноглаз. Я — глаз механический. Я, машина, показываю вам мир таким, каким только я его смогу увидеть".
Говорят, сколько языков ты знаешь, столько раз ты - человек. Так почему же не включить киноязык  (с огромным множеством кино-диалектов) в это выражение?

Кино, как способ общения

Застряв в мире кино глубоко и навсегда, я решила пустить свои кино-корни. А именно связать свою деятельность с этой сферой. Активно изучая социологию, антропологию, а в магистратуре уже и политологию, наряду с лингвистикой,  я поняла, что идеологическая пропаганда - великолепная, и что самое главное, "очень моя" тема для магистерской диссертации.  Это помогло зауважать этот вид искусства еще больше. Разумеется, кино - это способ развлечения и саморазвития. Но также кино, как и любой вид искусства - это великолепное средство коммуникации и транслирования идей. В силу своей огромной популярности, при помощи кино можно доносить, а иногда и насаждать те или иные идеи, прививать те или иные привычки, просвещать, в конце-то концов.  К идеологической пропаганде можно относиться по-разному, зависит все от того, что пропагандируешь и каковы твои цели. Однако, к вещам, которые неизбежны и перманентны я предпочитаю относиться как к данности. Идеологическая пропаганда - некая константа, сопровождающая социальную жизнь человека на протяжении всей истории нашего вида. И, наверное, я повзрослела настолько, что максималистское мышление стремительно меняется в сторону осознанно-объективного, поэтому я принимаю всё, что предлагает этот не черно-белый, а разноцветный мир, со всеми его изъянами, и не ограничиваю себя идеей искоренения всех изъянов, но стараюсь видеть свет даже, там, где есть и тьма. Это касается и кино-пропаганды, ведь есть огромное количество фильмов, которые продвигают прекрасные, правильные идеи и мысли. Ведь глупо было бы не воспользоваться таким массовым, и самое главное, приятным способом вещания, чтобы донести то, что пойдёт человеку и, даже, человечеству на пользу.

Кино, как зеркальное отражение самого себя

Но, наверное, невозможно было бы полностью принять мир кино без личной связи и сопряженности с этим миром. Осознание своего "я" - это, то, что отличает нас от других животных. Соглашаясь со словами Декарта "Я мыслю, следовательно я существую", а также с постулатами персонализма, для меня огромной ценностью является способность изучать не только внешний мир, но прежде всего и свой внутренний. Кино позволяет раскрывать в себе забытые, не найденные, а порой и спрятанные отголоски своего характера, жизненных приоритетов, убеждений, порывов, которые по какой-то причине спят. Я думаю, для каждого человека у этой вселенной есть "свой фильм" (собственно, это относится и к "своей книге", "своей симфонии", "своей картине"), который отражает сущность человека, и который для него очень важен. Если мы найдем такое произведение, мы сможем изучать его для того, чтобы было проще изучить и понять себя. Для меня одним из важнейших фильмов является "Престиж" К. Нолана,  благодаря которому  я многое узнала о себе, о мире и о себе в этом мире. Посмотрев его, вы возможно не увидите и доли того, что увидела в нём я, но где-то вас точно ждет фильм, в котором вы увидите и найдете для себя гораздо больше, чем остальные.
 
Кино, как психотерапия

И, конечно, кино - это великолепный залог своего ментального здоровья. Этот иллюзорный мир очень часто позволяет нам остановиться, взять паузу, забыться, повеселиться, а может и смачно погрустить. Одни люди ходят на терапию, другие ложаться в рехабы, третьи увлекаются духовными практиками. А киноманы смотрят кино.  Я ни в коем случае не рекомендую убегать от проблемы, напротив,  я всегда призываю проблемы решать. Однако, существуют ситуации, например, такие как внезапный локдаун в начале пандемии, когда ты никак не можешь повлиять на происходящее.  Я считаю, что отвлечение от таких эпизодов при помощи искусства - гораздо полезнее, чем фокусировка  на безысходности. И, давайте, по-честному, в этой жизни очень мало безвыходных ситуаций, и чаще всего отключившись и оторвавшись от деструктивных мыслей хоть на пару часов при просмотре фильма, можно увидеть не только свет в конце тоннеля, но и много средств выхода к этому свету.

Вот, что для меня значит кино.

А что такое кино для вас?


Рецензии